«Запчасти для автобусов меняли на фанеру». Бывшему главному инженеру бобруйского АП-2 и директору ГАП-1 Александру Бенько – 70

554
Дмитрий СУСЛОВ
В канун дня рождения звоним известным бобруйчанам – героям наших прежних публикаций чтобы узнать, как у них дела.
Март 2025 года. Александр Петрович Бенько. Фото из личного архива именинника
Март 2025 года. Александр Петрович Бенько. Фото из личного архива именинника

19 марта свое 70-летие отметит Александр Бенько, много лет отдавший и бобруйскому автопарку №2, и грузовому автопарку №1.

Своего автоинструктора помнит до сих пор

«Вся моя жизнь связана с автомобилями», – так говорит о себе сам юбиляр. Конечно, с поправкой на детство и юность, которые прошли в Бобруйске, в районе «ФанДОКа». Здесь Александр Петрович живет и сейчас.

Окончил 14-ю школу, в 1972 году поступил в автотехникум.

– Я был поздним ребенком в семье, – рассказывает Александр Бенько. – Отцу на момент моего рождения было уже 49. В таком возрасте родители особенно хотят, чтобы жизнь детей удалась. В те годы шоферская профессия считалась престижной. Тогда только появилась компания «Совтрансавто», работавшая на международных перевозках...

И конкурс в автотехникум, по воспоминаниям именинника, доходил до пяти человек на место!

– Если больше двух «четверок» (по пятибалльной системе – прим. ред.) при остальных «пятерках», то шансы поступить были мизерные.

Учебу прервала армия. Александр Бенько служил в Эстонии радиотехником на приводной станции военного аэродрома.

– Приводная станция – это радиомаяк, по которому ориентируется самолет. Глаза и уши экипажа, – уточняет Александр Петрович.

И снова родной автотехникум: на 3-м курсе впервые сел за руль учебного «ЗИЛа». Фамилию своего инструктора он помнит до сих – Александр Ломако.

– Выехали с ним на городскую улицу, говорит: «Садись за руль». Показал, как включать передачу, какие педали жать. Проехал тридцать метров. Все нормально, говорит, будешь ездить.

Могилеву – «Икарусы», Бобруйску – «ЛИАЗы»

В автобусном парке №2 Александр Бенько отработал 19 лет, пройдя путь от слесаря до главного инженера.

– Еще застал мягкий «ЗИЛ 127» и 1Икарус 55», «щука», как ласково называли его в народе, – вспоминает Александр Петрович.

Начало 70-х годов прошлого века. Площадь Ленина, Бобруйск. Автобусы ЛАЗ на улицах города. Фото архивное
Начало 70-х годов прошлого века. Площадь Ленина, Бобруйск. Автобусы ЛАЗ на улицах города. Фото архивное

Автобусы с гребешком на крышах на пригородных перевозках, теплые, мягкие «ЛИАЗ 677» – на городских – так выглядела «движущая сила» автобусного парка в начале 1980-х. Гребешковые – это «ЛАЗ 695Е» производства Львовского автозавода. Раструб сверху – воздухозаборник для охлаждения двигателя.

– Такая конструкция заметно продлевала ресурс двигателя. Силовой агрегат охлаждался гораздо лучше, нежели при боковых «жабрах», – посвящает в технические нюансы именинник.

А что до «ЛИАЗов», так к этим автобусам, говорит Александр Бенько, нужен был особый подход. Все дело в трансмиссии. В ее основе использовали гидромеханическую коробку, прообраз современного робота-АКПП.

– Лучшего специалиста по гидромеханическим коробкам, чем Ефим Семенович Цымерман, не было во всем автопарке, – вспоминает Александр Бенько.

Конец 70-х. Бобруйск, площадь Ленина. Автобус ЛИАЗ на одном из городских маршрутов. Фото архивное
Конец 70-х. Бобруйск, площадь Ленина. Автобус ЛИАЗ на одном из городских маршрутов. Фото архивное

В 70-80-е по улицам Минска, Могилева и даже Барановичей вовсю ходили «Икарусы». Бобруйск же довольствовался «ЛИАЗами». Первые венгерские автобусы появились на наших улицах лишь в 1987 году – на 9-м маршруте. О причинах «автобусной несправедливости» сейчас узнаем:

– Такое решение приняли на уровне области. Все городские «Икарусы» шли в Могилев, а Бобруйску доставались лишь «ЛИАЗы».

Со строительством 6-го микрорайона в Бобруйске все «гармошки» («Икарус-280») пришлось срочно перебрасывать на 18-й маршрут, вспоминает собеседник. Троллейбусы туда пошли лишь в начале 2000-х, а число жителей уже измерялось десятком тысяч.

«Если бы не финансовый кризис 2008 года, может, работали и дальше»

Вспоминает Александр Петрович и непростое время перехода на рыночные рельсы в начале 1990-х. Старые связи с поставщиками комплектующих рушились, новые только выстраивались. А пассажиры ждать не могли. Тогда и вошло в обиход новое слово на букву «б» – бартер.

– Брали на «ФанДОКе» фанеру и меняли на запчасти, за мебель «покупали» аккумуляторы в Курске. Прицепы «Бобренок» тоже использовались как расчетная единица, – говорит собеседник.

В это время именинник возглавил ГАП-2, позже ставший ОАО «Бобруйсктранс». А после, в 2003-м году – и ГАП-1, сменив на этой должности Николая Сергеевича Плеха, перешедшего на работу в Бобруйский горисполком.

2010 год. Директор ОАО «Бобруйский грузовой автомобильный парк № 1» Александр Бенько. Фото из архива «ВБ»
2010 год. Директор ОАО «Бобруйский грузовой автомобильный парк № 1» Александр Бенько. Фото из архива «ВБ»

ГАП-1 – это то самое транспортное предприятие, базировавшееся на пересечении Минской и Орджоникидзе. В его бывших уже корпусах скоро должен открыться очередной торговый центр.

– Не обидно, что не сохранилось такая мощная автобаза? – спрашиваю у Александра Бенько.

– Понимаете, если бы не финансовый кризис 2008 года, может, работали б и дальше. А те события подкосили многих перевозчиков. К тому же, многие предприятия, пользовавшиеся нашими услугами, стали развивать свои автопарки.

Собеседник не берется оценивать правильность такого решения. Говорит лишь, что «гаповские» «ЗИЛы» и «МАЗы» легко выхаживали по 15 лет, а машины заводов и комбинатов – в лучшем случае, 10:

– У нас же была и собственная ремонтная база, и квалифицированные механики.

В ГАП-1 Александр Бенько проработал десять лет. Последние пару лет перед выходом на пенсию трудился в частном предприятии. А оказавшись на заслуженном отдыхе, вновь нашел применение своим организаторским способностям: председательствовал в ЖСК. Но возраст подсказал – пора подумать о себе и близких.

Долгоиграющих планов Александр Петрович не строит. Все, как у любого пенсионера – грибы, огород, рыбалка. Березина рядом, почти у дома.

С супругой Татьяной Евгеньевной именинник вместе с 1978 года. Вырастили двоих дочерей. Младшая Анна работает воспитателем в детском саду, старшая Елена – в Минске, стоматолог и мама. У юбиляра двое внуков: 5-летний Марк – дошколенок, 18-летний Богдан – студент Минской государственной академии авиации. В будущей профессии парня – «привет» сразу двум занятиям деда: ратному и гражданскому.