«Местечко Глуск. Продолжение». Воскресший из мертвых командир Александр Василевский. Искали, чтобы увековечить… а нашли живым. Ч. 23.

2979
Подготовила Ольга ЯНУШЕВСКАЯ. Фото из архива семьи Василевских.
Вам кажется, что вы уже знаете о Глуск все? А может, только открываете для себя его историю? В любом случае, наши публикации, созданные на основе книг и статей Наума Сандомирского, помогут увидеть Глуск по-новому – через судьбы его жителей, любопытные детали и малоизвестные страницы прошлого.

Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22.

1940-е. Александр Мартынович Василевский.
1940-е. Александр Мартынович Василевский.

«Когда почтальон принес письмо, то на обратный адрес Александр Мартынович посмотрел с удивлением, – пишет Наум Сандомирский в книге «Люди, время, жизнь», изданной в 1996 году. – Глуск, райвоенкомат… С чего бы это? За семьдесят уже, и возраст вроде не допризывный. Но главное удивление ждало впереди и усиливалось по мере того, как читал строчки письма.

А удивляться действительно было чему. Один из бывших однополчан полковник Кузнецов, чья подпись стояла в конце лаконичного послания, писал следующее: «Для увековечения памяти бывшего командира взвода 3-го особого гвардейского мотоциклетного полка Александра Мартыновича Василевского, погибшего в боях 10 декабря 1942 года около совхоза № 79 Суровиковского района Волгоградской области и там же похороненного, просим сообщить, кто из родных погибшего живой и где живет…»

Только третий раз перечитав содержание письма, Александр Мартынович Василевский оторвался от небольшого листка, вызвавшего столько эмоций. А на «экран» памяти как бы спроецировался давний эпизод. Тот давний жестокий, кровопролитный бой под Сталинградом, когда наши войска, перейдя в наступление, брали в окружение дивизии Паулюса.

Архивный документ, где указано, что Александр Мартынович Василевский убит. Фото pamyat-naroda.ru.
Архивный документ, где указано, что Александр Мартынович Василевский убит. Фото pamyat-naroda.ru.
Архивный документ, где указано, что Александр Мартынович Василевский убит при бомбежке. Фото pamyat-naroda.ru.
Архивный документ, где указано, что Александр Мартынович Василевский убит при бомбежке. Фото pamyat-naroda.ru.

Взвод, которым командовал он, шел в атаку на правом фланге. Наступление развивалось успешно, и немцам с каждой минутой все труднее было удерживать наступательный порыв. Но лично для Александра Мартыновича, как это бывает на войне, все решила секунда.

Единственное, что помнил – короткий, сильный удар в грудь. А за ним провал, пустота, небытие.

Очнулся уже в госпитале. И то, как ему потом сказали, только на третьи сутки. Шансов выжить было гораздо меньше, чем умереть. Уж больно рана серьезная – прострелено легкое. Видимо, тогда и посчитали его убитым.

Да только выжил солдат. И не только выжил, но, казалось бы, совершил невозможное: через некоторое время вернулся в строй действующих.

После первого ранения (а позже было еще четыре) Александр Мартынович воевал в составе 1-го Украинского фронта. Сначала освобождал нашу территорию, потом были дороги Польши. Чехословакии, Германии. Особенное мужество и героизм проявил в боях на Сандомирском плацдарме, за форсирование Нейса, Одера… Награжден польской медалью.

1945 год. Александр Василевский на обложке чехословацкого журнала «Правда» .
1945 год. Александр Василевский на обложке чехословацкого журнала «Правда» .

А в Чехословакии после освобождения Братиславы жители города на обложке журнала «Правда» увидели фотоснимок Курта Райха, на котором старший лейтенант сфотографирован вместе с чехословацкими детьми: мальчиком и девочкой, захотевшими посидеть в коляске его мотоцикла. Даже с учетом войны вполне понятное для малышей желание. Вот так и стал наш земляк на несколько дней одним из популярных советских воинов. Симпатичный, статный, высокий, косая сажень в плечах… Такой просто не мог не стать «жертвой» объектива настойчивого фотожурналиста.

Словом, после того, как однополчане посчитали его убитым и похороненным, он прошел еще долгий боевой путь. Убедительное доказательство тому – ордена Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны, девять медалей. И полковник Кузнецов, видимо, к не меньшему удивлению, получил ответ не от официальных инстанций, а от самого Василевского. Того самого, которого считал героически погибшим.

Наградной лист на присвоение Александру Василевскому ордена «Александра Невского». Фото pamyat-naroda.ru.
Наградной лист на присвоение Александру Василевскому ордена «Александра Невского». Фото pamyat-naroda.ru.

И ничего, что где-то под Волгоградом остроконечно устремился к небу и вечности обелиск, на котором золотыми буквами выбита и фамилия Александра Мартыновича. В отношении к нему – это случайность. Во всем остальном – закономерность. Люди, которые думали в свое время о памятнике, решение принимали как бы с поправочным коэффициентом на ситуацию. А она на тот момент требовала именно таких действии.

После нескольких минут разговора «разбегались» по жизни. Каждый в свою сторону. До следующих встреч, следующих четвергов…

1980-е. Александр Мартынович Василевский в родной деревне Карница Глусского района.
1980-е. Александр Мартынович Василевский в родной деревне Карница Глусского района.

После той «символической» смерти прошло более пятидесяти лет. Одно время мы довольно часто встречались с Александром Мартыновичем. Главным образом по четвергам, когда он из своей Карницы приезжал за ветеранским пайком, стараясь как можно незаметнее спрятать авоську в глубинах своего огромного кулака. Чувствовалось, что ему немного не по себе во время таких «продовольственных» наездов в райцентр, где «отоваривался» два раза в месяц. Да и сам я в такие моменты ощущал себя не очень комфортно. Думалось, что эти люди заслужили лучшей доли.

1980-е. Супруги Александр и Лидия Василевские.
1980-е. Супруги Александр и Лидия Василевские.

А несколько лет назад ветеран умер. Теперь уже не как тогда, в сороковые, а по-настоящему. После этого пробовал я «перекинуть» мостик в прошлое писал в Чехословакию. Вложил в конверт копии фотографии с обложки журнала. Думалось, а чем черт не шутит? Вдруг кто-нибудь себя да узнает, откликнется… Понимаю, что в этом желании было больше эмоционального, импульсивного, чем продиктованного логикой.

1980-е. Александр Василевский (в центре) с соседями в родной деревне Карница Глусского района.
1980-е. Александр Василевский (в центре) с соседями в родной деревне Карница Глусского района.

Но ничего, главное в другом. В том, что на родине об Александре Мартыновиче Василевском навечно останется самая благодарная память».

Продолжение следует!

* * *

Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!

Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!

Электронная почта корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.