Когда-то «Вечерний Бобруйск» активно писал о знаменитостях, и тема эта пользовалась у читателей большой популярностью. Но «ковид» внес свои коррективы: звезды уже не дают концертов в Бобруйске, да и у бобруйчан другие заботы. Но кто-то все так же мечтает о звездах... А потому мы возвращаемся к теме, но под другим углом.
Автору этих строк за его многолетнюю журналистскую карьеру посчастливилось общаться со многими знаменитостями. Не все детали этих бесед вошли в опубликованные тогда интервью. Многое осталось «за кадром» в силу самых разных причин. Сегодня мы вспомним все...
Ночное рандеву с Еленой Яковлевой и эпиграмма на Валентина Гафта...,
или Как я «штурмовал» «Современник»
Да, с течением времени наше отношение к тем или иным событиям, людям меняется. То и дело возникает необходимость взглянуть на ранее произошедшее под иным углом зрения, переосмыслить некогда заретушированные нюансы, по-другому расставить акценты… А то и вообще – раскаяться.
Именно поэтому нижеследующие заметки, наверное, будут интересны и сегодняшним читателям «Вечерки», которых мы приглашаем в своеобразное путешествие в прошлое.
… С актрисой московского театра «Современник» Еленой Яковлевой (сыгравшей главные роли в «Интердевочке», сериале «Каменская» и др.) в 1994 году я беседовал в российской столице. Время было около полуночи. Причина столь позднего рандеву состояла в том, что, как выяснилось, маленького сына Елены уложить спать раньше 23.00 было просто невозможно.
Я предложил Яковлевой пообщаться с малышом на руках, но ее такая перспектива не вдохновила.
Наверное, у читателей уже возник вопрос: что привело автора этих строк в то сложное время (когда поездки обычно имели какой-то коммерческий, «баульный» смысл) в Первопрестольную?
Нет, в Москву я заявился исключительно из творческих побуждений – взять как можно больше интервью у известных артистов театра и кино. Никаких фестивалей или других форумов тогда не проходило, я приехал просто «побродяжничать» и постучался в дверь первого попавшегося театра, в «Современник».
После изощренного убийства корреспондента «Московского комсомольца» Димы Холодова в тот момент по многим спинам в Москве пробежались судороги – страшно! Еще плотнее стали затворяться двери. В том числе и театральные. Директор «Современника» Л. Эрман буквально на следующий день после похорон журналиста издал распоряжение: дежурным обязательно требовать документы у тех, кто передает сотрудникам театра какие-нибудь свертки, пакеты.
– Вот и наша работа уже попала в разряд особо опасных, – тяжко вздохнула, встречая меня, бабуся-вахтер «Современника», – ведь мы, кроме этого, должны обязательно проверять содержимое этих самых пакетов, а вдруг оно там тикает?
– Не волнуйтесь, мамаша, взрывать я никого не собираюсь, – успокоил разволновавшуюся старушку, уже начавшую бросать испуганные взгляды на мою дорожную сумку, – мне бы худрука вашего, Галину Волчек, увидеть.
– На репетиции она, ожидайте.
И действительно, на сцене шла кропотливая работа над «Пигмалионом» Бернарда Шоу. Как пароход, дымил сигаретой Валентин Гафт, между стульями металась «интердевочка» Елена Яковлева. Ее супруг Валерий Шальных то и дело размахивал руками. Одним словом, рабочая такая обстановочка.
Однако появление Гафта рядом со мной (актер, похоже, шел встречать кого-то из своих знакомых) было неожиданным. Я напрочь забыл его отчество. Но надо было что-то говорить.
– Валентин …вич, – начал я невнятно, заикаясь. – Я из Беларуси. Как вы относитесь к газетным интервью?
– Нет, брат, ничего не будет, – фирменно оттопырив свою нижнюю губу, осадил меня актер. – Завязал я с этим делом. Извини, у меня своя работа.
«Но ведь и у меня, черт побери, работа!» – воинственно подумал я, но вымолвил гораздо миролюбивее:
– Ответьте хотя бы на один вопрос: эпиграммы вы пишете по-прежнему?
– Да ты что, ради эпиграмм сюда приехал? – округлились глаза Гафта.
Ну что тут скажешь? Моя профессия просто не дает мне права обижаться, тем более, что это короткое общение с мэтром театра и кино даже меня вдохновило на эпиграмму:
Не будите зверя в Гафте –
Он в быту опасен.
А на сцене – молодец,
Строен и прекрасен!
И тут в театральном коридоре появляется Елена Яковлева... Роль Каменской к тому времени ею еще не была сыграна, поэтому для меня она еще только «интердевочка». Елена, настроенная гораздо дружелюбнее, предложила для разговора встретиться возле театра завтра вечером. Как я уже говорил выше, беседовали чуть ли не в полночь.
Поначалу я поинтересовался у актрисы ее кинематографическими планами. Та с грустью поведала, что после фильма «Чудная игра», съемки которого тогда только закончились, больше нигде не снимается. И все из-за легковесных маловразумительных предлагаемых ролей.
На вопрос о семейной жизни с актером (каково это, быть вместе дома и на работе), ответила, что иногда это ее радует, а иногда – не очень.
Актриса призналась, что она доверчива к набиравшей тогда особую мощь рекламе всевозможной продукции, но в 90 процентах случаев «обжигалась». Реклама всегда оказывалась гораздо «вкуснее» реального продукта. Последний раз она попалась на рекламе таблеток от кашля. Купила, долго глотала… Но толку – никакого.
По ее мнению, артисту тоже нужна реклама, но не такая, как для «сникерса».
Помню, меня не особо впечатлил автомобиль Яковлевой – скромная малышка «Ока». Но она пояснила – нормально, по московским улицам и дворам удобно разъезжать. Особенно с маленьким ребенком, для которого в те годы (если помните) никакие детские автокресла были не нужны.
В нынешнем 2021 году Народной артистке России Елене Яковлевой исполнилось 60 лет. В ее послужном списке – множество ярких, запоминающихся ролей, которые возвращают нас в незабываемые фрагменты прошлого, воодушевляют, воспитывают и, наверное, даже лечат. За это ей – спасибо!
Денису Шальных (сыну Елены Яковлевой), из-за которого мы перенесли интервью с его мамой на поздний вечер, сегодня 29 лет. Он тоже актер. Играет в театре, снимается в кино. К тому же, спортсмен. Не пьет, не курит, наркотики не употребляет. Правда, имеет очень много татуировок, что является причиной чрезмерного интереса к нему со стороны СМИ.
Как по мне, так гораздо хуже, когда у человека много дурных мыслей в голове. А татуировки – это, скорее, наше личное, если так можно сказать, тактильное отношение к окружающей действительности. Очень высокочувствительное отношение (возникающее на стыке всевозможных чувств и эмоций), на которое отваживаются далеко не все. Да и не всем дано иметь такую чувствительность.
Что же касается так же безмерно мною уважаемого Народного артиста России Валентина Гафта (сыгравшего в огромнейшем количестве кинофильмов), то совсем недавно актер ушел от нас. Его не стало 12 декабря 2020 года. Он похоронен на Троекуровском кладбище в Москве, на Аллее актеров.