Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2.
«Разговор пойдет не о рынке ценных бумаг, иностранной валюты. Это совсем другая «биржа», – пишет в книге «Местечко-2» Наум Сандомирский. – Тусовочная. Здесь мои земляки всегда любили поговорить за жизнь. Молодые о спорте, девочках, рыбной ловле и планах на ближайший вечер. Люди постарше все больше о политике. Как и ильфо-петровских «пикейных жилетов» их тоже всегда интересовал взгляд на «болгарский вопрос». Все это в перебивке тем меркантильно-бытового плана: где, как, что, по чем? И так дни, месяцы, годы десятилетия… «Биржа», как и соседний парк, знакомила, женила, обсуждала, давала «добро» или браковала, провожала на пенсию, хоронила.
Рассказывали, долго ходил сюда один старичок. Купит газету в киоске и обязательно здесь задержится. Так примелькался, что если не занимал в привычное время свое привычное же место, то оно воспринималось уже, как «сквозняк пространства». Но вот однажды не пришел. День. другой, третий… «Биржа» отреагировала удивленно. А в конце недели кто-то уже не выдержал. Дескать, что ж это старик себе позволяет? Запишем ему прогул (так «биржа» шутила). А у старика-то между тем причина оказалась уважительной: он умер. Большого впечатления на публику «тусовочную» это не произвело. Поговорили минуту-другую, и все пошло своим чередом.
«Биржа» неоднородна. Та, что постарше, степенней, особых хлопот никогда никому не доставляла. Границы дозволенного никогда не переходила. А вот с ее молодежным «филиалом» дело посложнее. О проблемах «лишнего человека» в творчестве Лермонтова здесь никогда не говорили. И вообще изысканностью там не отличались. Любимое занятие: прицельно, цинично посмотреть девушке вслед. Да так, что у иной ноги подкашивались, когда взгляды липли, «словно листья в бане». Да еще, чего доброго, матерком «припечатают».
Причем, с каждым годом «биржа» становилась как бы агрессивнее. Дошло до того, что однажды с ее молчаливого согласия вот здесь же рядом, в парке, в нескольких шагах от киоска, убили человека. Ни за что ни про что. Бессмысленно и глупо. После этого как бы присмирела на некоторое время.
«Биржа» – часть жизни. Тут тоже видишь, какая у нас бывает «славная» молодежь. Какие у нее инфантильные забавы. Со странным возрастным смещением. Вроде давно из детства «вывалились», а взрослыми еще не стали. Вот и сравниваешь невольно со своим временем. Тоже баловались, шалили, но как-то не так цинично».
* * *
Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!
Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!
Пишите на электронную почту корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.