- Валерий Аркадьевич, какие эмоции испытывали?
- Я испытывал удовлетворение. Это была ожидаемая неожиданность. Позвонили и предупредили, когда надо приехать для вручения награды.
- Награда будет как-то влиять на ваше настроение, на новые планы и перспективы? Наверняка она вас в чем-то подхлестнула?
- Я лично намерен продолжать «Арт-Жыжаль», но как будут складываться обстоятельства - вопрос пока смутный и непонятный. Прошло две встречи на уровне горисполкома, но мы не пришли к какому-то определённому согласию. В ближайшее время будем опять встречаться и обсуждать.
- Если не секрет, то в чем не сошлись? В финансировании?
- Финансирование более-менее нормальное, но упирается все в сроки, из-за чего и получается много накладок. У меня запланирована творческая поездка за границу, которая давно откладывалась. И как раз в это время необходимо провести «Арт-Жыжаль». Это не отдых. Я просил перенести сроки.
- Расскажите подробно о своем распорядке дня. Как живет столь известный человек?
- Встаю в 6 утра, по будильнику, провожу утренний определенный норматив, потом кормлю своего кота, курильского бобтейла Боню. Ему полтора годика, он такой бесхвостый, рысь напоминает, предпочитает сухой корм. Затем отправляюсь на стадион, живу рядом с территорией пятнадцатого училища. Раньше бегал по пять километров, потом занимался физкультурой, уходило два часа, потом занимался гимнастикой, единоборствами. Сейчас занимаюсь по своему разработанному порядку.
Затем завтрак полезной кашей из геркулеса с сухофруктами, которую готовлю с вечера, в нее входит порядка десяти ингредиентов (семечки и грецкий орех, мед и другие). Такой кашей по утрам питаюсь с 1995 года. Я люблю ее и скучаю по ней как по любимой женщине. Даже когда отправляюсь в дальние поездки, стараюсь прихватить ее с собой. Потом к часам к десяти утра прихожу в мастерскую.
- Валерий Аркадьевич, на сколько лет при таком распорядке вы себя чувствуете?
- Я чувствую себя на 56 лет! Все зависит от того, как себя представляешь и настраиваешь. Все старики любят молоденьких, да вот девочки ж на стариков не смотрят! Посмотрите на актеров: Табаков и другие бодрые, весёлые еще и детей рожают. У меня за плечами уже груз знаний, умений и понимания, я стал более недовольным чем-то. И я вам скажу, что всегда страдал максимализмом.
- Складывается впечатление, что Колтыгин - особенный, придирчивый, что ли? Вот вчера вечером позвонил, а вы ответили: нашли время, когда звонить?!
- Поймите, пока придёшь с мастерской по этим сугробам - тяжело идти, плохо дороги чистят... Но, откровенно говоря, я недолюбливаю прессу, переворачивают все, пишут всякую ахинею. Иногда такое читаешь - ужасаешься.
- Вот пришли вы в мастерскую, а настроения нет. Что делаете?
- У меня с утра настроение всегда хорошее. А вот с тем, что планирую, чаще всего много накладок и нестыковок. Ну, что значит плохое настрое? Скорее всего, озабочен чем-то, я не выливаю свои эмоции на всех подряд. Вообще не выливаю свои эмоции, если только не попадется кто-то под горячую руку.
- Какие-то злые фигурки, монстров не делали?
- Нет, никогда такого не делал. Ко всем своим работам отношусь с любовью. Если что-то не получается, то ломаю без сожаления. Лучше уничтожить сразу, чем дать жизнь этому уродцу.
- Когда художник пишет картину, он понимает, что на ней будет. А вот керамист как в этом отношении себя чувствует? Вы видите, что получится в итоге?
- С керамикой дело сложнее, потому что здесь больше моментов чисто технологического порядка, никогда до конца не уверен. Даже когда изделие в печку ставишь - не знаешь, что получится. Это как с женщиной: вы не знаете, какой ребенок от нее получится, какой характер? Нет! Но все же хотят, чтобы был похож на них, а получается как раз обратно.
- Обстановка в мире, кризис, люди без настроения… Эти составляющие отражаются на вашем мироощущении?
- Я вообще не помню, чтобы люди у нас были с настроением. Все постоянно чем-то озабочены. Я помню, приехал на родину к родителям и пошел в гости к школьному товарищу, а у него не очень складывается жизнь. И вот возле калитки его мать говорит: ты научи моего сына, как надо жить! А как можно научить жить? Я со своим педагогическим опытом прекрасно понимаю, что это бесполезно. Пока человек сам не столкнётся с проблемами и за ум не возьмется. Каждый должен пройти этап ошибок. Все думают, что без ошибок можно научиться чему-то, но я считаю, что только обжёгшись, ты начинаешь хоть что-то да понимать. Однако до этого в жизни всегда делаешь кучу ошибок и уж потом, с возрастом, начинаешь осознавать, что же ты натворил, зачем и почему. Есть такие слова: время нас рассудит, но не подождет!
- В чем заключается самая большая ошибка известного керамиста?
- Самая большая ошибка в моей жизни - это то, что я согласился и приехал в Бобруйск. Мог остаться в Минске, мне там работу предлагали на кафедре. В столице у меня были очень выгодные приглашения и предложения, там для творчества возможностей очень много, но… Но я остался в Бобруйске.
- Но тогда бы не было в Бобруйске известного Колтыгина и его «Арт-Жыжаля»?
- О чем вы? За все время, что прошло с пленэра, только три человека меня поздравили - Вадим Михайлович Щербич. Ирина Александровна Роскач и Анатолий Анатольевич Синковец! Что, прессу не читают, телевизор не смотрят? Поймите, у меня тут нет злости, обиды или еще чего. Просто не понимаю, почему, как, за что? Что за отношение?! Скажи правду - начнут клевать и меня, и вас. Поэтому скажу так. Развалить все можно в одно мгновение, но создавалось все в «Арт-Жыжале» слишком тяжело, в постоянном напряжении. Знали бы вы, как много лет меня самого жгли и обжигали то разными всякими согласованиями и разрешениями, то простым невниманием.
Это сейчас все по-другому, когда в мире узнали, что у нас в Бобруйске есть такой пленэр. Хочется создать определённый образ, чтоб показать людям, как делается и создается все в керамике -такое очень и очень непросто.
- Какой выход?
- Я люблю говорить: хочешь быть художником, будь им! Никому ни о чем не жалуйся и не плачься, разгребай сам, как можешь. Если есть возможность на кого-то опереться, то обопрись. Никому не интересны чужие проблемы.
В Беларуси похожего «Арт-Жыжаля» нет. Это огромная база, и этим надо жить! За границей тоже по керамике редко проводят пленэры. Обжигать надо уметь, не все этим владеют, нужна целая команда. Люди есть, и не только у нас в стране. Когда мы работаем вместе, я могу на них положиться и быть спокойным, что будет все в порядке. Приезжим сложно, они просто придут, вылепят, поучаствуют, но обжигать не будут, а печку чувствовать надо, чтоб она дала отдачу тебе.
- Керамист - это не только сложная, но и зачастую опасная профессия?
- Много было разных случаев. Пару раз был на волоске от смерти. Делали печи в траншеях, которые после войны остались, был домик рядом. И однажды во время обжига, температура была градусов 800, и вдруг передняя стенка пошла - это огромная масса земли. Я стал, подпер ее - ноги горят. Если бы она рухнула, были бы кранты и мне, и всем, кто находился рядом.
- У вас насыщенный график - деловые переговоры, встречи. А насколько вы современный человек в техники?
- Нет и еще раз нет! Даже мобильником пользуюсь с трудом. В этом плане продвинутая моя жена, Наталья Николаевна. Она все эти годы обеспечивает связь с участниками пленэров. У нее немалый объем работы. Тут же пока со всеми спишешься - переводы, условия, разные нюансы… Нужна целая команда переводчиков со скоростным набором, а все одна она делает. Устала она этим заниматься.
- Что вы обычно читаете?
- Я вообще не читаю бобруйскую прессу, не люблю. Да и прессу вообще не люблю. Единственное - много лет выписываю еженедельники «Культура», «Лiтаратура i мастацтва», журнал «Мастацтва». По радио слушаю только канал «Культура», там хорошая подборка войсковых песен. С удовольствием слушаю читку произведений, и программы-встречи с интересными людьми.
- Валерий Аркадьевич позвольте самый больной вопрос, так будет ли в Бобруйске музей керамики?
- Какой музей керамики? У нас в республики его не было и до сих пор нет. Даже в России говорили, что у нас в Бобруйске его уже открыли. Помните, я не читаю местную прессу, но мне ж говорили люди, везде заголовки, обещания - мол, быть в Бобруйске музею керамики. И что, где он?!
Надо деньги и помещение. С предложениями привязались к Бобруйской крепости, но туда же надо миллиарды вбухать, чтоб привести в человеческий вид и сделать экспозицию. И потом, музей - он обязательно должен быть в центре, а не на окраине! У меня есть идея и наработки, планы есть. Нужно просто собраться тем, кто в этом заинтересован, и все подетально обсудить. Если бы мы вместо говорильни начали работу и создали Музей керамики, поверьте, для туристов он сразу же стал бы самым настоящим центром паломничества. Удивилась бы не только Россия, но и Европа.
23.07.2014, Бобруйский район. XII Международный пленэр по керамике "Арт-Жыжаль". Художник-керамист из Могилева Антон Тихоновец и руководитель пленэра художник Валерий Колтыгин колдуют у гончарной печи. Самый ответственный этап - закладка готовых изделий в печь для обжига.
24.07.2014, Бобруйский район, Вербки. XII Международный пленэр по керамике "Арт-Жыжаль". Художники-керамисты Максим Колтыгин и Анатолий Концуб достают обожженные изделий из печи и опускают в обвару. Глина изменяет цвет и приобретает дополнительную окраску.
24.07.2014, Бобруйский район, Вербки. XII Международный пленэр по керамике "Арт-Жыжаль". Художники-керамисты Максим Колтыгин и Олег Ткачев закладывают готовые изделия в печь для обжига.
30.07.2015, Бобруйск. Открытие итоговой выставки пленэра "Арт-Жыжаль 2015" в Бобруйском художественном музее. Максим Колтыгин (Минск, Беларусь). "Спитой чай", "Душ". Шамот, глазурь, дымление.
31.07.2014, Бобруйск. Итоговая выставка XII Международного пленэра по керамике "Арт-Жыжаль". Творческая династия: Павел Колтыгин, Максим Колтыгин, Александр Колтыгин и Валерий Колтыгин.