«Чтобы бизнес развивался, нужно вкладывать, на жизнь остается процентов десять». Философия денег от бизнесмена

3814
Ирина РЯБОВА. Фото Александра ЧУГУЕВА.Фото обложки: pixabay.com.
Бобруйский бизнесмен Руслан Быков рассказал, как и когда заработал свои первые деньги, в чем, на его взгляд, заключаются главные секреты финансового благополучия и почему он радуется, когда кот перебегает ему дорогу справа налево.

Руслан Быков – директор ООО «Бел-Лит Гарант», предприятия, занимающегося заготовкой и экспортом дров в Германию и Бельгию. Об этом человеке и его деле мы писали в начале года.

А сегодня мы пригласили Руслана Владиславовича к разговору о деньгах с философской точки зрения. Как к ним нужно относиться, чтобы они, деньги, всегда водились?

Руслан Быков – директор общества с ограниченной ответственностью «Бел-Лит Гарант».
Руслан Быков – директор общества с ограниченной ответственностью «Бел-Лит Гарант».

1. Деньги должны быть заработаны

Руслан Быков говорит: с раннего детства родители прививали ему трудолюбие и учили, что деньги не даются за так – их нужно зарабатывать.

– Хотя семья жила не бедно: отец был военнослужащим, мама работала в санатории поваром и постоянно приносила в семью бананы, мандарины, которых многие дети по тем временам и не видели. А жили мы тогда в Латвии, – рассказывает собеседник. – Папа считал своим долгом готовить меня к самостоятельной жизни уже с детства. Каждые каникулы я должен был зарабатывать сам на себя, родители договаривались, чтоб меня брали на работу. Мой первый относительно серьезный заработок был в 14 лет – меня устроили на базу сбивать деревянные ящики для спичечных коробков. Там я работал около двух месяцев и запомнил это на всю жизнь. Дали мне молоток, гвозди, сначала я бил себя по пальцам, а потом втянулся и через месяц уже был чуть ли не профессионалом в этом деле. Не помню точно, сколько заработал, но помню, что этого хватило на полмопеда. А мопед – это была моя мечта. Отец сказал: «Сохрани деньги, на следующий год еще поработаешь, я добавлю и купим уже двухскоростной». Правда, деньги мои все равно разлетелись на разные мелочи... Но на мопед я все же заработал, позже.

При этом родители никогда не поощряли и не наказывали Руслана деньгами. За хорошие оценки, помощь по дому они могли купить сыну что-то вкусненькое или игрушку, о которой мальчик мечтал.

2. Не бойся пробовать что-то новое

Руслан Владиславович признается, что всю жизнь он стремится прилично зарабатывать и не ждет, что деньги «свалятся» сами по себе. Вот и при выборе будущей профессии (электрослесарь КИПиА) главным критерием для него был хороший заработок. После училища еще была учеба заочно на факультете газового хозяйства политехнического института в Риге.

Когда Руслан женился, и материальные потребности возросли:

– Я пошел учеником на завод сверл в Вильнюсе. Стал за шлифовальный станок, зарплата там была почти 500 рублей, по тем временам большая. Мой наставник-старичок отдал мне все свои приспособления, которые за многие годы сам смастерил и которые позволяли увеличить производительность труда раза в полтора. Доходило до того, что я, будучи учеником, делал больше, чем опытные рабочие. Все удивлялись. Помню, пришло руководство с секундомером и смотрит, в чем дело. Потом старшие работники на меня кричали: «Ты, что, не видел, что они с секундомером? Сейчас норму выработки повысят, расценки снизят». Так и произошло.

В 1989-м Руслан еще окончил школу прапорщиков и несколько лет служил на погранпереходе «Вильнюс».

В Бобруйске живет с 2012 года. Сначала открыл ИП и занимался утеплением фасадов, а в 2014-м зарегистрировал ООО и «перепрофилировался» на дрова.

– Работа в разных организациях научила меня многому. Моя финансовая грамотность – это опыт и практика. Не может быть такого, чтобы книгу прочитал и разбогател.

3. Деньги – вперед

Когда занялся бизнесом, столкнулся с непорядочностью некоторых партнеров, признается собеседник. Они не платили за поставленную продукцию.

– Из этого я сделал вывод: деньги – вперед. Хотя не всегда так получается, конечно. Если на складе полно продукции, то что сделать? Идешь на риск: либо это все лежит здесь, и денег однозначно нет, либо отправляешь продукцию и имеешь хотя бы виртуальные деньги. Риски в бизнесе на каждом шагу, ничего здесь не поделаешь.

