Местечко Глуск. Семен Хархурин: импресарио из общества «Урожай». Ч. 31.

203
Подготовила Ольга ЯНУШЕВСКАЯ
Продолжаем публикацию цикла «Местечко Глуск», основанного на книге Наума Сандомирского «Местечко-2». Мы снова перенесемся в прошлое Глуска – маленького белорусского местечка, где бережно хранятся воспоминания и уникальные истории.

Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30.

Август 2024 года. Глуск. Вход на Центральный стадион. Фото: Александр Чугуев.
Август 2024 года. Глуск. Вход на Центральный стадион. Фото: Александр Чугуев.

«Если появление супругов Носовых в какой-то степени случайно, то есть человек, без которого рассказ о местечке все равно, что Париж без Эйфелевой башни, Марья без Ивана… Песня без баяна…, – пишет Наум Сандомирский в книге «Местечко-2». – Человек этот – Семен Львович Хархурин, многолетний «импресарио» из общества «Урожай». Вообще это, как утверждают итальянцы, лицо, которое организует зрелища. Но разве спорт – не зрелище? Ведь «урожаи» свои пожинал не на хлебных нивах и картофельных плантациях, а совсем на иных ристалищах.

И тут равных Хархурину не было. При необходимости – мог в течение нескольких часов собрать команду даже по тем видам спорта, которые в поселке отродясь не культивировались. У него и пенсионерки могли начать синхронное плавание осваивать, а их мужья на стенде специальном из гладкоствольного ружья дробью по мишеням-тарелочкам «влепить». Да так, что ни одно метательное устройство с ними не справится. Словом, не было задач для Семена Львовича непосильных.

Август 2024 года. На Центральном стадионе Глуска. Фото автора.
Август 2024 года. На Центральном стадионе Глуска. Фото автора.

Ах, вам надо встретиться с олимпийским чемпионом по тяжелой атлетике Леонидом Тараненко? Ради Бога… Никаких проблем!.. Александр Медведь, трехкратный победитель Олимпиад и многократный мира давно в Глуск не заглядывал? Безобразие! Подать его сюда. И «подавал». Видимо, просто не существовало таких дверей, куда не удалось бы достучаться Семену Львовичу. Стража у дверей Тимура, которую вспомнил в предыдущей главе – не более чем разминка. Большой пробивной силы был импресарио.

И если нельзя быть объективным, не сумев обосновать свои оценочные критерии, то я их обосновал. И у Тараненко, и у Медведя интервью брал. А приведись Хархурину жить сегодня, оставался бы шанс с Аллой Пугачевой или Майклом Джексоном на «брудершафт» выпить. Для Семена Львовича такие «вершины» были вполне по плечу.

Август 2024 года. Глуск. Хоккейная площадка на Центральном стадионе. Фото автора.
Август 2024 года. Глуск. Хоккейная площадка на Центральном стадионе. Фото автора.

Он постоянно жил с повышенным общественным градусом. На короткой ноге со всеми руководителями, нередко даже районного масштаба. И у него это вовсе не выглядело, как импровизация на тему: «Ко мне. Мухтар!» Все было непосредственно и без далеко идущих личных целей. Если что и выигрывало при этом, то только спорт, который он курировал. В общем, впечатление от него было такое: человек в 35-градусную жару напялил на себя еще и плотный, толсто вязаный свитер.

С медленной походкой представить его было просто невозможно. Быстрый мелкий шаг с резкой отмашкой левой руки. Комплекцией напоминал школьного хрестоматийного Чичикова с набором гоголевских определений типа «ни толст, ни тонок». Что-то в таком роде. На щеках постоянный румянец. Как позже выяснилось, совсем здоровый. Всегда в движении…

2004 год. Глуск. Фото из архива Игоря Кирина.
2004 год. Глуск. Фото из архива Игоря Кирина.

Каждым днем прожитой жизни Семен Львович будто убеждал себя: нет маленьких людей – есть просто плохо заметные. Самого-то его трудно было не заметить. Да что там трудно… Невозможно. Ничего от логики оловянного солдатика. Дескать, не позволяй себе больше, чем можно позволить. Всю жизнь он искал для района какое-то золотое спортивное руно на обычном пастбище. И как жаль, что рано ушел, не дождался. Сегодня, по-моему, как раз его время!

Семен Львович и умер как-то на ходу. Даже после серьезного инсульта не захотел успокоиться. Все тянуло на рабочее место. В один непрекрасный день сел за рабочий стол своего «урожаевского» кабинета и больше из-за него никогда уже не встал. Умер, как умирают иногда актеры на сцене.

2000-е. Глуск. Район Слобода и трасса Глуск-Бобруйск. Фото из архива Игоря Кирина.
2000-е. Глуск. Район Слобода и трасса Глуск-Бобруйск. Фото из архива Игоря Кирина.

И если действительно есть какая-то другая, потусторонняя жизнь, где он уже встретился со своей мамой Ниной Яковлевной Грайфер, женщиной тоже весьма и весьма своеобразной, то можно за него быть спокойным: он и там не пропадет».

Продолжение следует!

* * *

Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!

Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!

Электронная почта корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.