«Арт-Жыжаль-2017»: как кот Боня был предан ритуальному огню

1487
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Одним из магических действ международного пленэра по керамике «Арт-Жыжаль» является традиционный обжиг главной скульптуры, автором которой неизменно выступает Валерий Колтыгин. В этом году мастер озадачил коллег тем, что предложил провести творческий симпозиум под эгидой флоры и фауны городской среды. В итоге глина в его руках преобразилась в ажурную скульптуру кота Бони.

Художник-керамист из Львова (Украина) Игорь БерезаХудожник-керамист из Львова (Украина) Игорь Береза

Примеру Валерия Аркадьевича, к слову, последовали многие керамисты, поэтому котики в различных вариациях мелькали на их рабочих столах с завидной регулярностью. На самом деле более характерного представителя городской фауны сложно себе представить, поэтому перед соблазном вылепить кошачью мордочку смогли устоять немногие. Анатолий Концуб украсил фигуркой животного свою абстрактную композицию, у его коллеги по цеху котяра стал частью роскошной шляпы Болванщика из «Алисы в стране чудес», а на одной из ваз был замечен хвостатый силуэт, выполненный в виде рисунка. Чтобы не тратить время на поиски пушистых созданий, первым делом стала спрашивать у керамистов:

Художник-керамист Антон Тихоновец (Могилев)Художник-керамист Антон Тихоновец (Могилев)

– Котики есть?

– Какие котики? – парировал Антон Тихоновец. – У меня – слоник!

В целом же изображать котяр и животных вообще принципиально отказались лишь несколько мастеров, аргументировав это тем, что они далеки от энималистики. Зато скульптурные композиции многих керамистов в этом году приобрели цвет. Да какой! Голубая, пурпурная, лиловая, салатная и желтая глазурь придала работам особую роскошь и даже некоторую фривольность.

Художник-керамист Анатолий Концуб (Бобруйск)Художник-керамист Анатолий Концуб (Бобруйск)

– Нас тут постоянно упрекают, что все работы черно-белые. Вот в этом году решили  их раскрасить, – прояснил ситуацию Анатолий Концуб.

 Повозиться с приготовлением глазури и раскрашиванием шамотной глины участникам «Арт-Жыжаля»  пришлось изрядно, но оно того стоило.

Практически на каждом керамическом пленэре предприимчивые и склонные к авантюризму укротители шамота (обожженная, измельченная глина, а также огнеупорный кирпич из такой глины – прим.) устанавливают альтернативную печь для обжига, которая может быть изготовлена из чего угодно. Однажды это были пустые стеклянные бутылки, которые выдержали температуру свыше 1000 градусов. В этот раз умельцы изготовили печь из бумаги, пропитанной глиняным раствором, и сложили ее в виде вигвама. Печь оказалась одноразовой, но эксперимент удался: конструкция стоически выдержала обжиг и не развалилась.

* * *

…Ажурный кот Боня, плотно упакованный в фольгу, красовался на главной площадке пленэра, дожидаясь своей очереди. С наступление сумерек вверх взметнулись снопы искр, и вскоре скульптура лишилась своего защитного покрытия. Котяра оказался на удивление харизматичным, с роскошной чеширской улыбкой, свидетельствующей о том, что жизнь определенно удалась. И не только у него, но и у его автора, который удовлетворенно хмыкнул и отметил, что в этот раз все получилось, как задумывалось.

Как только огонь поглотил керамического Боню, публика разразилась аплодисментами, выражая восхищение и признательность человеку, который подарил им ощущение волшебства.

Основатель и руководитель пленэра "Арт-Жыжаль" Валерий КолтыгинОснователь и руководитель пленэра "Арт-Жыжаль" Валерий Колтыгин

И тут оказалось, что у керамического кота есть живой прототип с точно таким же именем. Боня из плоти, шерсти и крови много лет живет в доме Валерия Колтыгина, а его собрат из глины вскоре пропишется в художественном музее, где 2 августа откроется итоговая выставка «Арт-Жыжаля».

Директор Бобруйского художественного музея Светлана Привалова (в центре) и председатель Бобруйского городского исполнительногоДиректор Бобруйского художественного музея Светлана Привалова (в центре) и председатель Бобруйского городского исполнительного комитета Александр Студнев (справа)