Марк Эпштейн: уникальный художник родом из Бобруйска

3698
2 июня в Кировоградском областном художественном музее (Украина) открылась выставка работ еврейского скульптора, графика, живописца и театрального художника Марка Эпштейна (1899-1949). Марк Эпштейн родился в Бобруйске, но так получилось, что у нас об этом уникальном, талантливом человеке знают очень мало. Сайт bobruisk.ru публикует статью старшего научного сотрудника Кировоградского областного художественного музея Олега Юрченко.

Марк Эпштейн. Картина "Красноармеец-трубач" (авангард). Конец 1920-х годов.Марк Эпштейн. Картина "Красноармеец-трубач" (авангард). Конец 1920-х годов.

В Киев с 1917 года стали собираться виднейшие деятели еврейской музыки, литературы и изобразительного искусства, что сделалоВ Киев с 1917 года стали собираться виднейшие деятели еврейской музыки, литературы и изобразительного искусства, что сделало его одним из главных центров еврейской культуры. На фото 1932 года Марк Эпштейн (в центре за столом) в окружении группы молодых художников Киева.

Творчество Марка Эпштейна стало в свое время яркой страницей в художественной жизни Киева первой половины ХХ века.

Будущий художник родился в 1899 году в Бобруйске, в семье ремесленника. В хедер (еврейскую начальную религиозную школу) он пошел уже в Киеве, куда родители переехали после его рождения.

Уже в детстве мальчик прославился своими художественными способностями. Так, в частности, он мог во дворе своего дома с увлечением лепить из снега скульптурный портрет Льва Толстого перед толпой заинтересованных соседей. Кстати, этот момент запечатлел известный фотограф Гальперин, проживавший по соседству и фотография попала в местную прессу.

В 1911 году двенадцатилетнего Марка Эпштейна зачислили вольнослушателем 1-го класса Киевского художественного училища. Учиться было нелегко, в первую очередь - из-за бедности родителей. В личном деле Марка сохранилось несколько справок о тяжелом материальном положении его семьи, и одновременно - о отличных успехах в учебе и примерное поведение парня. Эти документы предназначались для потенциальных меценатов. Но реальной помощи предоставлено тогда не было и обучение на время пришлось прекратить. С большим трудом, только в 1918 году, Эпштейну удалось закончить скульптурное отделение Киевского художественного училища. К сожалению, большинство его монументальных произведений не сохранилось. В частности, в 1919 году, деникинцами был уничтожен памятник - бюст Шевченко, установленный в Киеве.

Важную роль в творческом становлении юного мастера сыграла Александра Экстер, студию которой парень начал посещать в 1918 году. Именно эта художница, знакомая с Пабло Пикассо и Жоржем Браком, открывала для талантливых киевлян кубофутуризм и авангардное искусство.

Параллельно с тяготением к кубизму на стилевые поиски Эпштейна очень повлияли идеи возрождения еврейской традиционной культуры в Восточной Европе, которые зародились еще в первой четверти XIX века, но в изобразительном искусстве стали воплощаться лишь в начале ХХ века, когда художники озаботились проблемой создания национального искусства.

Интерес к этнографическим материалам, народному искусству, сакральной культуре стало характерным средством утверждения национального украинского, польского, русского стилей. Этот путь выбрали и еврейские художники. Мог ли Марк остаться в стороне от этих процессов? Понятно, что - нет.

Еще в 1914-1915 годах юноша познакомился с членами так называемой киевской группы еврейских литераторов. Идеи модернизации еврейской литературы и искусства, которые исповедовали члены группы, глубоко повлияли на характер творчества и жизненной позиции Эпштейна. В течение последующих лет он активно участвует в культурной жизни еврейства Киева. Так, в частности, зимой 1916 года Марк стал одним из организаторов выставки еврейского искусства.

В 1917 году его избрали членом правления киевского отделения Еврейского общества поощрения художеств. Весной 1918 года он принял участие в выставке живописи, графики и скульптуры художников-евреев в Москве. Летом того же года он стал одним из инициаторов создания художественной секции Культур-Лиги и музея еврейского искусства. Культур-Лига стала одной из самых влиятельных еврейских культурных организаций первой половины ХХ века, которая объединяла практически всех еврейских ученых, литераторов и художников Украины. Именно благодаря этому развитие «еврейского стиля» в то время достигло своего апогея.

Художественная секция Культур-Лиги проводила колоссальную работу: создавались скульптурные и живописные шедевры, блестящие графические серии и иллюстрации к книгам, эскизы театральных костюмов и декораций. Нужно ли говорить, что Марк Эпштейн был одним из лидеров в этой работе? Он был организатором и бессменным участником выставок художественной секции в 1920 и 1922 годах, преподавал в художественной студии, возглавив последнюю в 1922 году уже как Еврейскую художественно-промышленную школу, и исполняя обязанности руководителя вплоть до ее закрытия в 1931 году.

В 1924 году Эпштейн возглавляет художественную секцию киевской Культур-Лиги. Активно сотрудничает со многими еврейскими культурными организациями. Он оформил большинство иллюстрированных книг издательства «Культур-Лига», был постоянным художником журнала «Фрейд», выходивший в Киеве в 1922-1925 годах.

В 1925 году Эпштейн вступает в Объединение современных художников Украины, члены которого ориентировались на современное еврейское искусство, принимает активное участие во всех выставках объединения. Но в начале 1930-х годов он был обвинен в «национализме» и «формализме».

В 1932 году была закрыта Художественно-промышленная школа, а вскоре - и все заведения Культур-Лиги. Эпштейн был вынужден покинуть Киев и перебраться в Москву.

До 1937 года он возглавляет мастерскую по изготовлению парковых и декоративных скульптур, работает консультантом в Государственном издательстве изобразительных искусств, возглавляет художественный совет еврейской драматической студии при клубе «Коммунист», участвует в нескольких московских и общесоюзных выставках, на которых, в частности, были представлены его скульптурные портреты деятелей еврейской культуры.

В 1934-35 годах Эпштейн вместе с несколькими другими художниками принял участие в командировке в еврейские колхозы Крыма. Выполненные им во время этих поездок графические работы были выставлены в 1936 году в Москве на выставке «Еврейская автономная область и еврейские нацрайоны в живописи и графике».

С конца 1930-х годов произведения Марка Эпштейна практически не выставлялись.

Когда началась Великая Отечественная война, художника эвакуировали в Киргизии (в армию его не взяли из-за врожденной болезни сердца). Там он создает декорации для столичного театра Киргизии. Живописные эскизы этого периода хранятся сегодня в Национальном художественном музее Украины.

Последний период жизни Мастера оказался трагическим. За время эвакуации он теряет свою московскую квартиру, а вскоре умирает его жена, что стало для Эпштейна страшным ударом. Все эти обстоятельства подкосили и без того слабое здоровье Марка. И хотя, после многих бедствий, он получил наконец собственное жилье, это стало слабым утешением.

В последние годы жизни он лишь изредка получал заказы как художник-оформитель и производитель надгробий. Но, несмотря на болезнь, сложные бытовые условия и бедность, художник не прекращал работы. Именно тогда он создал ряд интересных пейзажей и графических автопортретов. В последний год жизни Эпштейн организовал у себя дома вечернюю студию.

Умер художник 19 августа 1949 года.

Произведения Эпштейна, сохранившиеся до нашего времени - то небольшая часть его наследия, разброшена по музеям и архивах Киева. Великолепная коллекция графики, очерков, живописных этюдов и скульптурных эскизов 1930-х годов хранится в Национальном художественном музее Украины. Личный архив (фотографии, документы, письма, записные книжки и около двух десятков рисунков и набросков) - в Государственном архиве-музее литературы и искусства Украины. 26 эскизов костюмов и декораций к комедии «Аристократы» хранятся в фондах Музея театрального искусства. В архиве города Киева, в фонде Киевского художественного училища, хранится папка с личным делом художника.

То, что значительная часть творческого наследия художника оказалась именно в Киеве, стало заслугой его сестры - Августы Эпштейн, которая в 1960-х годах, проживая в то время в Москве, передала много работ Марка и документов о его творчестве в Государственный музей украинского изобразительного искусства (ныне - Национальный художественный музей Украины). Она же и сообщила тогда директору музея о том, что многие произведения ее брата разворовали сразу после его смерти.

Значительную часть экспозиции выставки, открытой в Кировоградском областном художественном музее, составляют графические работы Эпштейна. Хотя графика была для Мастера лишь вторичным увлечением (в отличие от скульптуры, которая, к сожалению не сохранилась). Но и эти работы свидетельствуют о огромный его таланте.

Почти все произведения художника пронизаны национальной идеей, любовью и уважением к своему народу, иллюстрируют стремление художника показать нелегкую судьбу и тяжелую работу простых людей, и одновременно - отличаются глубоким психологизмом и философским осмыслением жизни, умением раскрыть внутреннюю сущность человека в обычной бытовой ситуации. К таким, в частности, относятся - «Женщина, укачивает ребенка» (кон. 1920-х гг.) и «Развешивают белье» (кон. 1920-х гг.)

Из серии работ, посвященных артистам цирка, на выставке представлена графическая работа «Тяжелоатлеты» (1920-е гг.), которую отличают, как практически и все работы этой серии, объемность и динамизм.

Некоторые из произведений Эпштейна раскрывают его как театрального художника и любовь художника к театру и тех людей, которые творят это великое чудо - театральное действо. Среди таких - «Эскиз театральной декорации» (1920-е гг.), «Эскиз театрального костюма» (1920-е гг.), «Ребе Шлойменю. Эскиз костюма к спектаклю «Цвей Куни Лемлех» (сер. 1920-х гг.), «Шадхен Калман. Эскиз костюма к спектаклю «Цвей Куни Лемлех» (1924 г.) и другие.

Есть на выставке и работы, которые относятся к периоду увлечения Эпштейна кубистической разработкой формы. Так в своей композиции «Родина» (кон. 1920-х гг.) художник бережно передает гибкость линий женской фигуры, благодаря утолщению линий создаются одновременно женская фигура и пространство вокруг нее. Художник в это время будто живет в нескольких измерениях, нарушая все законы физики.

Часть графических работ выставки относится к середине 1920-х годов, когда Эпштейн создает на бумаге типические образы евреев-ремесленников. Мастер схватывает характерные жесты, наделяет своих героев определенными личными характеристиками. Он сумел показать как наступление цивилизации и новая общественно-политическая ситуация постепенно приводит к вымиранию данного направления трудовой деятельности и обреченности местных умельцев. В экспозиции представлены характерные произведения данной серии - «Плотник за работой» (сер. 1920-х гг.) и «Сапожник» (сер. 1920-х гг.)

В своих живописных произведениях художник не изменяет ни своим принципам относительно отражения внутренней сущности человека, ни своему таланту. Те же объемность, динамизм, умение одним штрихом подчеркнуть индивидуальные черты характера конкретного человека, его настроение, едва заметные движения ее души. Среди таких работ - «Девушка с птичкой» (1920-е гг.), «Женщина в гамаке» (кон. 1920-х - начала 1930-х гг.), «Влюбленные на прогулке» (кон. 1920-х - начала 1930-х гг.), «Свидание» (1930-е гг.) и другие.

В экспозиции можно увидеть и автопортреты Мастера, в частности - «Автопортрет в тюбетейке» (1942р.) и «Автопортрет с фигурой" (кон. 1940-х гг.)

Особую атмосферу в зале создают декорации к выставке, предоставленные директором Центра исследований истории и культуры восточноевропейского еврейства Леонидом Кушелевичем Финбергом.

Выставка произведений Марка Эпштейна - уникальное явление в культурной жизни Кировограда. Ведь работы этого художника, кроме неповторимого творческого звучания, несут в себе большое воспитательное значение, поскольку учат жертвенному служению своему народу и любви ко всему, что с ним связано.

Олег ЮРЧЕНКО, старший научный сотрудник Кировоградского областного художественного музея.