![Кондитер Ирина Чернявская](https://media.bobruisk.ru/gVjQAAAAAADUnsBdxbI/photo.webp)
Глусчанка Ирина Чернявская с детства знала, как выглядит настоящая кондитерская магия. Ее мама, Валентина Михайловна Метельская, – профессиональный кондитер, посвятивший этому делу несколько десятков лет. Ароматы свежей выпечки, мерный стук венчика и аккуратно выведенные узоры крема всегда были для Ирины привычной частью жизни.
– Мама работала в кондитерском цеху в Глуске – пекла торты, – говорит Ирина, – а в начале 1980-х мы переехали в Ленинград, и она несколько лет отработала на кондитерском заводе, где тоже делала торты. Меня брала с собой на работу. Хорошо запомнился Ленинградский завод: большие цеха, много работников. Мне даже разрешали разбивать яйца в тарелочку и потом их добавлять в большой чан. Было очень интересно! Дома, разумеется, тоже постоянно были мамины кондитерские вкусняшки.
Однако после школы Ирина не пошла по стопам мамы, а выбрала другую профессию – окончила Могилевский педуниверситет по специальности педагог начальных классов, белорусского языка и литературы. После окончания вуза, несколько лет работала в сельских школах Глусского района. Потом вышла замуж, ушла в декретный отпуск, уехала с мужем жить в Минск. Там, кстати, в фирме мужа даже немного поработала бухгалтером!
– Знакомых, друзей в городе не было, только маленький сын и муж, – рассказывает собеседница. – И вот, когда ребенку было около 2 лет и у меня появилось свободное время, решила попробовать себя в кондитерском деле. Однажды по телевизору на моем любимом кулинарном канале я увидела передачу, где американский кондитер готовил удивительной красоты и необычной формы торты. У нас в то время я ничего подобного не видела. И вот, на новогодний стол я испекла свой первый торт необычной формы – он был с кремом и сверху восседал заяц из мастики (как раз встречали год зайца). Сама для торта делала мастику, плавила конфеты, короче, экспериментировала. Рецептов, каких-то мастер-классов, ведь не было. Приходилось интуитивно, методом проб и ошибок создавать свои рецепты, ориентируясь на журнальные статьи, передачи по телевизору.
С этого первого тортика и началось серьезное увлечение Ирины кондитерским делом. И вот уже более 15 лет она печет торты и пирожные, кексы, пироги...
– Я и подумать не могла, что однажды я своей жизни не буду представлять без сахарной мастики, изомальта, кондитерского шпателя, форм и так далее, – признается собеседница. – Родным мой первый тортик понравился. Потом я сделала сладкий подарок для друзей, потом знакомым и дело пошло. Хорошо помню свой первый торт, за который получила деньги – было очень приятно, и я поняла, что любимое хобби может приносить прибыль. Первое время, даже не знала, как оценивать свой труд, называла какую-то примерную сумму с учетом продуктов. Это сейчас можно заказать все необходимое для кондитера в интернете: от готовой мастики и шоколада, до форм, инструмента и украшений.
Когда я начинала, то все это мне привозили из Украины. А шикарная толстая кондитерская книга с красочными иллюстрациями и рецептами ехала ко мне из России. Она, кстати, дала много ценной информации и сейчас ее использую. Но постепенно я поняла, что только на своей интуиции хороший, качественны продукт не сделаешь – мне не хватало конкретных знаний и я пошла на курсы. Окончила несколько специальных тематических очных курсов – сахарные цветы, работа с шоколадом, и еще онлайн-курсов, к примеру, многоярусные торты, новогодний декор. Учиться, считаю, надо постоянно, что я и делаю, ведь кондитерское дело развивается и я не могу отставать, хочу идти в ногу со временем и с самыми лучшими кондитерами.
Кроме того, что мастеру нужно сделать свой сладкий шедевр, его нужно еще и презентовать, чтобы потенциальные покупатели увидели и захотели купить. Поэтому кондитеру надо быть еще и маркетологом, и бухгалтером, и продавцом.
– Первое время я рекламировала свои тортики в соцсетях, в «Одноклассниках», – говорит Ирина. – Сейчас у меня есть страничка в Instagram – это основной канал по продвижению, где я выставляю свои работы. Один килограмм торта стоит у меня 55 рублей, но если есть дополнительный декор, то получается больше. И это не самая высокая цена за авторскую работу, за уникальный декор и вкус по индивидуальному заказу клиента. Заказывают мои работы не только в Глуске, но и в Бобруйске, и в Минске. Как доставляю клиентам? Если торт многоярусный, например, свадебный, то везем его с мужем заказчику сами иногда уже в собранном виде, но чаще везу заготовки и собираю торт на месте. У меня даже есть специальный кондитерский чемоданчик для таких случаев.
За более чем 15-летний стаж работы, Ирине приходилось делать совершенно разные торты по декору – от простых масляных или сахарных цветов до торта в виде портрета Шрека. Интересно было узнать у кондитера, были ли такие заказы, которые она никогда не делала и над которыми ей пришлось хорошо подумать, прежде чем приступить к оформлению.
– Да, такие были, – отвечает мастер. – Однажды заказали торт в виде большой акулы. Я люблю учиться, пробовать все новое, нестандартное и поэтому работать над этим заказом было очень интересно. А одни из самых больших тортов, около 14 килограмм, я делала на свадьбу своей младшей сестры и на выпускной сыну – они были трех- и четырехъярусные.
– Когда готовлю что-то новое, – рассказывает Ирина, – а я люблю экспериментировать с неожиданными вкусами и продуктами, то главным критиком моей работы является муж. Он пробует и говорит: чего не хватает, а чего в избытке. Дочка и сын тоже любят мои торты. Один из любимых семейных – черничный со сметанкой и белым бисквитом. Он вкусный, простой и красивый, нарядный в разрезе. Его рецепт я придумала сама.
Не могли обойти стороной и тему денег: сколько же зарабатывает мастер выпечки.
– Кондитерское дело – это мой единственный доход, – говорит Ирина, – я больше нигде не работаю. Могу сказать, что в месяц у меня получается заработать примерно 1000 или чуть больше. Фиксированной, постоянно суммы от месяца к месяцу, конечно, нет. Муж все грозится провести у меня ревизию и посчитать мои реальные расходы и доходы (смеется). Но мое увлечение даже не столько про много заработать, а больше про удовольствие от работы.
Сейчас уже кондитер Ирина по мастерству превзошла и свою маму Валентину Михайловну. Она, кстати, приходит часто к дочери, чтобы посмотреть на диковинные тортики и даже поучиться.
– Мама дала мне азы, основу кондитерского дела, – говорит Ирина. – До сих пор пользуюсь ее рецептами: пеку «Наполеон», «Медовик». Хотя со временем я их немного усовершенствовала, добавила свою изюминку. Когда я начинала сама делать тортики, обращалась только к маме за советами, мы с ней разбирали мои ошибки, если что-то не получалось, она меня учила, за что я маме очень благодарна.
Сейчас, уже опытный кондитер Ирина, превращает обычную выпечку в произведения искусства – посмотрите сами на эти шедевры. Каждое ее изделие – это не просто десерт, а отражение души мастера, ее терпения, любви к деталям и стремления дарить людям сладкие эмоции.