Валерий Колтыгин: «Только обжёгшись, ты начинаешь хоть что-то да понимать!»

5665
Владимир РЕПИК. Фото Александра ЧУГУЕВА из архива «ВБ».
Бессменный руководитель бобруйского отделения Белорусского союза художников Валерий Аркадьевич Колтыгин был награжден медалью имени Франциска Скорины. Высокую награду художник получил 8 декабря 2015 года из рук премьер-министра страны Андрея Кобякова. По словам самого Валерия Аркадьевича, эта медаль – оценка его работы и творческой активности. Прославленный бобруйский керамист стоит у истоков широко известного пленэра «Арт-Жыжаль».

Мастер-класс Валерия Колтыгина по керамике для учащихся Бобруйского государственного профессионально-технического художественного колледжа им. А.Е.Ларина.Мастер-класс Валерия Колтыгина по керамике для учащихся Бобруйского государственного профессионально-технического художественного колледжа им. А.Е.Ларина.

- Валерий Аркадьевич, какие эмоции испытывали?

- Я испытывал удовлетворение. Это была ожидаемая неожиданность. Позвонили и предупредили, когда надо приехать для вручения награды.

- Награда будет как-то влиять на ваше настроение, на новые планы и перспективы? Наверняка она вас в чем-то подхлестнула?

- Я лично намерен продолжать «Арт-Жыжаль», но как будут складываться обстоятельства - вопрос пока смутный и непонятный. Прошло две встречи на уровне горисполкома, но мы не пришли к какому-то определённому согласию. В ближайшее время будем опять встречаться и обсуждать.

- Если не секрет, то в чем не сошлись? В финансировании?

- Финансирование более-менее нормальное, но упирается все в сроки, из-за чего и получается много накладок. У меня запланирована творческая поездка за границу, которая давно откладывалась. И как раз в это время необходимо провести «Арт-Жыжаль». Это не отдых. Я просил перенести сроки.

- Расскажите подробно о своем распорядке дня. Как живет столь известный человек?

- Встаю в 6 утра, по будильнику, провожу утренний определенный норматив, потом кормлю своего кота, курильского бобтейла Боню. Ему полтора годика, он такой бесхвостый, рысь напоминает, предпочитает сухой корм. Затем отправляюсь на стадион, живу рядом с территорией  пятнадцатого училища. Раньше бегал по пять километров, потом занимался физкультурой, уходило два часа, потом занимался гимнастикой, единоборствами. Сейчас занимаюсь по своему разработанному порядку.

 Затем завтрак полезной кашей из геркулеса с сухофруктами, которую готовлю с вечера, в нее входит порядка десяти ингредиентов (семечки и грецкий орех, мед и другие). Такой кашей по утрам питаюсь с 1995 года. Я люблю ее и скучаю по ней как по любимой женщине. Даже когда отправляюсь в дальние поездки, стараюсь прихватить ее с собой. Потом к часам к десяти утра прихожу в мастерскую.

- Валерий Аркадьевич, на сколько лет при таком распорядке вы себя чувствуете?

- Я чувствую себя на 56 лет! Все зависит от того, как себя представляешь и настраиваешь. Все старики любят молоденьких, да вот девочки ж на стариков не смотрят! Посмотрите на актеров: Табаков и другие бодрые, весёлые еще и детей рожают. У меня за плечами уже груз знаний, умений и понимания, я стал более недовольным чем-то. И я вам скажу, что всегда страдал максимализмом.

- Складывается впечатление, что Колтыгин - особенный, придирчивый, что ли? Вот вчера вечером позвонил, а вы ответили: нашли время, когда звонить?!

- Поймите, пока придёшь с мастерской по этим сугробам - тяжело идти, плохо дороги чистят... Но, откровенно говоря, я недолюбливаю прессу, переворачивают все, пишут всякую ахинею. Иногда такое читаешь - ужасаешься.

- Вот пришли вы в мастерскую, а настроения нет. Что делаете?

