Вспомнить всё. Влад Сташевский и Юрий Айзеншпис: «Не надо воспринимать все всерьез»

7485
Евгений БУЛОВА. Фото из открытых источников Интернета
В рубрике «Вспомнить все» известный журналист Евгений Булова рассказывает о том, что осталось за кадром «звездных» интервью. Сегодня – рассказ о встрече с Владом Сташевским и его продюсером Юрием Айзеншписом в номере могилевской гостиницы «Турист».
Влад Сташевский и Юрий Айзеншпис.
Влад Сташевский и Юрий Айзеншпис.

Трудное детство не подтвердилось

С Владом Сташевским и его продюсером Юрием Айзеншписом я встретился в номере могилевской гостиницы «Турист», где они коротали время перед двумя предстоящими концертами в ДК «Химволокно» – это буквально через дорогу. В принципе, апельсины – не самое худшее, чем могли себя тешить представители российского шоу-бизнеса в последний день ноября 1994 года.

Признаюсь, не ожидал увидеть в Могилеве Айзеншписа. Обычно продюсеры такого масштаба (а он к тому времени уже успел «раскрутить» Виктора Цоя и группу «Кино», «Технологию», «Моральный кодекс», Линду, позже – Катю Лель, Диму Билана) не очень-то утруждают себя гастрольными вояжами вместе со своими питомцами. Тем более в такую не самую комфортную пору года и не в самые курортные города. Похоже, Айзеншпис хотел лично убедиться в том, что в работе со Сташевским он идет верной дорогой. И убедился. Концерт в Могилеве прошел на «ура». Влада завалили цветами поклонницы, хотя в те голодные времена 1994 года каждый «деревянный» рубль был у обывателя на счету.

Могилевский ДК «Химволокно» не смог вместить всех желающих увидеть и услышать Влада Сташевского.
Могилевский ДК «Химволокно» не смог вместить всех желающих увидеть и услышать Влада Сташевского.

Тем не менее, повторись такая ситуация сегодня, когда напротив меня сидели Сташевский и Айзеншпис, честное слово, мое внимание было бы в первую очередь направлено именно на Юрия Шмильевича, чья богатая на всевозможные кульбиты биография просто нуждалась в журналистском «раскручивании».

Тогда же, почти 30 лет назад, практически не имея понятия об интернете, дающим, как минимум, массу предварительной информации об известном человеке, и, находясь лишь под впечатлением от всевозможных хитовых теле-радио-трансляций, я моментально подсел к Сташевскому, который только несколько месяцев как «взорвал» все постсоветское пространство своим первым альбомом «Любовь здесь больше не живет». Айзеншпис совсем не возражал. (Да и про мою профессиональную обязанность – в первую очередь думать об интересе читателя, страстно желающего окунуться в мир популярнейшего на тот момент исполнителя, не напомнить не могу).

Перед  этим взглядом разве устоишь? Влад Сташевский – на пике популярности.
Перед этим взглядом разве устоишь? Влад Сташевский – на пике популярности.

Влад, как-то по «Молодежному каналу» слышал, что у тебя было трудное детство.

– В детдоме... Без ботинок, зимой... Не надо воспринимать все всерьез.

Хорошо, расскажи тогда, пожалуйста, вкратце сам о себе.

– Свою автобиографию я могу рассказывать часа три. Это долгая история. Я предпочитаю давать конкретные ответы на конкретные вопросы.

Сколько тебе лет?

– Двадцать один.

С кем ты живешь?

– С мамой, бабушкой. Холост.

Кому ты в первую очередь благодарен за то, что сегодня популярен?

– Вначале, как минимум, мне нужно было появиться на свет. Спасибо родителям. А своим вторым рождением, уже как артист, я обязан Юрию Айзеншпису.

Тебе знакомы чувства человека, которому ты отказал в автографе или в беседе?

– Моя проблема в том, что я не могу отказывать. Никому. В рамках реального, конечно.

«Всех удовлетворить просто невозможно»

Здесь в разговор вступил Юрий Айзеншпис:

Виктор Цой и Юрий Айзеншпис быстро нашли общий язык.
Виктор Цой и Юрий Айзеншпис быстро нашли общий язык.

– Обычно после концертов столько желающих получить автограф, что всех удовлетворить просто невозможно. Конечно, это приятно для тех, кто берет автограф, но утомительно тому, кто их дает. И представьте, что такое приходится проделывать каждый день. А Влад иногда так увлекается, что мы опаздываем на самолет, на поезд. Что касается интервью, то здесь уже я выбираю — кому можно давать интервью, кому – нет. Лучше всего их вообще никому не давать. Вопросы везде задают одинаковые. Вся эта процедура напоминает ежедневную чистку зубов или причесывание.

– Тогда я попробую задать оригинальный вопрос. Влад, у тебя есть какой-нибудь ритуал, который ты проделываешь перед выходом на сцену?

– Нет, я абсолютно нормальный человек.

– В твоем репертуаре есть песни, которые по своему содержанию тебе полностью соответствуют, и, наоборот, которые совсем не про тебя?

– Не хочу выделять конкретные песни, чтобы не обидеть другие. Поэтому скажу, у меня нет ни одной, которая бы не отражала какой-то момент моей жизни.

