Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11.
«Помню, еще и двух месяцев не успел побыть в должности редактора районной газеты, как верующие принесли обращение к жителям глусчины, – пишет в книге «Местечко-2» Наум Сандомирский. – Дескать, наша Богоявленская церковь не золотокупольная, как о том в одной из песен Высоцкого поется. Но Господь примечает любую, даже самую скромную.
Что не все располагают одинаковыми возможностями. Кто-то может пожертвовать миллионы, кто-то всего тысячу рублей, а на весах Всевышнего дар будет оценен одинаково, ибо он от души и сердца. Вот и помогите, братья и сестры, вывести до конца все восемь ее куполов.
И в тот момент подумалось: что ж мы за люди такие? Сначала взорвем храм Христа Спасителя, а лет через 50-60 заново отстраиваем. Так и с нашей поселковой церковью получилось. Прицепили тросом колокольню к могучему трактору и «завалили». До сих пор в ушах звон стоит. И не сказать, что ропот сопротивления был сильным. Кто-то от бессилия плакал, кто-то недоумевал, кто-то вообще неадекватно реагировал, вдруг начав балагурить… Отдельные реплики недовольства так и не «подросли» до уровня общего протеста… Потому и не имел получивший приказ механизатор никаких проблем. Моральных же у него и до этого, надо полагать, не водилось. Через годы по этому поводу как-то написалось:
В той толпе я мальчишкой стоял.
Помню день тот: и подлый, и глупый,
Когда колокол медный подмял
Громко рухнувший оземь купол.
А теперь спохватились: есть Бог,
Значит, есть и грехов отпущенье.
Отдав душу свою под Залог,
Ищем смысл в запоздалых крещеньях.
Заблудилась благая весть
На нелегких дорогах века.
Нет религии
Выше, чем честь,
Чем достоинство быть человеком.
Кому мешала эта скромная церквушка? Кому мешали тихие богомольные старушки Агафья Михайловна Климчик и Евгения Ивановна Маевская, десятки похожих на них, этих милых и добрых божьих одуванчиков они умирали, так и не поняв толком, что же произошло. Чем уж так не по душе пришлись поп Иван Мигай, староста Яков Соколовский, глухой звонарь Николай Тупица? И как жалко, что вместе с ними ушли в небытие церковный уютный цвинтор с сиренью, крестный ход вокруг церкви, обряды венчания со звоном колокольчиков на тройках лошадей…
А какая Пасха была со всенощной. Мы жили рядом с церковью и всегда накануне ее заезжали к нам дедушкины земляки из Зубаревич. Дом превращался в гостиницу, где каждое свободное место становилось спальным.
Сколько интересных, несуетных разговоров, иногда превращавшихся в сравнительный анализ иудаизма и христианства. Ведь это сейчас Пасха нередко только лишний повод выпить. Тогда же она была ближе к своей конфессиональной, вероисповедной сути, а потому и настоящим праздником. И как хорошо, что жизнь вместе с возведением новой церкви на новом месте возвращает нам надежду.
Как хорошо то, что многие мои земляки душевно откликнулись на событие, по мере возможности жертвуя свои сбережения на благо общего дела. Отреагировали и те, кто давно уехал, но сердцем остается здесь, в родном Глуске».
Продолжение следует!
* * *
Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!
Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!
Электронная почта корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.