«Поэт, композитор, музыкант, аранжировщик, звукорежиссер, гитарист», – так характеризовали мне Игоря Рожкова бобруйские музыканты.
– Все так? – поинтересовалась я у Игоря Николаевича. – Это уже полный список ваших умений и талантов?
– Добавьте к этому еще специальность техника-строителя, – услышала в ответ. – Сегодня я работаю звукооператором Центра дополнительного образования детей и молодежи Бобруйска. А все мои творческие таланты и увлечения начались когда-то с мамы…
Музыкальная семья и джинсы Wrangler
Мама Игоря, Галина Яковлевна Рожкова, педагог по классу баяна, привила и двум своим сыновьям любовь к музыке.
По словам Игоря Рожкова, в семье всегда царила музыкальная атмосфера. Дедушка Яков Степанович Семашко когда-то служил псаломщиком в Никольском соборе. Он учился вместе с композиторами Евгением Тикоцким и Григорием Ширмой. В детстве Игорю рассказывали, что в их доме часто бывал Евгений Тикоцкий. Старший брат Игоря – Вячеслав Николаевич Евдокимов – тоже связал свою судьбу с музыкой, он играл в ансамбле «Блакiтныя зоркi» Бобруйской меховой фабрики.
Первым инструментом Игоря был баян, с ним он познакомился лет в десять. А уже через год или два, посмотрев на старшего брата-гитариста, тоже взял в руки гитару.
Какими были те годы для юного Игоря? Неповторимыми, яркими и запоминающимися.
Только представьте себе, с каким уважением смотрели ровесники на крутого, по всем меркам, парня с гитарой в настоящих мальтийских джинсах! Откуда у братьев Рожковых мог появится фирменный Wrangler? Еще до Октябрьской революции дядя Игоря уехал в Америку на постоянное место жительства, от него в Бобруйск регулярно приходили посылки. Старшие товарищи Игоря, жившие по соседству с городским парком и танцплощадкой, охотно брали модного подростка в свою компанию, чтобы на танцплощадке в парке блеснуть перед другими «настоящей фирмой».
– Я тогда невообразимо гордился своими джинсами Wrangler. А сейчас, увы, к фирменным вещам отношусь… никак, – улыбается мой собеседник.
Прораб с гитарой в руках
Когда пришло время Игорю выбирать профессию, мама была категорична: «Я не хочу своему сыну такую судьбу, как у самой. Иди учиться в техникум, получай нормальную профессию, а после техникума делай, что захочешь».
Так Игорь Рожков стал учащимся строительного отделения Бобруйского сельскохозяйственного техникума. Во время учебы в техникуме он и увлекся серьезно музыкой, участвовал в художественной самодеятельности, отличался во всевозможных музыкальных конкурсах. И позже, когда по распределению попал работать прорабом в колхоз имени Ильича в Узденский район Минской области, не расставался с гитарой.
Очень многое в юности Игоря определило знакомство с бобруйскими музыкантами из «старой гвардии», слава о которых гремела в 1960-е и 1970-е на форштадтских «Кирпичиках» и по всему Бобруйску. Это были два Сергея – Кошкин и Неведомский, Василий Ковальчук. Многие бобруйчане старшего поколения наверняка помнят «Папа Дэнс» на танцах в Авиагородке.
– Все играли только вживую. В Бобруйске всегда было много классных музыкантов, кто-то играл на танцплощадках и свадьбах, а самые классные работали в ресторанах.
Для музыкантов того времени была одна общая проблема: где найти хороший инструмент и аппаратуру. Фирменные инструменты стоили целое состояние, они были доступны только кабацким музыкантам.
Когда евреи уезжали в Америку
Потом в биографии Рожкова были два года срочной службы в Ленинске на космодроме «Байконур». А с конца 1988-го по возвращении в Бобруйск началась работа в кафе «Березка».
– Там была своя слаженная команда музыкантов: Саша Рабкин, Игорь Кушнер, Леша Зиневич и Иван Шумилов. На барабанах был Саша Метельков, а меня взяли гитаристом. Тогда в «Березке» была чудесная атмосфера!
Люди веселились, пили, гуляли, отмечали праздники, женились и выходили замуж. «Березка» была, скорее, любимым местом посетителей гражданских, чем военных, хоть и находилась в здании городского Дома офицеров. По факту, это был обычный бобруйский ресторан. Небольшой и уютный, с интерьером, имитирующим березовую рощу.
