«Дело памятников»: в Бобруйске 16 человек подали иски в суд на ИП, изготавливающую надгробья

7486
Ирина СЕВЕРНАЯ. Фото автора и из архива «ВБ»
Более десятка человек в Бобруйске обратились в милицию с жалобой на ИП, занимающуюся изготовлением памятников. Люди утверждают, что предпринимательница брала с них деньги за услуги, но заказы не выполняла. «Обвиняемая», в свою очередь, божится: плохого умысла не имела, и вообще, все заказы «на стадии завершения».
Виктор Антонович Подорожный, житель Бобруйска, с целой папкой документов по «делу памятников».
Виктор Антонович Подорожный, житель Бобруйска, с целой папкой документов по «делу памятников».

84-летний Виктор Подорожный с ул. Лынькова в июле 2018 года заказал у предпринимателя два надгробных памятника – себе и супруге.

– Люди мы пожилые, решили позаботиться об этом уже при жизни, – поясняет Виктор Антонович.

– Я увидел объявление на двери нашего дома, позвонил по указанному телефону, – рассказывает мужчина. – Заключил договор на изготовление памятников с ИП, действовавшей по доверенности. Два памятника стоили 2 300 рублей, я заплатил. Прошло несколько недель, показывать мне их она не спешила, это меня насторожило.

Заказчик обратился в милицию. Из УВД в сентябре ответили, что проведена проверка и принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, так как в действиях ИП не нашли состава преступления. Рекомендовали обращаться в суд.

Подорожный подал иск. Заседание по этому гражданскому делу прошло в октябре. С ИП судья постановил взыскать 2 300 рублей, уплаченных за памятники, плюс 1 000 рублей неустойки, 700 рублей – компенсации морального вреда и судебные расходы.

В суд ответчица не явилась.

9 декабря Виктор Антонович сообщил, что 2 300 рублей ему все-таки вернули. А вот прочие расходы – пока нет.

– На сегодняшний день более 30 пострадавших от ее действий из разных городов и деревень, – утверждает он. – Некоторые заплатили 700 рублей, некоторые – больше двух тысяч, одна женщина из Осиповичей – больше четырех тысяч рублей.

«Когда приходишь к ней в офис, никаких сомнений не возникает»

Галина Кругляк из Минска, хоть сама работает юристом, но также оказалась в числе пострадавших. По словам Галины Васильевны, она отдала бобруйскому ИП 1 700 рублей и тоже не получила ни услуг, предусмотренных договором, ни своих денег обратно.

– Когда приходишь к ней в офис для заключения договора, никаких сомнений не возникает, – рассказывает женщина. – Она открывает каталог, у нее стоят стенды с образцами, даже несколько видов камня на выбор. Она умеет входить в доверие, симпатичная, спокойная, располагающая к себе, идет на все уступки при заказе – акции, скидки, подарки, рассрочка. У нее очень доступная цена, на это многие люди и «клюют», особенно пенсионеры. Мы с мужем заказали услугу в Бобруйске, потому что он родом из вашего города, и его родители там похоронены, в Ломах. Мы заказали простой памятник, сразу на двоих, стоимостью 1 800 рублей. Она предложила внести 30 процентов предоплаты. У нас при себе было 1 700 рублей, решили отдать их все. Она сказала, что к весне покажет работу. В феврале начали звонить. Она сначала брала трубку, любезно отвечала. А потом вдруг стала постоянно занята, на разговоры не было времени. Мы с мужем почувствовали что-то неладное, поехали в Бобруйск. Приезжаем – офис закрыт. Позвонили ей, она говорит, что находится в больнице. Через несколько дней муж попросил своего друга в Бобруйске зайти к ней в офис – она была на месте, а не в больнице. Мы поняли: нас обманывают. Но пришлось ждать конца марта, потому что до окончания срока работ по договору мы не могли ни написать претензию, ни обратиться в суд. Но и после суда они до сих пор не выплатили нам ни копейки. Насколько я знаю, она продолжает работать, ездит по деревням и принимает заказы.

Лилия Григорьевна Данильчик из Кличева заказала у ИП в марте этого года памятник своему отцу.

– Мы с мамой внесли предоплату в размере 300 рублей, – говорит женщина. – Сделать памятник нам пообещали к 1 мая. Ближе к назначенному сроку я позвонила, чтобы узнать, что и как. Она сказала, что нужно немного подождать. Через несколько дней я позвонила рабочему, который непосредственно должен был изготавливать наш памятник. Но выяснилось, что он даже эскизов не видел. Мы с братом поехали к ним в офис, хотели написать заявление на возврат денег. Хозяйки на месте не было, и сколько я ей ни звонила, она, по ее словам, то находилась в России, то была сильно занята. До сих пор вернуть деньги нам не удалось.

Галина Наумовна, бабушка Инны Силивончик, тоже попала в эти ряды. Пожилая женщина из деревни Барсуки Кировского района заказала у ИП памятник своему умершему мужу.

– В апреле мы обратились к ней, та приехала к бабушке в деревню, привезла каталог с памятниками, – рассказывает Инна. – В июне мы рассчитались за памятник полностью – отдали 700 рублей, нам пообещали, что в июле, к годовщине смерти дедушки, он будет готов. И вот наступило 24 июля… Когда я позвонила ее сотруднице, та сказала, что на улице дождь, и никто памятник в такую погоду устанавливать не будет. Сама хозяйка на связь не выходила. В конце июля я приехала к ней в офис и написала заявление на расторжение договора и возврат денег Она была на месте, лично заверила, что деньги вернут в течение 30 дней. Но так и не вернули. Когда я пришла к защитнику прав потребителей в управление торговли, мне сказали, что я – уже 11-й человек, кто обратился к ним за последний месяц с жалобой на этого ИП…

«Надежда есть всегда»

14 обращений к уполномоченному по защите прав потребителей, 16 исков в суд – таковы на сегодня цифры по этому «делу памятников».

– Когда обращений стало больше десяти, мы направили в прокуратуру письмо с просьбой дать правовую оценку деятельности этого ИП в отношении исполнения его договоров с потребителем, – говорит главный специалист управления торговли и услуг Бобруйского горисполкома Наталья Петухова.

– В моей практике это первый случай, когда жертвами являются потребители, которые заказывали надгробные памятники, – добавляет Наталья Николаевна. – Ведь, в основном, за этой услугой обращаются пенсионеры, у которых доходы небольшие. Да еще сфера специфическая, где надо быть особенно деликатным и порядочным с людьми. Извините, наживаться на гробовых – это кощунственно.

Прокуратура поручила УВД провести дополнительную проверку по этим фактам, сообщил «ВБ» заместитель прокурора Бобруйска Игорь Савостеев.

– В настоящий момент Бобруйским межрайонным отделом Следственного комитета проводится проверка по заявлениям граждан. По ее результатам действиям индивидуального предпринимателя будет дана окончательная правовая оценка, – сообщила «ВБ» Анастасия Лавринович, официальный представитель управления Следственного комитета по Могилевской области.

12 из 16 исковых заявлений от граждан на этого ИП уже удовлетворены – уточняет заместитель председателя суда Бобруйского района и Бобруйска по гражданским делам Елена Манкевич. Два пока оставлены без рассмотрения, одно дело направлено в другой суд и еще одно находится на рассмотрении.

– По большинству из заявлений жалобы подтверждаются, – отмечает Елена Евгеньевна. – Поэтому суд вынес решение удовлетворить заявленные требования. Моральный вред пострадавшие оценивали от 50 до 200 рублей.

– Исполнительное производство по этому ИП возбуждено, и работа ведется, – добавила зав. сектором отдела принудительного исполнения Светлана Широкая. – Все, что в наших силах, мы делаем. Что можно людям сказать? Надежда есть всегда. Насколько я знаю, пострадавшие действуют, обращаются везде, куда только можно. И это правильно.

Комментарий ИП

Мы связались с ИП, о которой идет речь, чтобы получить ее комментарий по поводу всего произошедшего. Она отвечала нашему корреспонденту сугубо на своей страничке в соцсети: «Заказы все на стадии завершения. Частично начались выплаты… Я могу рассказать по каждому заказу, какая сложилась ситуация. С Подорожным вопрос закрыт. По заказам Подорожного, Силивончик, Данильчик все выполнено… Каждый из людей обозлен и пытается доказать, что было это умышленно. На самом деле, это не так».

Фото не имеет отношения к указанному ИП, используется в качестве иллюстрации.
Фото не имеет отношения к указанному ИП, используется в качестве иллюстрации.

Советы потребителям

Наталья Петухова, уполномоченный по защите прав потребителей:

– Главное – внимательно читайте договор. В данном случае в договоре был указан срок изготовления – 100 дней. Это очень много и должно было насторожить. Ни в коем случае не вносите сразу 50 процентов и больше предоплаты. Первый взнос в размере 10 процентов – это приемлемо. Если исполнитель требует чуть ли не всю сумму денег сразу, это тоже должно насторожить. Скорее всего, он «перекрывает» свои старые долги, или у него нет средств на то, чтобы закупить материал и начать работу, а значит, что-то в экономической деятельности этого субъекта нестабильно.

Елена Манкевич, заместитель председателя суда Бобруйского района и Бобруйска по гражданским делам:

– Для собственной защиты используйте Интернет. Можно поискать отзывы об ИП, организации, у которых вы намерены сделать заказ. Если вы пострадали от действий недобросовестных исполнителей, также рекомендую оставить отзывы об этом в Интернете, чтобы другие знали. Помните: потребитель имеет право вносить изменения в договор на этапе его заключения. Например, изменить срок исполнения заказа, оговорить какие-то дополнительные нюансы. Если вас обманули, не стоит ждать – сразу обращайтесь в управление торговли и услуг горисполкома. Чем раньше вы начнете действовать, тем больше шансов добиться справедливости.