Ранее была опубликована первая часть воспоминаний:
Памяти Лангенбахов
Нельзя не уделить внимания семье Лангенбахов. Сколько лет их фамилия пересекается с Бодрыми! Василий Иванович когда-то дал отцу путевку в жизнь. И в Бобруйске он рядом с отцом. Сначала Лангенбахи снимали квартиру в Титовке. Всей семьей мы бывали у них в гостях.
На Интернациональной Бодрые поселились на 3-м этаже над Лангенбахами. Очень интеллигентная пара с Ниной Александровной. Характер их общения – исключительно вежливый и теплый – поражал меня несмотря на малость лет.
У них было двое сыновей, Станислав и Слава. Нина Александровна, в прошлом клубный работник, часто затевала у себя дома представления с переодеваниями. Василий Иванович был ее непременным партнером. А как они пели дуэтом!
Часто по выходным из их квартиры пахло сдобой: Нина Александровна была великой мастерицей по выпечке пирогов и печенья. Причем, всем этим она охотно угощала соседей. Любила дарить интересные вещицы и книги. Для нее главным в жизни было общение, а ей довелось умереть в одиночестве. Супруг умер первым в 1989 году. Взрослые сыновья выросли и жили отдельно: Слава – на Украине, Стас – на ул. Минской со своей семьей. Как это ни трагично, но соседи первыми забили тревогу по поводу отсутствия признаков жизни за дверью квартиры №21…
Мои однокашники
Я в 5-м классе «подтягивала» двоечника Фиму Шагалова. Сразу после школы его мама накормит детей вкусным обедом, а потом они вместе делают уроки.
В свободное время пропадала у одноклассницы Люды Эпштейн, которая жила в многолюдном бараке рядом со школой. Именно в этой семье близко познакомилась с еврейским укладом жизни. Удивляла, например, привычка Эпштейнов есть борщ с селедкой.
Если Галя не у Люды, значит, у других одноклассников. Пока родители на работе, меня дома было не застать. Общительность не знала границ!
Со школьных лет я участвовала в общественной работе: хор, активистка пионерской дружины, тимуровец, «Комсомольский прожектор», легкая атлетика. Летом – с радостью в пионерский лагерь. А если оставалась в городе, то сама организовывала младших ребят со двора в «отряд» и придумывала для них развлечения и мероприятия по собственной программе. Даже возила свой отряд в лес (в сопровождении взрослых).
Моя юность прошла в пуританском Советском Союзе, поэтому у родителей с нами хлопот не было. Первой любовью «переболела» в 17 лет, не выходя из доверия «предков».
В 1968 году я окончила 10-й класс с серебряной медалью. Сразу поступила в Белорусский технологический институт на факультет технология органических веществ и стала обучаться химической технологии переработки нефти и газа.
3-й курс, первая любовь...
Хорошей учебе вначале мешала неустроенность с жильем и некоторая растерянность, но экзамены сдавала без «хвостов». Стипендию получала регулярно.
После 1-го курса работала в строительном отряде, осваивали рабочую профессию изолировщика трубопроводов. На участках теплотрасс в районах радиаторного завода, Фаниполя и Новинок остались наши следы…
После 2-го курса работала в строительном отряде в Минске по озеленению новостроек. По воскресеньям брали напрокат лодку и катались на Комсомольском озере и Свислочи. После занятий иногда заглядывали в кафе и рестораны. В «Журавинке» понравилась солянка, в «Кубинке» – натуральные свиные котлеты на косточке, в «Весне» – блинчики с мясом, в «Бульбяном» – оладьи картофельные с мясом…
На 3-м курсе встретила свою любовь. Леня был студентом Могилевского машиностроительного института, проходившим преддипломную практику на тракторном заводе. Познакомились в общежитии, в комнате, где проживала его сестра Тоня Комлева. Интересный парень сразу очень понравился всем девушкам. А Леня начал ухаживать за Галей. Водил в театры, на концерты и в кино. Покупал цветы и милые подарки… А через два месяца совсем не торжественно предложил руку и сердце. Но я сразу без раздумий предложила погодить, предположив, что предстоящие длительные разлуки могут внести коррективы в романтические отношения...
… В октябре я встретилась с Леней, когда он проездом в Калининград задержался на денек в Минске. Ему предстояла двухгодичная служба лейтенантом в армии. Прошел год, и я стала понимать, что Леня – не тот, кто мне нужен.
Инициатором разрыва был он. В Калининграде нашлась разлучница… В Бобруйске я сожгла все 52 письма, невольных свидетелей романа.
Поздно искать принца...
По распределению 20 выпускников БТИ 1 августа начали трудовую деятельность на строящемся Мозырском НПЗ.
Вместо ожидаемой должности инженера меня зачислили лаборантом строящейся лаборатории. Куда только молодых специалистов не бросали! В техотделе я помогала библиотекарю и инженеру по рационализации.
На время уборочной группу молодых специалистов отправили в совхоз «Добрынь». Работали в две смены на консервном заводе: ребята производили спирт, девчата консервировали огурцы, помидоры и томатный сок. Субботний вечер проводили с 3-литровой банкой спирта и ведром салата… Сколько песен перепели, анекдотов и студенческих историй пересказали!
