Местечко Глуск. Необычный человек с улицы Комсомольской: Никифор Тупица. Ч. 23

107
Подготовила Ольга ЯНУШЕВСКАЯ. Фото: Александр Чугуев.
Продолжаем публикацию цикла «Местечко Глуск», основанного на книге Наума Сандомирского «Местечко-2». Мы снова перенесемся в прошлое Глуска – маленького белорусского местечка, где бережно хранятся воспоминания и уникальные истории.

Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22.

Август 2024 года. Глуск, улица Комсомольская. Фото автора.
Август 2024 года. Глуск, улица Комсомольская. Фото автора.

«По дороге на Поблин, резко свернув налево, мы попадали на Тупицын хутор, – пишет Наум Сандомирский в книге «Местечко-2». –Ходили туда в основном за грибами, дичками, рябиной… Мы – это несколько мальчиков с нашей улицы Комсомольской плюс Коля Тупица – внук того самого глухого звонаря Николая Тупицы, который когда-то в этих местах хозяйничал. Никакого хутора, разумеется, к тому времени уже не было, оставалось одно только название, как воспоминание о нем.

Август 2024 года. Глуск, улица Комсомольская. Дом, где жила семья Никифора Тупицы.
Август 2024 года. Глуск, улица Комсомольская. Дом, где жила семья Никифора Тупицы.

А вот сын старого Тупицы, Никифор, считал иначе и любил поработать тут, как бывший хуторянин. Ему и при советском строе удавалось жить единоличником, держа в старом, длинном покосившемся сарае то быка, то коня, на которых потихонечку и промышлял. Небольшой их двор вечно был завален дровами, прочими дарами леса. Вот так и сосуществовал с властью. Впечатление такое, будто обе стороны друг друга не замечали и их такой симбиоз устраивал.

Что касается самого Никифора, то человек он запоминающийся по-своему неординарный. Высокий, сутулый, худой, с намечающейся лысиной. «Пробелы» на голове с лихвой компенсировались обильной растительностью телесной. Особенно на груди. Не раз, например, заставал его за таким занятием. Оголившись до пояса, он брал в руки парикмахерскую машинку и долго сам себе производил стрижку, отчего седые волосы вскоре отрастали еще более густыми и мохнатыми.

Август 2024 года. Глуск, улица Комсомольская. Дом Никифора Тупицы - справа. Фото автора.
Август 2024 года. Глуск, улица Комсомольская. Дом Никифора Тупицы - справа. Фото автора.

По психологии своей так до самой смерти и оставался хуторянином. Жил только тем, что непосредственно входило в сферу его личных интересов. Запомнился мне очень характерный эпизод, связанный с ним. На том месте, где сейчас гостиница, стоял дом сестер Древиных. Обе не вышли замуж, посвятив свою жизнь воспитанию трех оставшихся без родителей племянников.

Август 2024 года. Глуск, улица Комсомольская. Вид на церковь Рождества Христова, бывшую Свято-Богоявленскую.
Август 2024 года. Глуск, улица Комсомольская. Вид на церковь Рождества Христова, бывшую Свято-Богоявленскую.

Так вот однажды летним вечером, когда мы, как не раз бывало, сидели на лавочке их дома, вдруг кто-то сказал, что горит мельница. И действительно, когда, перейдя дорогу, подошли к воротам церкви, то увидели большое зарево. И тут как раз возник встревоженный Никифор Тупица.

– Суседки, де горить?

– Да на мельнице, говорят…

– А-а-а… Так это не опасно, – удовлетворенно заметил он и успокоенный, своей неспешной развалистой походкой потупал домой. Никогда не забуду, как даже я косвенно «пострадал» из-за этого самого Никифора. После уроков, в тех самых классах с раздвижной стенкой, шло общешкольное комсомольское собрание.

Август 2024 года. Глуск. Наум Сандомирский на улице Комсомольской, где прошло его детство.
Август 2024 года. Глуск. Наум Сандомирский на улице Комсомольской, где прошло его детство.

Повестка: выборы секретаря. И когда, понимая бесперспективность своего варианта, все же назвал кандидатуру его сына Коли, моего соседа и школьного товарища, то, всеми это было воспринято не более чем шутка. Кто-то из учителей заметил, что его отец единоличник, чуть ли не кулак, а тут всякие лезут с такими несерьезными предложениями. Тогда я гордо возразил, что Павлику Морозову такое обстоятельство не помешало стать национальным героем. Слово за слово, не на шутку разгорелась незапланированная дискуссия, в результате которой начали нервничать не только в президиуме, но и комсомольцы.

Август 2024 года. Глуск, улица Комсомольская. Дом, где прошло детство Наума Сандомирского.
Август 2024 года. Глуск, улица Комсомольская. Дом, где прошло детство Наума Сандомирского.

А в результате меня вообще попросили покинуть собрание, чего долго и упрямо не делал. Так продолжалось, может, около получаса. Когда уже по-настоящему стал роптать весь зал, вынужден был покинуть его. Но поскольку напоследок ляпнул, что делаю это только уважая мнение товарищей, а не дирекции, то стоило мне сие заявление еще двух очередных недель исключения из школы. Более того, как прокомментировал директор, такой щадящий срок был выбран только из-за уважения к родителям. Сам же школьный «диссидент» заслуживает более строгого наказания. Вплоть да полного отлучения от учебного процесса с переводом в одну из сельских школ. Что-то наподобие пушкинской ссылки. Но отец, как Матросов, который раз прикрыл меня своим телом.

Вот один из ярких эпизодов, прочно связанный с незабвенным Никифором Тупицей. А маленький домик на Комсомольской стоит и сейчас…»

Продолжение следует!

* * *

Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!

Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!

Электронная почта корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.