Художник-керамист из Львова (Украина) Игорь Береза
Примеру Валерия Аркадьевича, к слову, последовали многие керамисты, поэтому котики в различных вариациях мелькали на их рабочих столах с завидной регулярностью. На самом деле более характерного представителя городской фауны сложно себе представить, поэтому перед соблазном вылепить кошачью мордочку смогли устоять немногие. Анатолий Концуб украсил фигуркой животного свою абстрактную композицию, у его коллеги по цеху котяра стал частью роскошной шляпы Болванщика из «Алисы в стране чудес», а на одной из ваз был замечен хвостатый силуэт, выполненный в виде рисунка. Чтобы не тратить время на поиски пушистых созданий, первым делом стала спрашивать у керамистов:
Художник-керамист Антон Тихоновец (Могилев)
– Котики есть?
– Какие котики? – парировал Антон Тихоновец. – У меня – слоник!
В целом же изображать котяр и животных вообще принципиально отказались лишь несколько мастеров, аргументировав это тем, что они далеки от энималистики. Зато скульптурные композиции многих керамистов в этом году приобрели цвет. Да какой! Голубая, пурпурная, лиловая, салатная и желтая глазурь придала работам особую роскошь и даже некоторую фривольность.
Художник-керамист Анатолий Концуб (Бобруйск)
– Нас тут постоянно упрекают, что все работы черно-белые. Вот в этом году решили их раскрасить, – прояснил ситуацию Анатолий Концуб.
Повозиться с приготовлением глазури и раскрашиванием шамотной глины участникам «Арт-Жыжаля» пришлось изрядно, но оно того стоило.
Практически на каждом керамическом пленэре предприимчивые и склонные к авантюризму укротители шамота (обожженная, измельченная глина, а также огнеупорный кирпич из такой глины – прим.) устанавливают альтернативную печь для обжига, которая может быть изготовлена из чего угодно. Однажды это были пустые стеклянные бутылки, которые выдержали температуру свыше 1000 градусов. В этот раз умельцы изготовили печь из бумаги, пропитанной глиняным раствором, и сложили ее в виде вигвама. Печь оказалась одноразовой, но эксперимент удался: конструкция стоически выдержала обжиг и не развалилась.
* * *
…Ажурный кот Боня, плотно упакованный в фольгу, красовался на главной площадке пленэра, дожидаясь своей очереди. С наступление сумерек вверх взметнулись снопы искр, и вскоре скульптура лишилась своего защитного покрытия. Котяра оказался на удивление харизматичным, с роскошной чеширской улыбкой, свидетельствующей о том, что жизнь определенно удалась. И не только у него, но и у его автора, который удовлетворенно хмыкнул и отметил, что в этот раз все получилось, как задумывалось.
Как только огонь поглотил керамического Боню, публика разразилась аплодисментами, выражая восхищение и признательность человеку, который подарил им ощущение волшебства.
Основатель и руководитель пленэра "Арт-Жыжаль" Валерий Колтыгин
И тут оказалось, что у керамического кота есть живой прототип с точно таким же именем. Боня из плоти, шерсти и крови много лет живет в доме Валерия Колтыгина, а его собрат из глины вскоре пропишется в художественном музее, где 2 августа откроется итоговая выставка «Арт-Жыжаля».