И иду я не сзади, а рядом. И пою не соло, а хором
По словам Петра Литвинова, «Звёздные братья» повлияли и на становление культовой для Бобруйска и сейчас «Солнечной стороны». Юный Миша Карасёв дружил с братом Пита, часто приходил к ним домой и, когда Пита не было, брал его бас-гитару и пробовал играть.
– Мы созванивались недавно с Карасёвым, час проговорили, – рассказал Пётр Литвинов. – Так из этого часа я говорил минут пять, остальное – Миша. Всё рассказывал, как это всё благодаря нам, да если б не мы.
Двадцатилетний Карасёв в середине 70-х поиграл вместе со знаменитым тогда в Бобруйске гитаристом Евгением Баглаем. Тот с друзьями – гитаристами Паяном Рахмановым, Женей Давыдовым и барабанщиком Артуром – репетировали в Доме пионеров, по соседству с Вадимом Сажиным. И выступали не только в Доме и от имени пионеров, но и в «Кирпичиках». А все группы, где играл Женя Баглай, назывались одинаково: «Это где Баглай играет».
Александр Ротань до «Солнечной стороны» тоже играл с музыкантами из “орбиты” «Звёздных братьев» и Гурзуфа – Володей «Кешей» Вакулюком, Толиком Апетом и Ёсей Окунем.
Все группы-герои нашей истории не только играли популярную чужую музыку, но и понемногу сочиняли сами. «Солнечная сторона» же в основном сочиняла свои песни, их набралось не на один альбом. Конкретное авторство (для тех, что вошли в первый альбом) определить очень легко – подсказка от Сажина:
– К песням, что исполняла Оля Петрыкина, музыку писали мы с Карасёвым. Что исполнял Ротань – музыка его, я аранжировщик. А все тексты – Карасёв.
Создаваться будущая «Сторона» начала в 1978-м, в клубе Бобруйского шинного комбината:
– Ещё в школе мы пели вместе с Паяном Рахмановым на разных концертах, – рассказывает Ольга Петрыкина. – Потом он играл в ансамбле клуба БШК, и меня пригласил туда петь. В то время в составе были гитаристы Александр Ротань, Паян Рахманов, Евгений Баглай, клавишник Владимир Голуб, барабанщик Сергей Шамала, звукооператор Александр Саломатов. Руководил ансамблем Карасёв. Чтоб было проще, я и сама устроилась на работу в клуб.
Играли и на свадьбах, зарабатывали на собственную аппаратуру. Пели, кстати, многие – и Баглай, и Рахманов, и Шамала, и Ротань. Тогда было в моде многоголосие, по примеру «Битлз», поэтому группы и называли вокально-инструментальными ансамблями.
Вскоре Паян с Женей ушли, Баглай вообще отошёл от музыки. Владимир Голуб женился и уехал в Америку, вместо него появился Юрий Терновой.
И в 78-79-м нас пригласили в Мышковичи, играть в ресторане гостиницы колхоза «Рассвет». Председатель Старовойтов сразу докупил нам необходимую аппаратуру. Пришел и барабанщик Геннадий Михайлов – в группе получилось одновременно два ударника, но Сергей Шамала к тому времени уже стал солистом.
Через два года группа уехала в Кострому, как многие музыканты тогда – играть от филармонии. Правда, в этот раз транзитом через Орёл. Сначала в колхоз имени Орловского приехал человек из Орловской филармонии, вспоминает Ольга Петрыкина, и группа собралась туда. Приехали со своей аппаратурой, но что-то у организатора не пошло.
– Что б не возвращаться сразу со всеми чемоданами, напрягли все свои связи – и оказались в Костроме. Первое время ездили по области под названием «Апрель», потом нам добавили балетмейстера, режиссёра, объединили с русскими артистами – и пошли гастроли по СССР, до Сибири всё объездили. Первое отделение концертов было в русском народном стиле, а второе, эстрадное, наше.
Вадим Сажин давно был знаком со всеми участниками ансамбля – с Ольгой с детства, с Сашей Ротанем и Юрой Терновым учился в Могилёвском музучилище. Но в это время, с 1976-го по 80-й, Вадим учился в Могилёвском музыкальном училище, а по окончании начал работать в alma mater – бобруйском Доме пионеров. В 82-м группа вернулась снова в «Рассвет». Пришёл новый звукооператор Сергей Мороз. А Юрий Терновой вскоре уехал в Москву к родственникам, и клавишником стал Вадим Сажин:
– Я часто заходил в гости к Пипу (Владимиру Попову – меломану, коллекционеру, аранжировщику), слушали музыку, музицировали, иногда вместе с Колей (Вышемирским). Как-то Пип записал на катушку, что я играл на клавишах. А через два дня к нему пришёл Ротань, услышал запись: «Кто это играет?! – Так это же Вадим. – О, как же я сам про него не вспомнил!» Назавтра Саша нашёл меня, и через день я уже стоял с ними на сцене в «Рассвете».
В ещё безымянной группе, которую весь музыкальный Бобруйск и окрестности знали как «Карасей».
В 1985-м в Мышковичах «Караси» записали свой альбом «Смотри, кто пришёл». А пришёл золотой состав: Геннадий «Пельмень» Михайлов – ударные, Вадим Сажин – клавишные, Ольга Петрыкина – вокал, Александр Ротань – гитара, вокал, Михаил Карасёв – бас-гитара и идейный вдохновитель. Администратор группы Анатолий Симановский для альбома придумал группе официальное название – «Солнечная сторона». Под которым они и остались в истории.
Альбом получился в стиле New wave с элементами арт-рока и барокко. Записывали его прямо в зале колхозного ресторана. Вадим Сажин смеётся:
– В самый ответственный момент у тёти Маши на кухне падает кастрюля… – и опять всё сначала.
Тогда же, с 85-го по 87-й, «Солнечная сторона» выступала на рок-фестивалях, работала над не вошедшими в альбом и над новыми песнями – их было немало. И многие из них теперь широко известны в перепевке «БИ-2».
– Шура не раз говорил, что «Солнечная сторона» опередила своё время, – сказал в конце разговора Вадим Сажин. – И многое нами сделанное можно выпускать сейчас без переработки… Вот мы разговариваем, разговариваем, и до меня вдруг дошло. Оказывается, за два года столько всего сделано! Ни телевизора не было, ни интернета – только музыкой занимались. И слава Богу.
– Настоящая «Солнечная сторона» была не только творческой лабораторией, она была семьёй, где исповедовали одно мировоззрение, – утверждает и Ольга Петрыкина. – В Мышковичах мы подолгу беседовали об искусстве – и музыке, и литературе, и кино. На этих посиделках ещё ребёнком часто бывал племянник Михаила Карасёва Шура. И эту эстетику он перенёс в «БИ-2». Отсюда у них и Маркес, и Феллини. На этом БИ-2 и строились – на таком отношении и к творчеству, и друг к другу.
А путь самой «Солнечной стороны» через два года после выхода альбома начал клониться к закату. Сначала уехал в США Сергей Мороз, потом ушёл Геннадий Михайлов, из-за долгой выпускной сессии в Институте культуры выпал на полгода Вадим Сажин. В это время в «Стороне» поиграли бобруйчане Рафаил Гольдман, Александр Старобинец, Лев Гунин, Владимир Буслович, Дмитрий Газенпут и даже Артур Прибылов из Даугавпилса. А в 88-м засобирался в Израиль и Михаил Карасёв.
В этом же году состоялся первый бобруйский рок-фестиваль и началась история «БИ-2». Но это уже совсем другая, и гораздо лучше известная история.
Судьба играет с человеком, а человек играет на трубе
Многие упомянутые и неупомянутые в нашей истории музыканты в 80–90-х годах разъехались по другим странам, вне зависимости от национальности. Из них большая группа оказалась в одном городе – столице блюза Сент-Луисе: Леонид Перник, Владимир Ковалёв, Роман Вольфсон,..
Пит Литвинов тоже уехал в США, но в Саванну, штат Джорджия. Там работал в итальянском ресторане с выпускником Ленинградской консерватории по классу скрипки Юрием Алексовым (сейчас он преподаёт её в Тайланде). Позже Литвиновы переехали в Нью Йорк, где жене было легче подтвердить советский диплом и устроится медсестрой. Потом Пит купил бизнес по перевозке пилотов и стюардесс из аэропортов в гостиницы. Выйдя на пенсию, снова стал играть – для себя и друзей.
Здесь же, в Нью-Йорке, работает водителем в транспортной фирме Владимир «Кеша» Вакулюк. В Бобруйске одно время он председательствовал в обществе собаководов, а всё время мечтал о гитаре Ovation с особенной, выпуклой для лучшей акустики задней декой – в Нью-Йорке мечта осуществилась. «Совершенно несоветский человек» Владимир Купервассер теперь землевладелец в Денвере. Туда же транзитом через Якутск (родину жены) переехал Иосиф Окунь. «Окс» живёт в Австралии, Василий Хорохор – вроде в Карелии, «Джек» Женя Рябченко остался Гурзуфе.