– В каких ты взаимоотношениях со своими композициями? Они на тебя влияют?

– Скорее, наоборот. Это я влияю на свои песни, и они становятся такими, какими их знают слушатели.

Влад Сташевский рос без отца, который оставил семью через два года после рождения сына.
Влад Сташевский рос без отца, который оставил семью через два года после рождения сына.

– Не секрет, что ты занимаешь значительное место в сердцах многочисленных поклонниц. Хотелось бы услышать твое отношение к слабому полу.

– Без них все было бы бессмысленно в этой жизни.

– Подозреваю, что личного автомобиля у тебя нет. Зачем, ведь тебя и так везде возят.

– В самом деле, автомобиля нет. Он мне не нужен.

– Желаю тебе творческих успехов, будь здоров!

– Спасибо.

«Ни одного убийства на финансовой почве»

Затем мое внимание все же переключилось на Юрия Айзеншписа, который внимательно следил за нашей беседой.

– Юрий, можно выучиться на учителя, врача, инженера... А что надо делать, в какой среде вариться, чтобы стать продюсером?

– Это примерно такая же профессия, как художник, композитор. Профессия творческая, в которой очень большое значение имеет интуиция.

Юрий Айзеншпис с записи клипа начал работу с Димой Биланом. Этот ход был апробирован еще на Сташевском.

– Были ли проекты, в успехе которых вы были уверены, но не получилось?

– Нет, я удовлетворен результатами всех моих проектов. И даже группа «Young Guns» не была ошибкой. Просто я был очень занят Сташевским, мало им уделял внимания, и они распались из-за своих внутренних противоречий. Все равно группа была на взлете, еще бы чуть-чуть – и успех обязательно пришел. В принципе, там еще можно поправить дела, надо только время.

– Значит, параллельная работа с несколькими исполнителями для продюсера нереальна?

– Работа с несколькими проектами требует больших капиталовложений. К тому же, продюсерский труд очень индивидуален.

– Почему-то российский шоу-бизнес все кругом ругают.

– А что у нас не ругают? Политику ругают. Экономику ругают. Обыватель сейчас все ругает. Лично я не знаю, за что можно ругать наш шоу-бизнес.

– Говорят, там сплошной криминал, бешеные деньги, убийства, «наезды»...

– Это плод фантазии обывателей и журналистов. Я не знаю в шоу-бизнесе ни одного убийства на финансовой почве. Если и были, то чисто бытовые, как, например, убийство Талькова.

– Но все-таки это опасный вид деятельности?

– Вообще-то бизнес для меня в шоу-бизнесе – это второе, первое – творческий процесс.

– Поделитесь, пожалуйста, своими музыкальными пристрастиями. Я имею в виду российскую сцену.

– На сегодня из женщин мне импонирует Валерия. Среди мужчин Пресняков один из самых талантливых. Но он настолько в творчестве ушел в себя, что стал многим просто неинтересен. Человек живет не теми реалиями, которыми должен жить сегодняшний артист. Хотя по-прежнему он остается артистом.

А через 6 лет они расстались…

Кстати, после этого гастрольного тура Влада Айзеншпис понял, что помимо живых концертов популярность артиста напрямую зависит от количества выпущенных и запущенных в ротацию клипов. «Опыты» на Сташевском очень пригодились продюсеру при дальнейшей работе уже с Димой Биланом, которая началась именно с клипов певца.

Влад Сташевский (он же Твердохлебов) сотрудничал с Айзеншписом до 1999 года, а потом объявил о разрыве контракта. Это произошло в день шестилетия их совместной работы.

На церемонию награждения премиями «MTV-2005»  Дима Билан прибыл с сыном Юрия Айзеншписа.
На церемонию награждения премиями «MTV-2005» Дима Билан прибыл с сыном Юрия Айзеншписа.

Говорят, продюсер переживал разрыв с исполнителем, но каких-либо попыток его вернуть не предпринимал.

19 сентября 2005 года Юрия Айзеншписа, тогда уже генерального директора компании «Медиа стар, госпитализировали в Московскую городскую клиническую больницу для обследования, однако вечером следующего дня он умер от инфаркта миокарда. Ему было 60 лет. Годы, проведенные в молодости в местах не столь отдаленных (за незаконные валютные операции), подорвали здоровье Юрия. В общей сложности в тюрьме он пробыл 17 лет.

На одной из телепередач (2020 год) поклонники с трудом узнали своего бывшего кумира.
На одной из телепередач (2020 год) поклонники с трудом узнали своего бывшего кумира.

Через два дня после смерти продюсера состоялась церемония вручения премий MTV, на которой Дима Билан получил главный приз. Айзеншпис очень хотел увидеть триумф своего воспитанника, но так и не дожил до этого момента. На церемонию награждения Дима Билин приехал с сыном Айзеншписа Михаилом.

О том, что его бывшего продюсера не стало, Сташевский узнал от композитора Владимира Матецкого и успел-таки на его похороны. Хотя злые языки утверждали, что певец проигнорировал траурное мероприятие. Несмотря ни на что, Влад всегда говорил о том, что считает Айзеншписа своим главным учителем и безмерно благодарен ему за годы сотрудничества.

Читайте о других героях рубрики на сайте: