Вчера мы уже начали писать об пленэре, материал можно прочитать ЗДЕСЬ.
«В керамику меня привела череда совпадений»
Девушка привычным движениями колола небольшие поленья. 25-летняя москвичка Дарья Орочко занимается керамикой уже 7 лет, но на пленэре впервые. По словам девушки, год назад она закончила «Строгановку» (Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова – прим. автора) и получила диплом художника-керамиста.
– В керамику меня привела череда совпадений, – улыбается Дарья, продолжая колоть дрова. – Не знала куда поступать, а мама познакомилась с женщиной, и оказалось, что она преподает в этой академии. Мне предложили попробовать. Я еще возмутилась: почему решают за меня. А когда первый раз пришла в мастерскую, поняла, что это мое. Так и осталась…
Мнение о том, что керамика – не женская работа, девушка не поддержала. По ее словам, даже самая слабая женщина может найти себе дело по душе: создавать как крохотные фарфоровые штучки, так и скульптуры огромных размеров.
На «АРТ-Жыжале», поддерживая тему пленэра, художница лепит кусты.
– Кстати, дрова колоть – это моя инициатива, – улыбнулась Дарья.
«Здесь никто никого не учит. Здесь учит среда»
Светлана Шугжда из Молдовы на пленэр приезжает уже не первый раз. По словам мастера, попытки сосчитать количество приездов на «АРТ-Жыжаль» не увенчались успехом. Но, судя по всему, художницу и ее работы хорошо знают. Директор художественного музея Светлана Привалова отметила, что в музее очень много скульптур этого мастера.
– У меня довольно конструктивный стиль. Я не леплю конкретные и реалистичные вещи, мои работы более абстрактного характера, – говорит Светлана, не переставая работать с глиной. – В этот раз я леплю аквариум с рыбками.
На вопрос о передаче опыта на пленэре более молодым художникам мастер улыбнулась.
– Здесь никто никого не учит. Здесь учит среда. Есть такое понятие – выбор окружения. Но если человек приехал первый раз, то я все покажу и расскажу, чисто технически.
«Почему слон? Почему бы и нет!»
29-летнего могилевчанина Антона Тихоновца мы застали тоже за работой, он лепил слона.
– Почему слон? Почему бы и нет! – говорит Антон. – Я попросил свою девушку назвать какое-нибудь животное. Вот она и назвала. Теперь леплю.
Мастер приезжает на пленэр 9-ый раз, а занимается керамикой 17 лет, но для него это пока хобби.
– Планирую сделать профессиональную выставку, которую не стыдно будет свозить в Минск. Вот там впервые мои работы и можно будет купить.
«Журнализм поглощает весь мозг и все свободное время, и на керамику оставалось меньше времени…»
Жительницу Индии Сарасвати мы нашли в одной из беседок и тоже за работой. На мгновение промелькнула мысль о том, как мы поймем друг друга без знания языка. Но как оказалось, тревога была напрасной: мастер прекрасно разговаривает на русском. Женщина 13 лет назад вместе с мужем переехала в Индию, а до этого жила в России.
– Керамикой я начала заниматься еще в детстве, но потом решила не выбирать мамину профессию, и работала тележурналистом в течение 9 лет, параллельно занимаясь керамикой. Журнализм поглощает весь мозг и все свободное время, и на керамику оставалось меньше времени. Но переезд в Индию кардинально все изменил. Там не очень востребованы русскоязычные журналисты, поэтому у меня осталась только одна профессия.
По словам Сарасвати, она впервые не только на пленэре, но и в Беларуси. Об «Арт-Жыжале» знала давно от друзей и коллег, и в этом году решила отправить заявку сама.
– Я не очень пока в формате, предстоит очень многому здесь научиться. Обжиг в маленьких дровяных печках, где все происходит быстро – это довольно агрессивная среда для керамики. А я до этого жила в тепличных условиях и очень бережно доносила свои вещи до печи. Здесь, в условиях пленэра, все компактнее, агрессивнее, интереснее.
По словам мастера, она лепит скульптуру, которую товарищи называют кукольным домиком.
– Это такая композиция из кубиков, но я еще не знаю, каким будет результат. Я не хочу льстить урбанистической среде и делать прекрасные сады и огороды. В своей работе я хочу заострить этот конфликт.
Кстати, у Сарасвати в Индии остался 3-летний ребенок. На вопрос: как решились оставить? Мастер улыбнулась и ответила:
– Почему бы и нет. Он у меня уже большой. И с ним остался очень хороший и ответственный отец.
«Работа с глиной не требует знания языка»
Американец Брок Аллен впервые приехал на пленэр, и он единственный нерусскоговорящий участник. Но по его словам, для него этот нюанс не стал проблемой, потому что работа с глиной не требует знания языка.
– Когда я смотрю презентации, фото и видео других мастеров, я и так вижу, что они делают. Кроме того, керамические термины звучат одинаково на всех языках.
Брок занимается керамикой уже 20 лет, у себя на родине у него есть собственный участок леса, где он сделал печь для обжига керамических изделий, также у него собственная мастерская.
По его словам, он приехал на пленэр, чтобы изучить старинный славянский способ – обвар керамики. И тут же поясняет, это когда горячее изделие сразу окунают в заранее заготовленный жидкий раствор клейстера из муки.
Кроме работы художником, американец еще профессиональный дегустатор пива и сотрудничает с американскими пивоварами.
Позже оказалось, что Брок немного все-таки говорит по-русски. По его словам, свои познания он почерпнул из прошлогоднего симпозиума по керамике, который проходил в России, я также он слушает дома CD, и недавно открыл для себя русский хип-хоп и электронную танцевальную музыку.