Местечко Глуск. Драма и юмор на сцене самодеятельного театра. Ч. 9

2549
Подготовила Ольга ЯНУШЕВСКАЯ. Фото из архива Наума Сандомирского
Продолжаем публикацию цикла «Местечко Глуск», основанного на книге Наума Сандомирского «Местечко-2». Мы снова перенесемся в прошлое Глуска – маленького белорусского местечка, где каждая улочка, каждое здание хранит свои уникальные истории.

Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8.

1970-е. Борис Сандомирский, художественный руководитель районного Дома культуры, создатель самодеятельного театра и отец писателя Наума Сандомирского.
1970-е. Борис Сандомирский, художественный руководитель районного Дома культуры, создатель самодеятельного театра и отец писателя Наума Сандомирского.

«А [в Глуске] была самодеятельность в те годы знатная, – пишет в книге «Местечко-2» писатель Наум Сандомирский. – Не только танцевально-песенного плана. Художественный руководитель, он же по совместительству мой отец, был по образованию профессиональный актер, закончивший до войны в Москве театральное училище. Используя свой прежний опыт, создал студию, в которой на протяжении многих лет ставились спектакли и одно время даже упорно шли разговоры о присвоении звания народного театра, чего не захотел сам руководитель. Это значило бы взвалить на себя ответственность на долгие годы вперед. Иди знай, как сложится ситуация, а вместе с нею и перспектива. А пока она была благосклонной, «замахивались» на многое. Играли пьесы Розова, Арбузова, Корнейчука, Островского… Мне почему-то запомнился один революционный спектакль, где самодеятельный артист, наверное, от волнения вместо слова «хоругви» почему-то говорил звучавшее неприлично «херугви». Оно, как назло, встречалось по ходу пьесы часто, что вызывало удовольствие зрителей. Кстати, ходили на спектакли охотно, даже платные. Особенно хорошо принимали зубного врача Лидию Сергеевну Остапчук, домохозяйку Валентину Николаевну Дубинскую, учителей Елену Флориановну Лянсберг и Михаила Александровича Войтко. Последний кроме всего прочего был очень интересным, оригинальным человеком.

1960-е. Борис Наумович Сандомирский на рабочем месте.
1960-е. Борис Наумович Сандомирский на рабочем месте.

А главное, с какой-то врожденной интеллигентностью. Тихий, незаметный, с «эффектом отсутствия», он резко преображался в компании, особенно если приходилось немножко побаловаться спиртным. Он хмелел не быстрее других, но как-то заметное шутки «отскакивали» от него, как от столичного конферансье. С той только разницей, что были тоньше, изящнее, добры и безобидны. Его смерть в конце 80-х была так же тиха и необременительна, каким был сам Михаил Александрович. Он умер от сердечного приступа на рыбалке. Упал на дно лодки, так больше и не встав.

1960-е. Борис Сандомирский ведущий на "Новогоднем огоньке".
1960-е. Борис Сандомирский ведущий на "Новогоднем огоньке".

Предчувствие с сомнительными перспективами не обмануло режиссера. Интерес к драме у глусчан постепенно пошел на убыль. Их не интересовали ни Бернард Шоу, ни Оскар Уайльд. Появился более стойкий интерес к эстрадному направлению жанра. Пьесы сменились юмористическими и сатирическими сценками, монологами.

Примерно 1968 год. Агитбригада Глусского РДК после одного из концертов в Кировске. Наум Сандомирский (крайний слева), был на концерте в качестве конферансье.
Примерно 1968 год. Агитбригада Глусского РДК после одного из концертов в Кировске. Наум Сандомирский (крайний слева), был на концерте в качестве конферансье.

Особенно заметной стала такая тенденция с приездом выпускника культурно-просветительного училища некоего Бекиша, который даже сам стал пописывать, готовя нечто вроде эстрадно-сатирического ревю на местные темы. На каждом очередном концерте зрители в напряжении думали: куда же придется очередной удар самодеятельных артистов. По торговле, транспорту образованию, бытовому обслуживанию?.. Чаще всего, помню, доставалось первым. Но только очень вскоре «неофит» уехал, поступив в Минский театрально-художественный институт, на режиссерское отделение. Позже, когда в титрах одной из телепостановок случайно встретилась фамилия Бекиш, тут же подумалось: а не тот ли это самый?

1980-е. Борис Сандомирский с участницей художественной самодеятельности в парке.
1980-е. Борис Сандомирский с участницей художественной самодеятельности в парке.

Как бы там не было, ускорения было дано. Глусский МХАТ с его малыми хохмами на актуальную тему включил свои обороты на полную катушку. В этом качестве блистали кроме художественного руководителя Юрий Наумович Фуксон, зубной техник Аркадий Семенович Генделевич. Достаточно им было выйти на сцену, чтобы на лицах зрителей появилась улыбка, которая по ходу выступления превращалась в гомерический хохот. Позднее неплохо проявляла себя в этом неожиданном для профессионального музыканта качестве, директор музшколы Галина Сергеевна Былинская».

Продолжение следует!

* * *

Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!

Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!

Электронная почта корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.