- У меня с утра настроение всегда хорошее. А вот с тем, что планирую, чаще всего много накладок и нестыковок. Ну, что значит плохое настрое? Скорее всего, озабочен чем-то, я не выливаю свои эмоции на всех подряд. Вообще не выливаю свои эмоции, если только не попадется кто-то под горячую руку.

-  Какие-то злые фигурки, монстров не делали?

- Нет, никогда такого не делал.  Ко всем своим работам отношусь с любовью. Если что-то не получается, то ломаю без сожаления. Лучше уничтожить сразу, чем дать жизнь этому уродцу.

- Когда художник пишет картину, он понимает, что на ней будет. А вот керамист как в этом отношении себя чувствует? Вы видите, что получится в итоге?

-  С керамикой дело сложнее, потому что здесь больше моментов чисто технологического порядка, никогда до конца не уверен. Даже когда изделие в печку ставишь - не знаешь, что получится. Это как с женщиной: вы не знаете, какой ребенок от нее получится, какой характер? Нет! Но все же хотят, чтобы был похож на них, а получается как раз обратно.

- Обстановка в мире, кризис, люди без настроения… Эти составляющие отражаются на вашем мироощущении?

- Я вообще не помню, чтобы люди у нас были с настроением. Все постоянно чем-то озабочены. Я помню, приехал на родину к родителям и пошел в гости к школьному товарищу, а у него не очень складывается жизнь. И вот возле калитки его мать говорит: ты научи моего сына, как надо жить! А как можно научить жить? Я со своим педагогическим опытом прекрасно понимаю, что это бесполезно. Пока человек сам не столкнётся с проблемами и за ум не возьмется. Каждый должен  пройти этап ошибок. Все думают, что без ошибок можно научиться чему-то, но я считаю, что только обжёгшись, ты начинаешь хоть что-то да понимать. Однако до этого в жизни всегда делаешь кучу ошибок и уж потом, с возрастом, начинаешь осознавать, что же ты натворил, зачем и почему. Есть такие слова: время нас рассудит, но не подождет!

- В чем заключается самая большая ошибка известного керамиста?

- Самая большая ошибка в моей жизни - это то, что я согласился и приехал в Бобруйск. Мог остаться в Минске, мне там работу предлагали на кафедре. В столице у меня были очень выгодные приглашения и предложения, там для творчества возможностей очень много, но…  Но я остался в Бобруйске.

- Но тогда бы не было в Бобруйске известного Колтыгина и его «Арт-Жыжаля»?

- О чем вы? За все время, что прошло с пленэра, только три человека меня поздравили - Вадим Михайлович Щербич. Ирина Александровна Роскач и Анатолий Анатольевич Синковец! Что, прессу не читают, телевизор не смотрят? Поймите, у меня тут нет злости, обиды или еще чего. Просто не понимаю, почему, как, за что? Что за отношение?! Скажи правду - начнут клевать и меня, и вас. Поэтому скажу так. Развалить все можно в одно мгновение, но создавалось все в «Арт-Жыжале» слишком тяжело, в постоянном напряжении. Знали бы вы, как много лет меня самого жгли и обжигали то разными всякими согласованиями и разрешениями, то простым невниманием.

Это сейчас все по-другому, когда в мире узнали, что у нас в Бобруйске есть такой пленэр. Хочется создать определённый образ, чтоб показать людям, как делается и создается все в керамике -такое очень и очень непросто.

- Какой выход?

- Я люблю говорить: хочешь быть художником, будь им! Никому ни о чем не жалуйся и не плачься, разгребай сам, как можешь. Если есть возможность на кого-то опереться, то обопрись. Никому не интересны чужие проблемы.

  В Беларуси похожего «Арт-Жыжаля» нет. Это огромная база, и этим надо жить! За границей тоже по керамике редко проводят пленэры. Обжигать надо уметь, не все этим владеют, нужна целая команда. Люди есть, и не только у нас в стране. Когда мы работаем вместе, я могу на них положиться и быть спокойным, что будет все в порядке. Приезжим сложно, они просто придут, вылепят, поучаствуют, но обжигать не будут, а печку чувствовать надо, чтоб она дала отдачу тебе.

- Керамист - это не только сложная, но и зачастую опасная профессия?

- Много было разных случаев. Пару раз был на волоске от смерти. Делали печи в траншеях, которые после войны остались, был домик рядом. И однажды во время обжига, температура была градусов 800, и вдруг передняя стенка пошла - это огромная масса земли. Я стал, подпер ее - ноги горят. Если бы она рухнула, были бы кранты и мне, и всем, кто находился рядом.

- У вас насыщенный график - деловые переговоры, встречи. А насколько вы современный человек в техники?

- Нет и еще раз нет! Даже мобильником пользуюсь с трудом. В этом плане продвинутая моя жена, Наталья Николаевна. Она все эти годы обеспечивает связь с участниками пленэров. У нее немалый объем работы. Тут же пока со всеми спишешься - переводы, условия, разные нюансы… Нужна целая команда переводчиков со скоростным набором, а все одна она делает. Устала она этим заниматься.

- Что вы обычно читаете?

- Я вообще не читаю бобруйскую прессу, не люблю. Да и прессу вообще не люблю. Единственное - много лет выписываю еженедельники «Культура», «Лiтаратура i мастацтва», журнал «Мастацтва». По радио слушаю только канал «Культура», там хорошая подборка войсковых песен. С удовольствием слушаю читку произведений, и программы-встречи с интересными людьми.

 - Валерий Аркадьевич позвольте самый больной вопрос, так будет ли в Бобруйске музей керамики?

- Какой музей керамики? У нас в республики его не было и до сих пор нет. Даже в России говорили, что у нас в Бобруйске его уже открыли. Помните, я не читаю местную прессу, но мне ж говорили люди, везде заголовки, обещания -  мол, быть в Бобруйске музею керамики.  И что, где он?!

Надо деньги и помещение. С предложениями привязались к Бобруйской крепости, но туда же надо миллиарды вбухать, чтоб привести в человеческий вид и сделать экспозицию. И потом, музей - он обязательно должен быть в центре, а не на окраине! У меня есть идея и наработки, планы есть. Нужно просто собраться тем, кто в этом заинтересован, и все подетально обсудить. Если бы мы вместо говорильни начали работу и создали Музей керамики, поверьте, для туристов он сразу же стал бы самым настоящим центром паломничества. Удивилась бы не только Россия, но и Европа. 

23.07.2014, Бобруйский район. XII Международный пленэр по керамике 23.07.2014, Бобруйский район. XII Международный пленэр по керамике "Арт-Жыжаль". Художник-керамист из Могилева Антон Тихоновец и руководитель пленэра художник Валерий Колтыгин колдуют у гончарной печи. Самый ответственный этап - закладка готовых изделий в печь для обжига.

24.07.2014, Бобруйский район, Вербки. XII Международный пленэр по керамике 24.07.2014, Бобруйский район, Вербки. XII Международный пленэр по керамике "Арт-Жыжаль". Художники-керамисты Максим Колтыгин и Анатолий Концуб достают обожженные изделий из печи и опускают в обвару. Глина изменяет цвет и приобретает дополнительную окраску.

24.07.2014, Бобруйский район, Вербки. XII Международный пленэр по керамике 24.07.2014, Бобруйский район, Вербки. XII Международный пленэр по керамике "Арт-Жыжаль". Художники-керамисты Максим Колтыгин и Олег Ткачев закладывают готовые изделия в печь для обжига.

30.07.2015, Бобруйск. Открытие итоговой выставки пленэра 30.07.2015, Бобруйск. Открытие итоговой выставки пленэра "Арт-Жыжаль 2015" в Бобруйском художественном музее. Максим Колтыгин (Минск, Беларусь). "Спитой чай", "Душ". Шамот, глазурь, дымление.

31.07.2014, Бобруйск. Итоговая выставка XII Международного пленэра по керамике 31.07.2014, Бобруйск. Итоговая выставка XII Международного пленэра по керамике "Арт-Жыжаль". Творческая династия: Павел Колтыгин, Максим Колтыгин, Александр Колтыгин и Валерий Колтыгин.