В деревне Жолвинец Глусского района живут бобруйчане Валентина и Николай Скрипуновы. С 2005 года, как дачники, а с 2020-го – уже постоянно. Интересно было узнать, что же подтолкнуло бобруйчан, «детей асфальта», как они себя называют, переехать жить в деревню. Встретились в Жолвинце с супругами и узнали.
Николай и Валентина Скрипуновы в свое время были довольно известными людьми в Бобруйске. Они с нуля построили свое дело. Думаю, многие помнят (и не только в Бобруйске, кстати) их предприятие по пошиву одежды, которое называлось «Лео». Ведение своего бизнеса – дело очень нелегкое и эмоционально, и физически. В выходные дни, признаются супруги, хотелось тишины, покоя, убежать от городской суеты, просто отдохнуть, как говорится, и душой, и телом. Возникла идея купить дачу в деревне.
– И я, и Николай – мы бобруйчане в нескольких поколениях, – говорит Валентина. – В детстве я мечтала о бабушке в деревне. Мои друзья уезжали на лето в деревню, а мне такой отдых был недоступен, ведь моя бабушка жила в Бобруйске.
Долго смотрели дома в разных деревнях в разных направлениях от Бобруйска, выбирали.
– У меня было два главных требования к будущей даче, – рассказывает Валентина, – чтобы рядом с домом были лес и река.
– А я хотел, чтобы близко не было железной дороги и вообще никаких оживленных трасс, – продолжает Николай. – Это еще и вопрос безопасности от воришек и других непрошенных гостей, которые частенько наведываются в дачные поселки, чтобы «поживиться» тем, что плохо лежит. И вот как-то увидели в газете объявление, что в деревне Жолвинец Глусского района продается дом. Договорились приехать посмотреть его. Дочка хозяйки сказала, что ключ от дома у соседки – возьмите его и смотрите самостоятельно. Это было наше первое удивление – нам, абсолютно незнакомым людям доверили ключ от дома. Следующее приятное удивление – люди в деревне. Отзывчивые, доброжелательные. Нас, незнакомцев, провели, все показали, приняли, почти, как родных. Это обстоятельство тоже сыграло большую роль в том, что мы выбрали домик в Жолвинце. И кроме того, здесь, наконец, совпали все условия для покупки дома, которые мы для себя определяли: лес, речка и далеко от шумных трасс.
Дом понравился и Скрипуновы, безусловно, его купили. Постепенно отремонтировали и даже расширили, ведь приезжать на дачу стали не только супруги, но и их дети, внучки, родственники. На участке посадили свой лес – сосны.
– Хотя и до леса недалеко идти, – говорит Валентина, – но мне хотелось, чтобы сосновый лес был прямо возле крыльца. Эту мою мечту мы и осуществили.
– А еще мы сдружились с соседями, – рассказывает Николай. – Это замечательные люди. Через дом от нас живет священник, отец Александр, который служит в церкви в деревне Городок, в десятке километров отсюда. А через забор жила Анна Семеновна (уже, к сожалению, умерла она) – добрейшей души человек. Однажды был такой случай у нас. На даче ремонтом занимались рабочие. Я привез им необходимые материалы, а сам по делам уехал в Глуск. Возвращаюсь, а рабочие говорят: «Бабушка, соседка, пришла, бутербродов нам принесла, чаю». Мы до сих пор продолжаем удивляться и восхищаться взаимоотношениями между деревенскими жителями.
– Нас, городских жителей, до сих пор восхищает тот уровень безоговорочного доверия, который есть между людьми в деревне, – говорит Валентина. – Это проявляется на бытовом уровне даже в мелочах. Например, нам нужен был насос. Звоним соседу, а она уехал в город. Говорит, так иди возьми, он там-то лежит. И таких мелочей много, на каждом шагу…
Постепенно Скрипуновы сделали все, чтобы жизнь в деревенском доме была комфортной, как в и городе. Своими руками построили добротную баню. В доме есть все удобства, горячая вода, конечно же, газ, своя скважина с водой, подключили электрокотел.
Но оставили и русскую печку. Валентина и Николай говорят, что даже обычная перловая каша, приготовленная в печи – это кулинарный шедевр. Не говоря уже об остальных блюдах. Валентина научилась в печи печь хлеб на закваске.
Нашла в интернете ее рецепт и уже семь лет закваска живет. Такого вкусного хлеба в магазине точно не купишь, уверяют супруги.
– Мы с первого дня стали ездить на дачу в Жолвинец каждые выходные: и в снег, и в мороз, – признается Валентина. – Не знаю, что нас сюда тянуло… Приедешь, а здесь же холодно, градуса четыре в доме, не больше. Растопишь камин и пока дом прогреется, зуб на зуб не попадает. Но мы все равно ехали… Я сначала боялась, что в деревне мне будут мешать природные звуки – петухи, собаки. Но, оказалось, что не мешают. Мы уже даже соседских собачек знаем по голосам и различаем, когда и кто из них лает. Мало того, к примеру, уже приметили: если собачка Роза бегает по улице, значит ее хозяйка Тамара уехала в город и отвязала пса, чтобы побегал…
В 2020 году, когда в мире началась пандемия, супруги Скрипуновы «убежали» от вирусов и скоплений людей к себе в деревню, на дачу. Благо на пенсии и могли себе такое позволить.
Изначально заниматься огородничеством не планировали, но как-то постепенно на участке появились сначала грядки с земляникой, а потом еще грядки с огурчиками, а потом еще и еще, и, наконец, две теплицы.
Когда обосновались в Жолвинце на постоянное место жительства, построили курятник и завели птицу: несушек и бройлеров. Один год даже растили цесарок.
Чтобы облегчить себе труд по уходу за грядками и птицей максимально внедряют современные технологии, к примеру, капельный полив (по времени!) для растений, автоматическое проветривание в теплицах, автоматические поилки для птицы, контроль температуры и освещения в их домике. Есть планы, как еще расширить свое хозяйство. Причем, ведь ни Николай, ни Валентина никогда раньше дела с сельским хозяйством не имели – они учатся всему, изучают технологии в интернете, по журналам и все у них получается.
– На зиму на нашей улице остается шесть жилых домов, а по всей деревне человек 20, – говорит Николай. – Но есть и такие дачники, которые приезжают сюда каждые выходные круглый год. А летом деревня оживает, наполняется голосами, детским смехом. Летом здесь занят каждый дом.
Рядом с гаражом на улице замечаю собачью будку. Спрашиваю, почему будка на улице, а не во доре?
– Это Валентина пожалела прибившуюся к нашему двору собаку, – поясняет ситуацию Николай. – Лет семь уже собачка живет здесь. Изначально мы будку поставили за нашим двором, но там она почему-то жить не захотела. Пришлось перенести домик поближе к людям на улицу.
На вопрос о минусах или неудобствах постоянной жизни в деревне супруги Скрипуновы ответили так:
– Мы все минусы превращаем в плюсы, умеем приспосабливаться к обстоятельствам, – улыбаясь говорит Валентина. – Автолавка приходит несколько раз в неделю и останавливается рядом с нашим домом. К ее приезду я готовлюсь заранее – пишу список необходимого, ведь если что-то забуду, то за этим придется ехать в Глуск, а не хочется. Но, с другой стороны, если в городе тебе вдруг захотелось какую-то вкусняшку, и ты тут же пошел и купил, то здесь захотелось… и перехотелось. Зато экономия денег (смеется). Нам, пенсионерам, это актуально. А вот аптечка у меня всегда наполнена необходимыми лекарствами на все случаи и я ее всегда поддерживаю в «актуальном состоянии». Кстати, выход к автолавке в дерене это не только купить продукты, это целый ритуал. Люди встречаются, разговаривают, смотрят кто пришел, а кто нет. Если не пришел, разыскивают, может с человеком что-то случилось. Мы однажды уехали в город, и соседи нам звонят: «У вас все хорошо? Вы не пришли сегодня к автолавке». Это забота и внимание, которое нас до сих пор приятно удивляет.
Николай и Валентина говорят, что сейчас к ним в гости каждую неделю приезжает сын, а летом дочь, внучки и другие родственники у них почти постоянно.
– Мы, сделав домашние дела, очень любим ходить гулять в лес рядом с деревней, – рассказывает Николай. – Час, полтора каждый день обязательно гуляем. Косуль даже видели. А небо какое в деревне, звезды – космос! А воздух – его прямо чувствуешь, наслаждаешься, вдыхая полной грудью. А еще тишина и только слышны звуки природы, пение птиц, особенно летом.
– Мне кажется, что в деревне у нас даже некоторые болезни прошли, – говорит Валентина. – Спокойная, размеренная жизнь плюс свежий воздух. А здесь даже воздух – лекарство. Выехать в город – это же не проблема. Автобусы ходят, машина есть, да и сын может в любой момент забрать, свозить нас, к примеру, в театр – мы любим.
Супруги Скрипуновы говорят, что только в Жолвинце поняли в полной мере, что такое доверие между людьми, взаимовыручка и доброта. И здесь, в деревне, они счастливы!