Молодые специалисты 1973 года выпуска были бедными, только что не нищими. Жили, по сути, на медные копейки. Благополучие пришло гораздо позже. Но вот друзей у них всегда было много. И если случалась трудная жизненная ситуация, они просто звонили в ближайшую дверь и обязательно получали помощь. Отношения, которые их связывали, скорее, похожи на родственные. В Мозыре у них не было ни родителей, ни сестер, ни братьев. Но они приобрели близких друзей в течение жизни, и, поверьте, не всегда общая кровь служит залогом хороших отношений.
А у меня с тех пор заложена невероятная готовность кидаться всем на помощь. Посидеть с ребенком соседки или сотрудника? Пожалуйста. Помочь в ремонте? Нет вопросов.
В 1979 году я получила свою 1-комнатную квартиру. Долгое время жили с подругами в тесных общежитиях, теперь – в одном подъезде девятиэтажки.
Возраст подкатывал к тридцати. Семья не складывалась. Для себя я решила: поздно искать принца на белом коне…
25 мая 1980 года в Бобруйске я родила дочь Наташу.
«Стала жизнь спокойной и размеренной...»
В октябре 1985 года я переехала в Бобруйск по семейным обстоятельствам. Была принята на работу в цех ПВС СКГШ, лаборантом химанализа 4-го разряда. Но на шинном не прижилась, как ни старалась.
В апреле 1987-го перешла работать в информационно-вычислительный центр машиностроительного завода, на должность инженера АСУ. Пришлось осваивать новую профессию в большом дружном коллективе.
В мае 1989 года вышла замуж. Николай, на первый взгляд, казался идеальным кандидатом для брака. Уважал и почитал моих родителей. Я привязалась к его родным. Появление отчима в семье дочь восприняла нормально.
Через полгода заметила, что муж чем-то удручен, раздражителен. С виду мягкий, он, когда выпьет, проявлял жесткую твердость и нетерпимость. Тогда мне впервые пришла в голову мысль, что муж носит маску, и сейчас из-под этой маски на миг глянуло «мурло». Позже такое поведение легко объяснялось длительным воздержанием от алкоголя… Семейная лодка разваливалась на глазах.
В 1997-м развелась с мужем официально, в 1998-м похоронила отца, в 1999-м – мать.
В 2006 году выдала дочку замуж за поляка Мирослава Кучму, и зять увез Наташу в Англию, где он в то время работал водителем. В молодой семье родилась девочка Анастасия.
В 2007 году я ушла на пенсию с машзавода. 37 лет трудового стажа позади. Скучать некогда. Попробовала себя в маркетинговом косметическом бизнесе. Слетала в Англию на 2,5 месяца понянчить внучку.
Своей дачей не обзавелась, но подруги приглашают трудоголика Галину. Копать, полоть, собирать урожай – пожалуйста! Поддерживаю отношения с бывшими одноклассниками, коллегами и однокурсниками. Не пропустила ни одной встречи с бывшими студентами 9-й группы ТОВ! Навещаю подруг в Мозыре, Минске и литовском Мажейкяе.
Мой брат Володя с женой Ириной живет в Минске. Оба – выпускники БПИ. Их дочь Лена, выпускница физкультурной академии, с семьей живет и работает в далекой Канаде. Растит сына. Внук Владимира владеет русским языком, в отличие от моей внучки, выросшей в семье с польским языком.
Стала жизнь спокойной и размеренной.
Не загонишь и кнутом в кино.
Говорим все больше мы уверенно
И забыты глупости давно...
Но не хочется верить, что все лучшее осталось позади!
Галина БОДРАЯ. Фото из архива автора и Александра ЧУГУЕВА.
Дорогие друзья!
Мы благодарны за уже поступившие отклики жителям бобруйского двора на Интернациональной. Ранее уже опубликованы:
- «Я вас всех помню и люблю!» – бывший директор 19-й школы откликнулась на воспоминания о жизни бобруйского двора на Интернациональной
- Отклики читателей. «Микрорайон, 19-я школа, Шаманка, «Мир», парк и танцплощадка... Все было «протоптано» нашими ножками!»
Напомним также основные части воспоминаний о жизни бобруйского двора на Интернациональной и судьбах его жителей:
- 1. Теплый город Бобруйск
- 2. Игры в домино и «классики»
- 3. А навстречу «Человек-амфибия» идет...
- 4. Развлечения микрорайоновской «шпаны»
- 5. «Ковбои» из 19-й школы
- 6. Могилев, молодость, рок-н-ролл
- 7. Звучание душевных струн и тайна длиною полвека
- 8. Хиппи едут в Ригу. Через Бобруйск
- 9. Дэвид Бобер и другая «антисоветчина»
- 10. Не забывайте старых друзей
- 11. Тюрьма в институтском дворике
- 12. По следам старых фотографий
Если вы желаете поделиться своими воспоминаниями, старыми фотографиями, свяжитесь с нами по телефону: +375-29-142-09-45 (вайбер, телеграм) или напишите на редакционную почту: