«С большим интересом прочел цикл статей «Бобруйск кабацкий». В некоторых из них упоминался бобруйский музыкант Игорь Кушнер. На сегодняшний день это мой коллега. Он играл в 1990-е в кафе «Березка» (и не только), рассказывал о том времени очень много интересного. Если вас заинтересует в части продолжения о музыкантах Бобруйска тех лет, то я помогу вам с ним связаться», – обратился ко мне бобруйчанин Павел с предложением продлить цикл публикаций о ресторанной жизни прежнего Бобруйска.
Конечно же, интересует! И вот мы уже знакомимся с героем очередного «Бобруйска кабацкого»:
– Сейчас я работаю водителем на Бобруйских тепловых сетях, – рассказывает Игорь Федорович Кушнер. – А когда-то мечтал стать профессиональным музыкантом. Признаюсь, я иногда под настроение и вдохновение пишу композиции. Есть у меня 12-13 композиций без голоса, только музыка, выкладывал их на своих страницах в социальных сетях.
По словам Игоря Кушнера, перед ним на ближайшее будущее стоит музыкальная задача: подготовить интересную композицию ко Дню энергетика, который отмечается 22 декабря.
Как одноклассники стали «скитальцами»
А интерес к музыке и творчеству начался еще до службы в армии, во время учебы в бобруйском 142-м училище (ныне колледж) по модной тогда специальности – слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (КИПиА). В 1983 году двое шестнадцатилетних мальчишек, бывших одноклассников, и их приятель из школьной параллели решили создать свою группу. Нашлось и предприятие, которое взяло под крыло инициативных и талантливых подростков. Для репетиций им выделили помещение в клубе завода имени Ленина, помогли решить вопросы с оборудованием. Парни с успехом выступали на открытых площадках города на праздниках, играли на городских дискотеках.
Потом в творческой биографии Игоря Кушнера был перерыв на время службы в армии. А с 1986-го по 1989-й этот перерыв с лихвой компенсировался бурным рывком вперед. На предприятии ТАиМ молодым музыкантам выделили помещение для репетиций.
– Так появилась на свет группа «Скиталец». Яркой фигурой был в ней Александр Рабкин, он и писал тексты на нашу совместную музыку. А кроме того, Саша стоял за клавишными и исполнял песни, слова которых сам же и написал. Моим любимым инструментом всегда была гитара. Третьим в нашей дружной компании был бас-гитарист Юрий Нарижный. Все вместе мы трудились над аранжировками песен.
Выступали вместе с «БИ-2»
В начале 1989-го с музыкантами «Скитальца» произошел такой случай. Группа отыграла очередной концерт в медучилище, где выступали минские группы, Шура и Лева, будущие «БИ-2». Нужно было вывозить после концерта аппаратуру, искали машину. Удалось заказать какой-то грузовичок. А когда грузовичок приехал, то вместе с Шурой и Левой в него загружали аппаратуру.
Наш Саша Рабкин учился в одной школе с Шурой, жил от Шуры в доме по соседству, через дорогу, дружили они с детства. Когда в тот день с аппаратурой окончательно разобрались, все выгрузили, то «скитальцы» и будущие «БИ-2» сделали совместное фото на память.
Позже выезжали с Шурой и Левой на совместные концерты в Минск и Могилев. Играли, обсуждали музыку и планы. Вскоре Саша Рабкин уехал в Америку. А оставшиеся «скитальцы» в 1991 году начали работать в ресторане «Березина», только что открывшемся после ремонта, в районе рынка. Замечательно пела тогда в «Березине» Алла Сандлер, выступала в городском театре, а позже тоже уехала в Америку.
В «Березине» отдыхала своеобразная публика, в основном те, кто торговал на рынке. Завсегдатаи – лица кавказской национальности. Это были ценители красивых бобруйчанок, любители покутить с размахом, на широкую ногу. День торговали на рынке, чтобы вечером все или почти все спустить в ресторане. Часто в «Березине» можно было наблюдать такую картину: мужчина кавказской наружности приглашает на танец девушку, взмахивает над ее головой рукой и буквально осыпает пачкой купюр…
«Скрипач всегда в законе…»
Около двух лет Игорь Кушнер играл в ресторане «Бобруйск» у всем известного уважаемого Модеста Вульфовича Сиротина. Там, в «Бобруйске», был неподражаемый Фима, представитель старой музыкальной гвардии, он виртуозно играл на трубе…
Как вспоминает Игорь, постоянного места работы в 90-е годы у него не было, подменяли коллег в бобруйских ресторанах, за «парнас» (ударение на первом слоге. – Ред.) исполняли песни под заказ. «Парнас» тогда был самой надежной мерой расчетов, всегда стоил как бутылка водки.
Часто доводилось играть на свадьбах. Самые шикарные свадьбы устраивались в Кировске и Кировском районе, там люди жили крепче. Накрывались столы в клубах, в домах или прямо на улице, бывало, свадьба «пела и плясала» по нескольку дней.
Доводилось бывать и на подмене музыкантов в ресторане в Мышковичах. Там Игорь и познакомился с Михаилом Карасевым.
– Наш Саша Ротань пел песню на текст Михаила Карасева, музыку для этой песни написал я, – вспоминает Игорь Федорович. – Эту песню я послал Михаилу Карасеву послушать, но как-то с ее дальнейшей судьбой не срослось…
Бурные те были времена. Разгул бандитизма. Особенно отличалась в Бобруйске «Юбилейка». Но музыкантов бандиты не трогали. В блатном мире срабатывало требование: «Скрипач аидиш Моня… Скрипач всегда в законе…»
В ресторане «Юбилейный» тогда предпочитал отдыхать криминальный авторитет Ваня Болбас. Он и пригласил музыкантов «Юбилейки» сыграть у него на свадьбе. Та свадьба была особенной. Отмечали ее в столовой завода ТАиМ.
По словам Игоря, таких культурных свадеб он в своей жизни больше не видел. Все было очень красиво, культурно и порядочно. А приехали на ту свадьбу криминальные авторитеты издалека, в том числе из Польши, Чехии и России.
Лишь один момент чуть-чуть не испортил праздничный вечер. Был на свадьбе блатной, который, как тогда говорили, только что «откинулся». К жизни на воле еще не адаптировался и требовал к себе особого уважения. Что-то не понравился блатному ведущий свадьбы. Стал он на него «наезжать», трясти своими огромными кулачищами, где на каждом пальце наколки со значением. Порядок в той ситуации навели быстро. Разбушевавшегося человека сразу же за шиворот выдворили из зала. А Ваня Болбас извинялся перед ведущим и музыкантами, мол, это было недоразумение.
Швейцар Дорофеевич и стриптиз в «Юбилейке»
Еще одна отличительная черта 90-х – вечно переполненные рестораны, где было не найти свободного столика. Эту проблему помогали за 3 рубля решать швейцары.
– Места есть?
– Нет.
Три рубля из кармана – и места есть. Пожалуйста, проходите.
Запоминающейся фигурой был швейцар Дорофеевич, сначала он работал в «Юбилейке», потом перешел в «Журавинку». На работе в ресторане был в форме швейцара. Порядок наводил молниеносно. В свое время он был отличным спортсменом-штангистом.
А однажды в ресторане «Юбилейный» устроили стриптиз. Как это было? При заполненных двух этажах зала публика веселилась на полную катушку. А ближе к полуночи на середину танцпола вышла подвыпившая девушка. И… начала раздеваться под музыку. Такого бобруйская публика еще не видела. Тут тебе и музыка, и свечи на столах в зале, и запретный стриптиз! Народ окружил танцующую, со всех сторон начали хлопать и поддерживать танец одобряющими криками… Девушка разделась до трусов и чулок… Но дальше дело не пошло. Кто-то вызвал милицию. Милиционеры всегда на всякий непредвиденный случай дежурили неподалеку от ресторана. Прибежали – а тут такое зрелище… Сразу милиция и не знала, что делать, как реагировать. Вроде бы любительница «раздетых» танцев и закон не нарушала. С кем-то согласовывали свои действия по рации, а потом все же вывели юную хмельную даму под белы рученьки. Одежду на нее все же набросили…
– Еще лет пять назад я писал композиции. Для себя и души, – признается мой собеседник. – Пока все эти композиции, как говорится, лежат в ящике. Возможно, ждут своего часа. А я с удовольствием пою для себя и друзей наши старые песни.
Предыдущие публикации из цикла «Бобруйск кабацкий»:
Бобруйск кабацкий. Крутые парни в джинсах и сиротинский топор в ресторане
Бобруйск кабацкий. Как гуляли в новогоднюю ночь криминальные авторитеты
Бобруйск кабацкий. О чем пели и как гуляли в ресторанах города в былые времена
Бобруйск кабацкий. Музыка, творчество и дым сигарет (плюс ретровидео)
Бобруйск кабацкий. Музыка, творчество и дым сигарет. Продолжение (и ретровидео)