В борт автобуса №14 въехал грузовик-самосвал, в те годы автобус ходил почти по тому же маршруту, что и сегодня.
Авария произошла на повороте ул. Гоголя, сразу за перекрестком с ул. Пионерской, на углу территории больницы, рядом с моргом. Угол кузова грузовика прошил корпус автобуса, и сидевшие с той стороны у окна получили тяжелые травмы. Некоторые погибли…
Медсестра детской хирургии Людмила Носова была среди тех, кто относил пострадавших в больницу, в прямом смысле, на руках. Ее сын Денис вспоминает:
– Это было летом, кажется 85-го года, точно в промежутке 1984-87. Мама пришла тогда с работы потрясенная, и сразу стала рассказывать про аварию. Что-то то ли прицепом, то ли кузовом разрезало бок автобуса. Говорила, что они на носилках и на руках несли раненых, среди которых были подростки с распоротыми животами. Сбиваясь, мама несколько раз повторяла: «И мы руками кишки придерживали, чтоб не вывалились…»
Раиса Антушевич работала в тот день в 6-й школе, в кабинете на втором этаже с окнами на улицу.
– Были каникулы, вроде бы июль, но меня попросили подменить секретаря. Я услышала страшный грохот, выглянула в окно и увидела, как на большой скорости несётся грузовик без кузова, а за ним ГАИ. Скорость была бешеная, они просто пролетели в сторону частного сектора и Крылова. Как оказалось, кузов снесло при столкновении с автобусом. Само место аварии из окон школы не было видно, обзор закрывают тополя – это случилось немного дальше к площади, там улица берет чуть вправо. Я побоялась идти туда, да и с рабочего места нельзя отлучиться. Прибежала уборщица и сказала, что там ужасно всё, есть раненые и несколько человек умерло.
Потом по городу разошлась одна версия трагедии. Говорили, что тот водитель был пьян. У базара взял подвезти какую-то бабульку, и потом она рассказала, что он прямо при ней достал из-под сиденья бутылку и хлебнул из горла. Высадив ту бабулю, он поехал по Гоголя, виляя из стороны в сторону. Его заметил экипаж ГАИ и стал преследовать, а он, врубив полную скорость, стал от них удирать. И на повороте у морга влетел кузовом во встречный автобус. Так, что кузов оторвало. Нам не удалось установить точно, но вроде бы в аварии погиб и водитель автобуса.
– Тогда говорили, что это место нехорошее, – вспоминает Светлана Бабко, она и сейчас работает в больнице им. Морзона, а в те годы была заместителем главного врача по медицинской части.
– Часов в три-пять дня к нам прибежали люди с криками, что на Гоголя большая авария, – рассказывает Светлана Иосифовна. – И мы побежали туда организовывать спасение людей. Увидели, что автобус врезался в дерево. Помню, что он стоял со стороны больницы, то есть ехал в сторону центра, совсем немножко не доехал до остановки. Проехал поворот у морга, и тут сразу место аварии. Пострадавших было много, и три или четыре смерти… Из разговоров на месте с пассажирами в память врезалась одна подробность. В автобусе уступили место молодой девушке. И буквально через секунду удар – и насмерть. Если б она осталась стоять – осталась бы жива. Но возможно погиб бы тот, кто место уступил…
А водитель грузовика успел доехать до своего дома на Черняховского, там его и взяли, – говорит Раиса Антушевич. – Да, он был пьян. Знаю, потому, что сама жила в том районе, у бывшего кинотеатра «Победа», у нас весь поселок гудел. Более того, оказалось, что мой бывший одноклассник – брат водителя.
Парни росли без отца, стали злоупотреблять алкоголем. Одноклассник потом умер, а второй вот попал в такую страшную аварию. Хотя, может, если бы ГАИ не заметило и не стало догонять, так бы потиху и доехал…
К сожалению, точную дату трагедии и количество жертв мы не нашли в архивах официальных структур, у ветеранов местного автобусного парка и ГАИ. В Могилевском областном суде ответили, что в архивах ничего нет, вероятно за давностью событий. О происшествии не писали и в местной газете «Камуніст».
Если кто из читателей может чем-то важным дополнить эту историю – пишите red-vb@yandex.by