Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6.
«На этой открытке Глусскому городскому училищу пять лет, поскольку датирована она 1914-м годом, – пишет Наум Сандомирский в книге «Отложенный портрет», изданной в 2000 году. – Между тем, в «Памятной книжке Виленского учебного округа» за 1909/1910 учебный годы четко написано, что «четырехклассное городское училище в местечке Глуск Бобруйского повета открыто с первого июля 1909 года».
Попутно сообщалось также: на содержание учебного заведения отпускалось ежегодно из казны 4250 рублей плюс от мещанского товарищества 1000. Можно предположить, что это добровольные пожертвования на образование жителей местечка. Вероятно, через четыре года, с учетом денежного курса, суммы выглядели несколько иначе, но все равно отражали реальные потребности.
Или вот такая статистика. На момент открытия тут было 68 учащихся, а уже в 1911/1912 – 158. Обучение платное. Как говорится, хочешь стать Ломоносовым, заплати 10 рублей и только после этого «атакуй» страну знаний. Причем, за овладение иностранными языками деньги нужно было вносить дополнительно. Дескать, нечего «на халяву» ставить себе французский прононс. Сначала пожалуйте 8 рублей в кассу училища, а потом хоть латынью интересуйся.
Да и как же без такого меркантилизма, если дом на улице Слуцкой – теперь Социалистическая, – где «прописалось» училище платный. 800 рублей в год назначил его хозяин некто Молчадский. Заведовал же заведением коллежский асессор Кирилл Миронович Борисовец. Он закончил курс Виленского педагогического института и по тому времени небезосновательно считался весьма образованным человеком. А значит, и очень уважаемым в поселке. С таким при встрече кланялись, снимая головной убор.
Что касается учебной программы, то на первом месте – Закон Божий. И уже затем только русский и церковно-славянский языки, математика, арифметика геометрия, физика, история, география, природоведение, иностранные языки чистописание, черчение, рисование, графическое искусство, пение… В принципе, приблизительно тот же набор наук, что изучается школьниками и сегодня. Разумеется, в том объеме знаний, который за это время накоплен. В качестве городского, училище просуществовало до января 1913 г., после чего было преобразовано в высшее начальное.
Интересен сам снимок. Нетрудно заметить: училище только для юношей. На снимке ни одной девочки – полное соблюдение «чистоты пола». В общем, обучение раздельное, как нынче питание для диетически озабоченных граждан.
На дворе поздняя весна, угадываемая по многим приметам. Значит до каникул считанные дни. Вот и захотелось сфотографироваться месте с учительницей (она на крыльце крайняя слева). Судя по многочисленным любопытным личикам в двух крайних окнах справа, такое желание выказали далеко не все. А может, за двойки лишены такого удовольствия. Как бы там ни было, остались в позиции нейтральных наблюдателей.
И что еще обращает на себя внимание. Это не просто снимок, а действительно настоящая открытка, на которой проставлено типографское – «№ 78, местечко Глуск. Городское училище». А на обратной стороне даже указан автор фотографии, типография, в которой появилась «на свет» сия открытка. Словом, перед нами еще один образец нашего не такого уж и далекого прошлого. Что такое на фоне истории каких-нибудь 86 лет!
Перелистывал как-то альбомы со снимками конца XIX начала XX века. Были там и фотографии нижегородских крестьян. Этнографически костюмы выглядят, может, и несколько иначе. Но что касается восприятия, общих впечатлений, то, как говорится, один к одному. Хотя перед нами отнюдь не нижегородцы, а глусские мещане. Но уж больно «прикид» похожий.
И там, и здесь возраст попавших в объектив трудно определим. Такие «смокинги» и «вечерние платья» могли носить представители как одного, так и другого пола в диапазоне от 20 до 50 лет. Да и вообще в те времена взросление наступало рано. Не случайно же у Чехова в одной из пьес ремарка: «вошел старик лет сорока». Или взять у Пушкина мать Татьяны Лариной. У нее, 35-летней, две дочери на выданье. А сегодня же в тридцать пять нередко еще дамы и сами невестятся, да еще как.
Невольно себе и другой вопрос задаешь: по какому поводу собрались? Не на слет же передовиков… Может, торг какой ожидается, зрелище забавное? Но как бы там ни было, а, согласитесь, «зело» интересно. Даже фигурный забор на заднем плане щекочет воображение. Не говоря уже о людях, где пристально вглядываешься в каждое лицо. Ибо что такое народ вообще? Обобщение, метафора. А вот каждый отдельно взятый человек – совсем другое дело. За народом история, за конкретным индивидом – линия судьбы».
Продолжение следует!
* * *
Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!
Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!
Электронная почта корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.