Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.
«Десятки лет привычно функционировал старый промкомбинат, разбросав свои деревянные корпуса на площади в несколько гектаров, – пишет в книге «Местечко-2 или ностальгическое соло на пишущей машинке» писатель Наум Сандомирский. – Работали себе люди и как-то мало задумывались при этом, на каком месте стоит предприятие. Пока однажды некая заблудшая, пасущаяся на валу корова, случайно не напомнила об этом. Когда она в нескольких шагах от проходной и конторы неожиданно провалилась в глубокую яму, то стала тем Шлиманом, который когда-то открыл Трою.
Все вдруг обнаружили какие-то старые своды, красный кирпич, кладку, прочностью напоминающую чуть ли не кремлевскую стену. Увидели то, что археологи называют исторически-культурным слоем. Помню, как мы, мальчишки, съезжали со склонов тогда еще высокого вала на санках и лыжах. Соперничая в удали, прыгали с трамплинов и тоже ни о чем не догадывались.
И вдруг жизнь «подбросила» такое приключение, такую тайну. Начитавшись Беляева, Рыбакова, их «Старую крепость» и «Кортик», сами становились героями непридуманной повести с условным названием «Вал».
Обвязавшись для страховки веревками, взяв с собой карманные фонарики, опускались в открытый проем, чтобы своими глазами увидеть то, что находилось здесь несколько веков назад. И только через многие годы, когда в этом месте вырастут физкультурно-оздоровительный комбинат, спортивные площадки, стадион – появятся археологи из Белорусской Академии наук.
Вот тогда и выяснится, что сооружение-то здесь стояло уникальное. Чем? Ну хотя бы тем, что возведенный два с половиной века назад замок был пятибастионным. Таковыми не были даже известные Кревский, Лидский. Во всех исторических справочниках трудно найти такой пятибастионник. На каждом из них находилась войсковая единица с обязательной пушкой.
И вообще, представьте себе настоящий город на площади в несколько гектаров. В середине XVII века замок, по предположению ученых, был деревянным. Пожарной инспекции тогда не было, а детская шалость с огнем и прочая пожароопасная «бяка» имела «место быть». Вот время от времени и озарял огнем окрестности, которые тут же по избитой метафоре становились пылающими.
Но особенно сильно полыхнуло во время войны Речи Посполитой с Московией, где третьей силой (ох уж эти третьи силы) выступали казаки. Разбираться не стали: сожгли замок вместе с поселком. Не станешь же в пылу битвы сортировать, исходя из личных пристрастий. Костер, так костер! Чего мелочиться? Не до архитектурных тонкостей. Меньше всего были озабочены противники что-то специально сохранить для истории, для будущих краеведов. Задача формулировалась просто: есть враг, его нужно уничтожить…
Словом, сожгли замчище. Потому и пришлось через некоторое время менять систему обороны. Возводить другой, более укрепленный замок. Тем более что Глуску на тот момент крепко «подфартило». Стал он владением представителей княжеского рода Радзивиллов. А у них денег – куры не клюют. Король и тот по сравнению – бедный родственник. Дай, себе, думает князь, населенный пункт куплю. И купил. Дальше – больше. Как только война закончилась, после заключения известного Андрусовского мира начал крупное, масштабное строительство. Несмотря на объемы, построили быстро.
Про это археологам кафель «насплетничал». На найденных плитках две даты: 1670 и 1675. Надо полагать, дата начала и окончания строительства. По тем временам впечатляющие темпы. Это я все от кандидата наук, археолога из Академии наук Беларуси Ирины Владимировны Ганецкой узнал. Было это во время раскопок в июле 1996 года. По окончании работ более двух часов с ней разговаривали.
Раскопали они тогда немного, около 80 квадратных метров. Однако опытному глазу и этот «пятачок» сказал очень многое. Во-первых, очевидной стала широта стен. Ох и толстыми они были! В подвальных помещениях, например, метра полтора, наверху «всего» 1,3…
Судя по заглублению фундамента, можно предположить: строение было двухэтажным, стояло как раз по периметру вала. Ирина Владимировна назвала предположительно размещение комнат, окон, жилых помещений… Ну и доки эти специалисты. Как козырную карту выложила такой факт: «вычислила» два капитальных ремонта на протяжении пятидесяти лет. Основания такие… Во-первых, попадался под руки разный кирпич. И что еще более важно – кафель. Раньше, как было? Печь износилась – новую поставим. Чего там на мелочи размениваться, до ремонта унижаться. Бывало даже и так: мода на интерьеры изменилась, а печь старой конструкции, ну никак не вписывается. Ату ее, к черту! Деньги Радзивиллам при этом считать не приходилось. Словом, жили люди своей нормальной бытовой жизнью, а теперь вот находим следы их деятельности…
Да, поздновато мы все это спохватились «прорезывать». Тут целый комплекс причин. Главная из них – неумение и нежелание дорожить прошлым. В лучшем случае суета сегодняшних интересов. Десятилетиями в светлое будущее смотрели, «прозревая» там некие мистические идеалы.
Еще хуже, что было время и активного противостояния, когда на волне борьбы с религией уничтожали десятки, сотни более или менее ценных исторических памятников. И что же в результате воинственного атеизма? Руины…»
На валу старого Глусского замчища в декабре 1941 года произошла трагедия: здесь нацисты расстреляли несколько десятков евреев. Это были те, кого не смогли сразу найти, кто избежал массовой казни на Мыслочанской горе. Их привели на вал и расстреляли – быстро, без церемоний и без шанса на спасение.
Местные жители хорошо знали о случившемся, но только спустя 23 года, весной 1964-го, неофициальная еврейская община Глуска решилась на важный шаг. Они договорились между собой, выбрали день, и извлекли останки погибших. Кости были аккуратно сложены в деревянный ящик, доставлены на еврейское кладбище и там с почетом перезахоронены. В память о жертвах на еврейском кладбище был установлен памятник, чтобы трагедия никогда не забывалась.
* * *
Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!
Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!
Пишите на электронную почту корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.