Ранее опубликованные части: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14.
«Лесосплав… Слово-то какое громкое. Оно как-то больше для сибирских просторов, сибирских рек подходит, – пишет Наум Сандомирский в книге «Отложенный портрет», изданной в 2000 году. – Но что поделаешь: приходится по-прутковски верить глазам своим. А написано буквально следующее: «Члены союза лесосплава при п/к стружечной фабр. «Спатри», 2-е мая 1935 г., м. Глуск».
Повод же опять праздничный, первомайский… Хотя тут почему-то желание запечатлеть себя пришло на второй день. Только разве от этого степень международной солидарности уменьшилась?
И не только международной. Вижу на снимке евреев Черногубовского, Эпштейна, в некоторых других лицах тоже угадываются семитские черты. А рядом что ни на есть чистокровные белорусы. Вот в этой дружбе, братстве еще хорошо просматривается суть местечковых взаимоотношений, характерных для тех лет.
Идеологическая эстетика тех лет такова, что коллективные снимки чаще всего становились следствием какого-нибудь праздника. Или мероприятия с такой очерченной направленностью. В данном конкретном случае «мы имеем» 1 мая 1936 года. А вместе с ним некоторых членов довоенной сапожной Глусской артели «Красный работник». А каким же еще мог быть его цвет в то достопамятное время?
Но что больше всего впечатляет, то это количество этих самых работников – около 90 человек…
Хотя чему, собственно говоря, удивляться? Чтобы более-менее благопристойно решить проблему обуви, не в магазин шли, а чаще всего именно в сапожную артель. Пардон, малость заврался… Шли-то как раз в магазин, куда сапожники свою продукцию сдавали для дальнейшей реализации. Но суть-то именно такова.
А как обстояло дело с продуктивностью? В день пара! Скажем, именно столько выдавал «на гора» Филипп Владимирович Тумилович, к которому в свое время обратился за комментарием.
Почему к нему? Да по той простой причине; что около сорока лет своей жизни этому делу отдал. Был, правда, короткий период, когда малость постолярничал, «пошоферничал». А так все время с иглой, шилом, дратвой да кожей… В организации, которая наравне с артелью «КИМ», мельницей, швейной мастерской – одна из заметных в промышленной структуре поселка.
Самого «консультанта» на снимке нет, но всех вспомнил, обо всех сказал. Поэтому, несмотря на невысокое качество фотографии, свое плохое зрение, озвучил фамилии Ивана Юркевича, Грини Мазолевского, Исаака Левитана, Епифана Бабака, Арона Гельфанда, Федора Рудько… Смешанный национальный контингент.
Говорил о том, как в специальных салотопках шкуры для будущей продукции изготавливали, в каких условиях работали… И это представлялось очень важным, поскольку по таким вот крупинкам нам, потомкам, легче восстанавливать то, что называют дыханием истории».
Продолжение следует!
* * *
Приглашаем всех читателей поделиться своими воспоминаниями, фотографиями и историями о Глуске 1950-60-70-80-х!
Ваши личные истории и уникальные моменты, запечатленные на снимках, помогут сохранить богатое наследие местечка и создадут полное представление о его жизни. Вместе мы можем собрать ценные материалы, которые отразят дух и атмосферу Глуска, и подарим будущим поколениям возможность узнать о его прошлом. Не стесняйтесь делиться своими находками и воспоминаниями – каждая история имеет значение!
Электронная почта корреспондента: o.janushevskaya@yandex.by или оставьте свои координаты, кликнув на надпись «связаться с редакцией» внизу на главной странице сайта.