Достаточно сложно там было заказать столик, особенно в праздничные дни. Бывало, Игорю звонили друзья и знакомые, мол, выручай, надо очень столик на вечер…
Работал там очень дружный коллектив. Все – как одна семья, администратор, повара, официанты, музыканты.
Атмосфера «Березки» в 90-е ничем не отличалась от других ресторанов Бобруйска. Тут тоже было все: бросали спьяну фужеры, бегали по столам, устраивали разборки. Пистолеты, ножи, угрозы.
Чуть ли не каждый день в «Березке» отмечались проводы евреев на ПМЖ в Америку или Израиль. Они прощались с родиной навсегда…
– Я проводил тогда за рубеж очень много друзей. Было ли расставание болезненным? Нет. Мои земляки уезжали с надеждой на лучшее будущее. А я радовался за перспективы друзей. Мы до сих пор со многими общаемся и крепко дружим по-прежнему.
Как в бобруйском ресторане пели «Веселые ребята»
Как сегодня уверяет Игорь Рожков, Дом офицеров в 1990-е был одной из концертных площадок Бобруйска. Здесь можно было встретить звезд советской эстрады начиная от Иосифа Кобзона до группы «На-На», но Игорю Рожкову особенно запомнилась встреча с группой «Веселые ребята», эти парни оказались большими весельчаками.
С «Веселыми ребятами» в «Березке» произошел такой забавный случай. Какой-то майор в военной форме подошел к ребятам из группы, отдыхавшим за столиком, и представился командиром батальона:
– Вы – «Веселые ребята»? Я не смог быть на вашем концерте, был на дежурстве. Пожалуйста, спойте мою любимую песню «Безнадега».
Помогать «Веселым ребятам» пришлось бобруйским музыкантам. Исполнили без подготовки по щелчку на 3.15, как гагаринское «Поехали!».
Чем отличался ресторанный музыкант от других? В ресторане музыканты играли абсолютно все: от танго, вальса, «блатняка» и до фирменных песен. Это была очень хорошая школа для музыканта. Лишь в первом отделении ресторанного вечера можно было поиграть что-то для души, например, в стиле легкого джаз-рока.
Отчего затерялась мечта
Во второй половине 1980-х в Бобруйске стали образовываться новые коллективы, это были начинающие рок-группы, тогда было решено создать рок-клуб и назвать его «Нотабене».
– Мы с ребятами создали рок-группу «Блок». Выступали с ней на различных рок-фестивалях с группами «Берег истины» (позже трансформировалась в легендарную «БИ-2»), «Скиталец», «220 вольт». Много ездили по фестивалям, выступали на концертах.
Почему так получилось, что бобруйские музыканты из «БИ-2» завоевали мировую славу, а другим молодым и талантливым коллективам это не удалось?
По мнению Игоря Николаевича, для осуществления мечты о музыкальной карьере и мировой славе все нужно было делать вовремя и правильно.
– Творческому человеку сначала нужно творчество, а потом уже деньги, – спустя годы понимает Рожков. – А мы тогда все были молоды, влюблялись, женились, заводили семьи, которые нужно было обеспечивать материально. А в таком случае уже не до творчества и развития. Так постепенно уходила от нас недосягаемая мечта… А Шура и Лева из «БИ-2» остались верными своей мечте и осуществили ее.
У остальных семейных бобруйских музыкантов была тогда обыденная рутина и двойная работа. К примеру, Игорь Рожков по утрам торопился на службу в военный оркестр Бобруйского гарнизона, а по вечерам играл в ресторане. Так и другие музыканты из оркестра – после работы разбегались снова работать кто куда.
Позже в биографии Рожкова была работа в ресторанах «Бобруйск», «Гулливер» (находился недалеко от военкомата, на его месте сейчас кафе «Хаус паб»).
