Мы решили побывать если не во всех, то хотя бы в некоторых из заведений-участников фестиваля. Первый опыт стал удачным: ресторан грузинской кухни «Хинкальня» порадовал теплым приемом, вкусной кухней и музыкальным сопровождением – песенными композициями в исполнении грузинской джазовой певицы и композитора, блистательной Нино Катамадзе, ставшей на время фестиваля героем и вдохновителем команды поваров могилевской «Хинкальни», пишет Magilev.by.
Кофе от тети Мананы и стройотрядовские бутерброды
Признаюсь, я в Грузии никогда не была. И с кухней этой страны до недавних пор у меня ассоциировались разве что хачапури, сациви и соус ткемали. Хотя два эпизода ярких детско-юношеских воспоминаний, связанных именно с кухней, в копилке моей памяти все же имеются.
В детстве мы часто бывали на даче у маминой подруги. Здесь я как-то и познакомилась с ее гостьей из Тбилиси. Тетя Манана меня просто приворожила: густые волнистые волосы, яркие темные глаза, а на тонких запястьях рук – множество тяжелых серебряных браслетов, которые, по ее словам, достались в наследство чуть ли не от прабабушки. Но еще удивительнее была старинная ручная кофемолка, с которой тетя Манана никогда не расставалась. Я часами готова была смотреть, как она неспеша, что-то тихонько напевая, мелет на ней кофейные зерна, а потом варит их в тоже привезенной с собой небольшой медной джезве и по дому разливается удивительный аромат – такого кофе я больше не пила нигде и никогда…
Вторая встреча с Грузией произошла в стройотряде. Мы работали в Смоленской области, в городе Гагарин, куда собирались на лето студотряды со всего бывшего СССР. И каждый, в отведенный для этого день, устраивал праздник своей республики. С обязательным угощением – блюдами национальной кухни. А поскольку желающих «приобщиться» голодных студентов было много и угощения на всех не хватало, главным было быстренько пробиться к столу и поскорее ухватить с него хоть что-то вкусненькое. По иронии судьбы мне достался кусок шоти, щедро смазанный какой-то густой то ли пастой, то ли соусом. Откусила, не пробуя, и… застыла с открытым ртом: бутерброд оказался таким обжигающе-острым, что ни о какой другой еде до самого вечера я даже думать не могла!
Чакапули вприкуску с Шоти и хачапури
Стоит ли удивляться, что и много лет спустя на поданные нам в могилевской «Хинкальне» блюда из фестивального сета я смотрела с некоторой опаской и первый глоток знаменитого грузинского супа Чакапули делала с большой осторожностью. И зря – несмотря на присутствие непременной «перчинки», супчик меня покорил ароматом и легкой кислинкой бульона, в котором плавали кусочки нежнейшего мяса и обязательная веточка зелени. В могилевском варианте петрушка, хотя классический Чакапули немыслим без свежей зелени тархуна и кинзы. Но мы же не в Грузии… Поэтому ставлю твердую «четверку», сняв один балл за то, что официант поленился как следует подогреть блюдо, а Чакапули, как и любой другой суп, должен все-таки быть очень горячим. Впрочем, ситуацию сглаживал свежайший хлеб Шоти. Сомневаюсь, конечно, что в могилевской «Хинкальне» имеется глиняная печь для его выпечки, но и в таком варианте он был неплох.
Тем более, что следом, практически без перерыва, нам подали хачапури с сулугуни и грибами, пхали с паприкой на шоти (что-то типа бутербродов, на которых вместо колбасы солидная горка пастообразной массы, украшенной зернышками граната) и сразу два вида хинкали. Глаза разбегались, руки тянулись сразу ко всему. И заниматься только дегустацией блюд, отщипывая маленькие кусочки, прислушиваясь к «главной вкусовой линии» и «отзвуку послевкусия» никак не получалось. Хотелось все это просто съесть. И побыстрее.
«Сдав» пустые тарелки официанту, мы уже было хотели потребовать кофе, как на столе появилось большое блюдо с трем видами люля-кебаб, фаршированными сулугуни шампиньонами, плошками с какими-то соусами, колечками красного лука и фаянсовой мисочкой салата из свежих овощей, остро пахнущего ароматной сванской солью и молотым перцем.
Мы переглянулись, обреченно вздохнули (после первого «транша» фестивального сета места в желудке уже почти не осталось) и потянулись за вилками.
Люля-кебаб был очень вкусным! Без преувеличения. «Градусов» ему, правда, тоже не хватало (хотелось бы, конечно, чтобы блюда подавались горячими, а не чуть теплыми), но даже это не смогло затмить мастерство поваров «Хинкальни». Так что тарелки, соусники и салатники мы оставили на столе практически пустым, – «не пошел» нам только один из соусов, показавшихся то ли недостаточно острым, то ли недосоленным, а может просто слишком непривычным на вкус среднестатистических жителей Беларуси.
Кстати, после посещения «Хинкальни» я стала понимать Нино Катамадзе, которая утверждает, что любит не только готовить, но и есть грузинские блюда. Не задумываясь ни о каких диетах и калориях…
Где выбрать сет?
Участниками кулинарного фестиваля "Гастрофест" в этом году стали 12 кафе и ресторанов Могилева. Какие именно и что они предлагают посетителям в качестве сета читайте на нашем сайте Magilev.by: