Самый знаменитый кинофестиваль мира проходил с 14 по 25 мая. В конкурсе были представлены фильмы титанов – Джармуша, Альмодовара, Тарантино, Малика, – но они не выиграли ничего.
Лучшим впервые в истории Канн стало кино из Южной Кореи. Золотая Пальмовая ветвь – у «Паразитов» режисера Пон Джун-хо. Это «комедия без клоунов и трагедия без злодеев», после премьеры которой публика устроила 15-минутную овацию.
Пон Джун-хо до последнего не раскрывал детали своего фильма, написав лишь небольшое обращение, которое мы вслед за «Кинопоиском» приведём целиком: «Людям из разных слоев общества нелегко дается жизнь в одном пространстве. Всё больше случаев в этом грустном мире, когда человеческие отношения, построенные на сосуществовании и симбиозе, не клеятся, и одна группа людей переходит в паразитическую зависимость от другой. Живя в подобном мире, кто может показать пальцем на нуждающуюся семью, занятую борьбой за выживание, и назвать ее паразитами? Нельзя сказать, что они были паразитами с самого начала. Они наши соседи, друзья и коллеги, которые оказались на краю пропасти. Как иллюстрация жизни обычных людей, которые неизбежно оказываются в такой ситуации, этот фильм – комедия без клоунов и трагедия без злодеев. Всё это приводит к жестокой путанице и стремительному падению. Вы все приглашены на эту неудержимо неистовую трагикомедию».
Впрочем, по определению «Кинопоиска», Пон Джун-хо умудрился за два часа показать три фильма в одном – криминальную комедию, кровавый слэшер (это же корейское кино!) и пронзительную драму о семье, отце и детях.
В бедняцком районе в подвальной квартире живет бодрая семейка: муж и жена с романтичным сыном и циничной дочерью. Денег у них нет, из работы – сбор коробок для местной пиццерии. Они ловят чужой вай-фай, а потом благодарят за него Господа на семейном ужине. Бедность для них не порок, а повод для изобретательности: у отца семейства всегда есть план по выживанию. Однажды сын по знакомству устраивается репетитором (поддельным) в богатую семью... И то, как семейка Ки-тхэка потихоньку захватывает дом Паков, показано смешно и совершенно беззлобно.
Гран-при жюри под председательством Алехандро Иньярриту достался картине Мати Диоп «Атлантика», мистической драме о бедах чернокожих мигрантов на юге Франции.
Приз жюри разделили между собой два фильма: «Отверженные» Ладжа Ли и «Козодои» Жулиано Дорнеля и Клебера Мендонса Фильо.
Лучший режиссер(ы) – Жан-Пьер и Люк Дарденны за фильм «Молодой Ахмед». Бельгийцы братья Дарденны – семикратные каннские лауреаты и классики европейского кино, снимающие Очень Серьезные Фильмы. На этот раз – прямолинейную историю подростка, попавшего под влияние экстремистов и стремящегося осуществить свой личный джихад любой ценой.
Лучшая мужская роль – Антонио Бандерас в фильме «Боль и слава». Привычный всему миру мачо Бандерас здесь тонко сыграл поседевшего и помятого режиссера, у которого болит и спина и душа, который не может ничего снять и не может жить без съемок. То есть сыграл режиссера фильма, Педро Альмодовара (даже квартира в фильме – настоящая квартира Альмодовара). И это единственная награда у фильмов всех вышеозначенных мэтров. И только здесь и в «Паразитах» мнения публики полностью совпали с мнением жюри.
Лучшая женская роль – Эмили Бичем в фильме «Малыш Джо» Джессики Хауснер.
Лучший сценарий – Селин Скьямма за фильм «Портрет молодой женщины в огне».
«Золотая камера» (лучший дебют) – фильм «Наши матери» режиссера Сизара Диаза.
Специальный приз жюри – у франко-канадско-немецко-турецко-катарско-палестинской картины «Должно быть, это рай» режиссера Элиа Сулеймана.
Призы международной ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ – у фильмов «Должно быть, это рай», «Маяк» Роберта Эггерса и «Дылда» Кантемира Балагова (27-летний российский режиссер второй раз получает в Каннах приз ФИПРЕССИ).
Также у российской «Дылды» приз за режиссуру в программе «Особый взгляд». А лучшим фильмом программы признали «Невидимую жизнь» бразильского режиссера Карима Айнуза.