Такое обращение в редакцию «ВБ» – уже не первое. О подобных случаях мы писали ранее. Все жалобы касались сотрудников одной и той же организации, «БелСК-Бобруйск». Читатели сообщали о том, что их пожилым родителям продали прибор для анализа концентрации газа в помещении, работающий по принципу пожарного извещателя. Стоимость подобного прибора колебалась в пределах 150 рублей.
За комментариями мы обратились к сотруднику, продавшему прибор родителям Валерия, и к руководителю этой организации.
Продавец Александр ответил, что он не уполномочен решать вопросы возврата товара, сказал, что не представлялся сотрудником газовой службы, и установка прибора и у родителей Валерия, как и у других клиентов компании, носила рекомендательный характер.
Руководитель организации «БелСКБ-Бобруйск» Евгений Архипов пояснил: прибор можно вернуть по закону в течение 14 дней с момента установки. Для этого нужно позвонить по номеру телефона, указанному в гарантийном талоне. Если прибор рабочий, и уже прошло более 14 дней, то возврат будет невозможен. Евгений Михайлович прокомментировал и стиль работы своих сотрудников: никто из них не представляется сотрудником «Горгаза» и не принуждает покупать газовый сигнализатор.
После каждой продажи клиенту звонит диспетчер компании и опрашивает его. Спрашивает, добровольно ли клиент купил прибор, понимает ли он, что установка его носит рекомендательный характер:
– Если человек ответил, что купил газовый сигнализатор по принуждению, или только потому, что считал его установку для себя обязательной, то мы приедем, вернем деньги и демонтируем устройство, – говорит Евгений Архипов.
Пояснил директор «БелСКБ-Бобруйск» и то, почему среди жалующихся клиентов только пенсионеры:
– Наши сотрудники звонят абсолютно во все квартиры. Однако по будням в рабочее время как раз оказываются те, кто в основном уже не работает.
Аналогичную ситуацию в октябре 2019 года комментировала Наталья Петухова, специалист управления торговли и услуг, уполномоченный по защите прав потребителей:
– С точки зрения законодательства нарушений здесь нет, есть такое понятие -- торговля вне торгового объекта. Однако есть такое понятие, как введение в заблуждение, когда продавцы намеренно представляются сотрудниками газовой службы, МЧС и так далее. Они должны четко говорить, что они – сотрудники частного, коммерческого предприятия. И пояснять, с какой целю на самом деле пришли.
То, что происходит сейчас – это агрессивный маркетинг, и жертвами этого маркетинга становятся зачастую люди пожилые, привыкшие доверять людям. Поэтому советуем быть особенно бдительными, обращать внимание на то, что написано в удостоверении пришедшего к вам человека, читать договор, советоваться с детьми (если речь идет о пожилых людях), а лучше – не впускать в квартиру незнакомых людей.
Во всех спорных случаях мы рекомендуем обращаться в общество защиты прав потребителей (тел. 72-03-00) или в суд.