Всем участникам нашего сегодняшнего опроса мы задали 5 одинаковых вопросов:
- Что они знают о ВНС и интересуются ли предстоящим событием?
- Знают ли, кто будет представлять Бобруйск на Всебелорусском собрании?
- Каким они видят идеального кандидата на ВНС от нашего города?
- Каких изменений ждут после ВНС?
- Какие вопросы, по их мнению, следует поднять на этом собрании?
«Не хотелось бы, чтобы декретный сокращали до двух лет»
Молодых мам, Веронику и Кристину, мы встретили на ул. Социалистической. Обе сразу сказали, что у них сейчас совсем другие интересы. Но порассуждать на тему согласились.
Идеальный кандидат на ВНС, по их мнению:
– Не важно кто, мужчина или женщина. Важно, чтобы справедливый и грамотный. Это должен быть рабочий с завода, хотя может быть и руководитель.
Веронику волнует вопрос планируемого сокращения отпуска по уходу за ребенком:
– Не хотелось бы, чтобы декретный сокращали до двух лет. Моему ребенку сейчас 2,5 года, и я не готова отдать его в садик. Я бы с ним посидела до 3-х лет. Просто, как маме, мне хочется побыть с ним подольше.
«Я не в курсе, какие делегаты поедут от Бобруйска»
Виктор Павлович Ясюкевич следит за подготовкой к Всебелорусскому собранию, но не знает делегатов, которые поедут от нашего города:
– Я не в курсе. Но считаю, что должны быть представлены все слои населения: педагоги, врачи, молодые люди, потому что они более прогрессивные. Выбирать их должны коллективы предприятий, партии, союзы.
– Батька сказал, что это собрание ничего не будет регламентировать, – продолжил Виктор Павлович, – все равно изменения в Конституцию будут потом решаться народом на референдуме. А это собрание будет рассматривать какие-то направления на следующую пятилетку.
Лично ему хотелось бы, чтобы вопросы, которые будут подниматься, привели к «хорошему благосостоянию населения, стабильной работе предприятий и спокойствию в обществе».
«Нас всю жизнь обманывали. Никому не верю»
Следующие наши собеседники отказались себя называть.
Мужчина был немногословен и только сказал, что его интересуют «другие вопросы». А на наши вопросы ответил: «Что мы не решим, то мы не решим».
Женщина сказала, что слышала о проведении ВНС, но совершенно не интересуется им:
– Я пенсионерка, что будет, то будет. Я никому не верю, только церкви верю, Богу. А нас обманывали всю жизнь, коммунисты и все на свете. А Всебелорусское собрание ни на что не повлияет. Цены, как росли, так и будут расти, посмотрите, что творится: каждый день новые, особенно на лекарства. Разве можно говорить о том, что у нас медицина бесплатная, если цены такие? Всю пенсию можно отдать на одно УЗИ. Я жила и при социализме, и при коммунизме. Тогда и квартиры были бесплатные, я училась бесплатно, и на самом деле тогда была бесплатная медицина. Успела пожить и в Германии, и видела, как действительно люди живут, где не просто болтают, что все для человека, а действительно так и есть.
«Мы понимаем, что от нас ничего не зависит»
Александра Александровича мы встретили в скверике на площади Победы.
– Я знаю, что не совсем прозрачно проводится отбор делегатов, – сказал он, – мы смотрим и понимаем, что от нас ничего не зависит. Делегатов я точно не помню, не интересовался ими именно по этой причине. Буквально на днях показали сюжет: собрался Белорусский союз женщин и отобрали 300 с чем-то делегатов. Ну и что? Вот я, мужчина, пенсионер, где-нибудь нас собирали, спрашивали?
– На мой взгляд, очень много внимания уделяют Белорусскому собранию, а надо решать другие вопросы и решать теми структурами, которые есть, – добавил бобруйчанин. – Самые главные вопросы – изменения в Конституцию и дальнейшая демократизация общества. Какие бы я изменения предложил? Если я их куда-то «выложу», не уверен, что это напечатают. Очень много из того, что требуют оппозиционеры, я не воспринимаю. Но есть вопросы, которые действительно надо решать. Например, на уровне слухов я слышал, что люди буквально с 9 августа начали выходить на несанкционированные митинги – это неправильно, но я слышал и то, что в Минске пытались подать заявку на митинг, а им везде отказали. Поэтому они взяли и вышли на несанкционированный, а их назвали отморозками. Так нельзя, отморозки – это те, кто останавливает движение, что-то делает на железной дороге. А те, кто мирно выходит – это не отморозки, они просто пытались донести свои взгляды.
«Не понимаю, как туда выдвигают и кем они выдвинуты»
Молодого мужчину мы оторвали от кофе, но он согласился с нами поговорить.
– Я туда (на ВНС – авт.) никого не выдвигаю, меня туда не выдвигают. Я не понимаю, как туда выдвигают и кем они выдвинуты, – начал он.
Но затем перечислил, какие важные вопросы, по его мнению, стоят перед страной сейчас:
– Экономическое развитие, развитие белорусского языка, коронавирус, решение политического кризиса. Но я сомневаюсь, что там это будут обсуждать... Смотрите, во время Всебелорусского собрания в 2010 году озвучивались планы – средняя зарплата в 1 000 долларов. Где эта зарплата? Кто из этих людей несет ответственность за выполнение этих планов? Поэтому я ничего не жду от этого собрания.