Михаил Карасёв живёт в Израиле, у него дома своя студия, где он занимается творчеством. Недавно закончил для «БИ-2» очередного «Нечётного воина». В одном городе с ним, Ашдоте, живёт Дмитрий Газенпут.
Рафаил Гольдман во время работы в бобруйском театре помогал записывать новые песни Карасёва – «Медленную звезду», «Фламенко», «Деньги на ветер», «Ты не один». Теперь живёт и играет в США, в Сан-Франциско. А в Чикагском ресторане играет Александр Старобинец. Чикагскую сцену фильма «Брат-2» с песней «Стюардесса по имени Жанна» снимали в его ресторане, и исполняет «Жанну» его группа.
Ольга Петрыкина пожила с мужем в Казахстане 6 лет, по возвращении в Бобруйск долго ждала восстановления гражданства – в это время пела в ресторане «Юбилейки», снова вместе с Паяном Рахмановым (сейчас он живёт в Минске). С 94-го года Ольга работает в «Росквіце». Вадим Сажин в 80-е руководил различными оркестрами Дома пионеров, в оркестре народных инструментов на балалайке-контрабас у него играл Александр Уман – Шура БИ-2. После Сажин создал свою детскую эстрадную студию, летоисчисление он ведёт с первого концерта в 1990-м. Название, говорит, придумали на съёмках телевизионщики. С 2015 года «Сажинцы» растут в 1-й музыкальной школе имени Тикоцкого, а Сажин там преподаватель. Карасёв, Петрыкина и Сажин встречаются, возрождая «Солнечную сторону», на совместных концертах с «БИ-2».
Анатолия Абрамовича в конце 80-х пригласили играть в Швецию, куда он и переехал. В Стокгольме он открыл свою фирму и хорошо жил. Его дочь работает в Лондоне на телевидении, помощью знаменитой студии Abbey Road восстановила записи отца. Лет 10 назад Анатолий приезжал в Бобруйск, была фотография, как на пляже читает «ВБ». Потом сильно заболел и пару лет назад умер.
Нет уже и Льва Релина, Валерия Носова, Виктора Гуковского, Василия Ковальчука, Виктора Короткова, Игоря Хурсана, Геннадия Мерненко, Геннадия Климачёва, Геннадия Михайлова, Юрия Тернового, Александра Ротаня и «Пипа» – Владимира Попова... Николай Гавриленко утонул в Березине, Виталия Рыженкова в Бобруйске убили бандиты…
Валерий Коновалов с сестрой Кашепарова живут в Минске. Валерий работал по профессии, в строительстве, лет 10 назад приезжал в Бобруйск в командировку, встречался со своими ребятами. Потом следы потерялись. Анатолий Апет преподавал в музучилище Мозыря, а сейчас на пенсии там же в музыкальной школе. «Химик» Валентин Хомиченко работал в Бобруйске ювелиром, Василий Башлаков до пенсии работал переводчиком на «Белшине» – оба и сейчас живут в родном городе. Также в Бобруйске живут Владимир Челидзе, Геннадий Гаврилов, Сергей Шалама.
Валерий Епифанов, поработав после института в центральной России, вернулся в более "продвинутый" тогда Бобруйск, поработал на БШК, начальником бобруйского электромонтажного управления «Белэлектромонтаж». После был главным энергетиком бобруйской «Теплоэнергетики», по работе часто встречался с инженером-технологом молзавода Валерием Носовым, другом с «Юности». Когда Валерий Епифанов уходил на пенсию, коллеги подарили ему гитару.
– Но пальцы уже не те, – смущённо улыбается Валерий. – Я нашёл самоучитель, по которому сам учился, и с ним подарил гитару внучке.
А Николай Вышемирский, который учился в 1-й музыкальной школе, а завучем там была его мама Нина Станиславовна, и который до знакомства с Beatles и «Звёздными братьями» не хотел становиться музыкантом – теперь преподаёт гитару во 2-й музыкальной школе.
Музыкальная история Бобруйска продолжается без пауз.
А от начала истории бобруйского рока – просто чудом – остались записи.
P.S. от Николая Вышемирского:
– Как-то давно, летом, сели мы с Питом и решили: надо написать книгу о бобруйском роке! Ведь столько всего можно рассказать! Он достал тетрадь большую школьную: давай писать! Написали… полстраницы.