4. У Бога денег не просить

Особо в приметы и суеверия насчет денег мой собеседник не верит. Однако...

– Заметил: если кот перебегает передо мной дорогу «за пазуху» (справа – налево), жди поступления денег. Если наоборот – будешь тратиться, даже если совсем не планировал, – улыбается Руслан Владиславович. – И не важно, какого цвета кот, примета работает безотказно.

Как человек верующий, Руслан Быков бывает в церкви, но признается, что никогда не просит у Всевышнего просто денег:

– Прошу, чтобы всегда была работа, чтобы был сбыт продукции. Думаю, на этом свете нельзя много грешить, тогда там услышат.

5. Чужого не брать, своего не отдавать, потерял – не жалеть

Выходя из церкви, он иногда подает милостыню просящим. Но не потому, что надеется на возврат денег в будущем, а потому, что чувствует обычное человеческое сострадание.

– Но если вижу, что человек – просто пьяница-бродяга, не дам ничего. Года два назад был у меня такой случай возле «Короны». Стоит мужчина, здоровый такой, милостыню просит, на убогого совсем не похож. Говорю ему: «Давай завтра возьму тебя в лес, поработаешь день, сразу деньги заплачу». Он убежал, и больше я его там не видел.

– Если найду деньги на дороге, наверное, обрадуюсь. Можно это рассматривать как награду за что-то, – считает Быков. – А если найду, к примеру, в магазине, банке или поликлинике, брать не стану – зачем мне проблемы с законом. Если же деньги пришли случайно, например, на мобильный, возвращаю их. Если деньги теряю сам, то отношусь к этому философски: если ничего уже сделать нельзя, то зачем переживать.

6. Деньги любят оборот

Сбережений Руслан Быков, по его словам, не хранит:

– У меня все деньги постоянно в обороте. Чтобы бизнес развивался, нужно вкладывать в него большие средства, на жизнь остается процентов десять. Производство большое, постоянно нужно платить за электричество, сырье, налоги, заработную плату работникам, оборудование покупать и ремонтировать... И еще я строю дачу, много средств уходит туда. Живем мы пока довольно скромно: в рестораны не ходим, в далекие страны не ездим. Конечно, можно было бы позволить себе путешествие хоть изредка, но тут и коронавирус, да и времени нет.

– Если есть какие-то фантазии, нужно не бояться пробовать. Для меня бизнес – это не купи-продай, а производство. Чего жаловаться? Надо думать и действовать.

7. Не тратить попусту

Спонтанные покупки – это тоже не про Быкова.

– Все планирую и четко знаю, чего хочу, – говорит он. – Такого не бывает, что увидел красивый диванчик или курточку и, надо-не надо, купил. Например, недавно мне на дачу нужен был стульчик в душевую кабину во дворе. Я за день все магазины в городе объездил, но нашел именно то, что хотел найти. Покупка идеально вписалась в интерьер.

– Свою дочь вы воспитываете так же строго в плане денег?

– Нет. Деньги я даю дочери просто так – 5-7 рублей, чтобы купила себе, что захочет. Но это, скорее, откупание. Потому что я утром уехал в 8 часов, домой вернулся в 20-22. Жена тоже допоздна на работе. Дочь целыми днями одна. Я чувствую свою вину перед ней за то, что нет возможности проводить с ней больше времени, вместе куда-то ходить, общаться. Заглаживаю свою вину хотя бы деньгами. Но каких-то излишеств ей не позволяю. Как-то у нас зашла речь о хорошем смартфоне. Я сказал дочери: обоснуй, зачем он тебе нужен. Веских аргументов я не услышал, потому она пока ходит с простым мобильным телефоном. Ей 12 лет.

8. Не в деньгах счастье

Руслан Владиславович поясняет: главное для него – счастливая семья, в которой все живы-здоровы. А если к этому еще прибавится достаток и благополучие – то о чем еще мечтать?

Зарабатывать он мечтает 3-5 тысяч рублей в месяц. Но деньги нужны не сами по себе, а для чего-то:

– Чтобы мы могли позволить себе хотя бы два раза в год путешествовать и на отдыхе ни в чем себе не отказывать. Хочу побывать во Вьетнаме, на Кубе, в Черногории, в Грузии. Чтобы осуществилось все это, мечтаю, чтобы бизнес мой был более прогнозируемым хотя бы на 5-10 лет вперед. Сейчас я не знаю, что будет через год. В этом бизнесе много рисков, так как все «заточено» на экспорт. Вдруг границы закроют, вдруг эмбарго введут на Россию...