Ресторан «Бобруйск» и топор Сиротина
Один из самых запоминающихся моментов – знакомство в ресторане «Бобруйск» с заведующим производством Модестом Вульфовичем Сиротиным. С ним рядом Игорю Рожкову довелось работать восемь лет. Модест Сиротин был очень справедливый, мудрый, надежный, хороший человек. Просто какой-то всплеск позитивной энергии, с неиссякаемым чувством особого еврейского юмора. Хотите верьте, хотите нет, но Сиротин держал у себя в кабинете для устрашения нерадивых работников настоящий… топор. Мол, голову будет рубить сплеча, если другие методы не помогают образумить человека. В его кабинете не раз звучало: «Виноват, рубите, Модест Вульфович!» А в ответ: «Пошел вон…» И заметьте, никто и никогда на этого человека не обижался. Он умел находить контакт со всеми. И учил этому других. В первый день работы Игоря в ресторане объяснил ему: «Ни с кем никаких конфликтов!»
Очень многому Игоря научила работа в кабаке. Самое важное – за свои слова держать всегда ответ.
В ресторане «Бобруйск» в 1990-е работал вместе с Игорем Хланем, Евгением Гиршиным, Валерием Ефименко, Инной Петраш... Пожалуй, это были лучшие годы, вспоминает Игорь Рожков, хорошая школа для музыканта и отличная «наука» жизни.
– Особую лепту в мое развитие как музыканта и «звукача» внесли музыкант от бога Евгений Гиршин и самый крутой звукорежиссер Бобруйска, прекрасный музыкант и замечательный отзывчивый человек Александр Петруша. Вместе с Игорем Хланем, Александром Рабкиным и Евгением Гиршиным мы когда-то начинали в Доме учителя, он находился тогда на пересечении улиц Гоголя и Социалистической. Наш состав практически не менялся почти двадцать лет, до 2000-го. Спасибо ребятам, которые были в те годы рядом.
По иронии судьбы – снова в «Березке»
После окончания службы в военном оркестре Игорь Рожков работал концертмейстером в Центре художественного творчества детей и молодежи Бобруйска (сейчас Центр дополнительного образования детей и молодежи), полностью окунулся в творческую жизнь города. Настало время воплощения идей, писал музыку, сочинял тексты песен. Его авторство (музыка, текст, аранжировка, запись) – гимн культурной столицы 2016 года песня «Бобруйск – культурная столица». Работал и продолжает работать с такими талантами, как поэт-песенник Виталий Иванов, режиссер Вероника Антонова (педагог в гимназии-колледже искусств), режиссер и сценарист православного театра Людмила Наумчик. Результат совместного творчества – музыкально-пластический спектакль «Маленький принц», где Вероника Антонова – автор сценария и текстов, а Игорь Рожков – автор музыки.
Как и три с половиной десятка лет назад в жизни и творчестве Игоря Рожкова всегда рядом есть Михаил Гутин, с которым они когда-то вместе работали в одной команде в кафе «Первомайское». Сотрудничество музыкантов продолжается и сегодня: каждая новая песня Игоря Рожкова появляется на свет при поддержке друга, который оценивает и одобряет ее первым.
Звучали песни Игоря Рожкова на заседаниях хозяйственных активов города, на бобруйских фестивалях. В 2019 году песня Рожкова (музыка) и Антоновой (текст) открыла фестиваль «Венок дружбы». А песней Игоря (слова и музыка) завершился первый фестивальный день в том же году.
– Я очень люблю свою страну и родной город, люблю своих сыновей Константина и Евгения. Мне нравятся творческие коллективы нашего центра, – признается Игорь Рожков. – Поэтому у меня очень много написано песен, посвященных Беларуси и Бобруйску, особенно много – для мастерской эстрадного искусства «Солнышко» и вокального коллектива «Перспектива».
По иронии судьбы, сегодня Игорь Рожков работает в том же помещении бывшего городского Дома офицеров, где когда-то было кафе «Березка».
Здесь начиналась его творческая жизнь, здесь в Центре дополнительного образования и сейчас рождаются новые самые смелые творческие идеи.
Предыдущие публикации из цикла «Бобруйск кабацкий»:
- Бобруйск кабацкий. Как гуляли в новогоднюю ночь криминальные авторитеты
- Бобруйск кабацкий. О чем пели и как гуляли в ресторанах города в былые времена
- Бобруйск кабацкий. Музыка, творчество и дым сигарет (плюс ретровидео)
- Бобруйск кабацкий. Музыка, творчество и дым сигарет. Продолжение (и ретровидео)
- Бобруйск кабацкий. Павел Гриняк: «Начинал с «БИ-2», 18 лет играл в Эмиратах, сейчас ухожу в дальнобой!»