Около года назад мы писали про шоколатье Ольгу Барковскую, которая планировала открыть первый в городе магазин шоколада хенд-мейд. Сбылись ли ее планы, много ли препонов пришлось преодолеть на пути к своей мечте и выгодным ли оказался «сладкий» бизнес.
«Первопроходцем быть всегда сложно»
Мечта Ольги сбылась. Весной 2024-го года она арендовала помещение в доме по Ульяновской, 21 и в конце мая открыла свой магазин. Площадь его небольшая – около 30 квадратных метров. 15 «квадратов» занимает цех, где мастерица делает свои изделия, вторая половина – это торговый зал, где представлены образцы сладкой продукции, уставлены два столика и стулья для посетителей и организован маленький детский уголок. Здесь можно купить не только сладкую продукцию, но и кофе.
По словам Ольги, для открытия магазина пришлось пройти много различных инстанций, на что ушло несколько месяцев.
– Первопроходцем быть всегда сложно, – говорит наша героиня. – Так как это первый подобный в городе магазин, многие даже не знали, как все правильно оформить, например, как сертифицируется шоколад, как правильно должно быть расположено оборудование в кондитерском цеху по поточности технологического процесса. Получить «зеленый свет» от различных инстанций – не так дорого, но нужно долго ждать ответа. Например, написала заявление, чтоб посмотрели, подходит ли помещение по санитарным нормам – месяц ждала заключения. Пришлось решать вопрос с электриком по освещению, так как в кондитерском цеху, согласно санитарным нормам, должна быть определенная освещенность. С водой проблем не было – помещение находится в жилом доме и с этим все нормально. Устранила разные мелочи и со второго раза заключение получила. Потом обращаешься в следующую инстанцию – еще месяц ожидания.
Также Ольге пришлось заключить договор с прачечной на стирку рабочей одежды, с «Промотходами» – на вывоз мусора, получить «добро» от пожарной службы. Санитарную книжку необходимо было получить, так как Ольга сама и продает продукцию. Понятно, что, когда речь идет о продуктах питания и безопасности людей, здесь все строго.
Найти подходящее помещение оказалось задачей непростой, говорит собеседница. Все по тем же санитарным нормам в подобном заведении должно быть два выхода и обязательно вода.
– Подыскать такое оказалось непросто, но мне уже хотелось поскорее «выйти» из дома, потому я сильно не привередничала, – говорит Ольга. – К тому же это помещение мне как-то «зашло». Когда я впервые сюда вошла, сразу представила зрительно, как здесь все будет. Хотя если б была возможность, я бы, конечно, отдала предпочтение месту в центре города, где проходимость людей побольше, здесь ведь «спальник».
Что касается материальных вложений для открытия магазина, на первом этапе, по словам Ольги, необходимо, как минимум, тысяч 10 белорусских рублей.
– Прилично «тянет» аренда, – говорит шоколатье. – Арендовать помещение у города гораздо дешевле, чем у частника, но у меня особо выбора не было. Потом я составила список необходимого оборудования, мебели. Оборудования для производства в моем случае много не требуется – микроволновка да холодильник. Из мебели необходимы: витрина, стеллажи для продукции, столы и мойка из нержавейки для цеха, еще приобрела кондиционер, кофе-машину, телевизор, два столика для посетителей и один маленький для детского уголка, четыре стула плетеных. Что-то покупала новое, что-то – б/у, за чем-то ездила в Минск, что-то приобретала в Бобруйске, некоторые вещи брала в кредит. Так, стеллажи взяла б/ушные в Бобруйске – кондитерский магазин закрывался, и они все распродавали. Стулья и столы взяла в кредит в магазине «Ами-мебель». На первый взгляд, вещей потребовалось немного, но стоимость некоторых из них высока. Одна витрина обошлась более чем в 2000 рублей. Очень дорогое все из нержавейки – только за мойку отдала около 400 рублей. Словом, чтоб открыть такой магазинчик, нужно на первом этапе тысяч 10 белорусских рублей.
Для создания интерьера в помещении наша героиня обращалась к дизайнеру. Ольга высказала свои пожелания, а тот сделал проект в компьютере. Помещение «сладкого» магазина оформлено в бежево-коричневых тонах, тематика оформления, разумеется, связана с шоколадом.
– Плитку на полах и стенах менять не пришлось, – говорит Ольга. – До меня здесь находилась «Шаурмания» и все это было в приличном состоянии. Только сверху покрасила плитку краской, которая легко моется, это также требуется по санитарным нормам.
Работает Ольга пока одна. Как она шутит:
– Я и продавец, и кондитер, и уборщик, и директор, и бухгалтер, и грузчик в одном лице. Так что если грузчик запьет, то всю команду выведет из строя! (смеется). А если серьезно, пока справляюсь. Только если отойти куда надо по делам, то магазин приходится закрыть на время, это плохо, конечно. Иногда сын помогает – если кран потек или дверь надо утеплить, что-то подклеить. Но больше они с женой приходят сюда в качестве дегустаторов.
К слову, быть продавцом Ольге совсем несложно, так как раньше она работала в торговле. К тому же, говорит, ей легко общаться с людьми, практически к каждому она может найти подход.
Пока Ольга работала на дому, она была зарегистрирована плательщиком профдохода, для открытия магазина пришлось поменять статус на ип.
Новинки – дубайский шоколад и шоколадные раскраски
С открытием магазина ассортимент ее несколько расширился, да и объемы, разумеется, стали больше.
Основная продукция Ольги по-прежнему – шоколад. Мастерица делает его в плитках, в разных формах, собирает наборы, делает разные букеты.
– Ассортимент по шоколаду практически не изменился, только что на каждый праздник докупаю новые «тематические» формы, у меня их уже под 1000! – говорит шоколатье. – Например, к Новому году использовала формы с прошлых лет – шары, елочные игрушки, елочки, а вот символ года – Змею, пришлось докупить. Ко Дню влюбленных, к 23 февраля и прочим праздникам у меня много форм, что-то еще новое приобрету, буду «миксовать».
Еще Ольга делает моти. Это такой нежный японский десерт, внутри которого ягоды, затем сливочный мусс и сверху – клейкое рисовое тесто. Также в ассортименте появились трюфеля, зефирные букеты, карамель, финики в шоколаде, грибочки и орешки со сгущенкой «Вкус детства». Среди новинок – дубайский шоколад, который сейчас, по словам женщины, в тренде.
– Это такой большой шоколадный батончик с необычной хрустящей начинкой, состоящей из обжаренного теста катаифи, фисташковой пасты и кунжутной пасты тахини, – рассказывает мастерица. – Такой шоколад стоит дорого, так как себестоимость его очень высока, но он очень вкусный и идет лучше, чем моти. Делаю и «дубайские» финики – в них такая же начинка, а сверху шоколад.
Недавно Ольга начала делать шоколад с шокотрансферной печатью – на плитку наклеивается съедобный рисунок. Пока мастерица заказывает печать в кондитерском магазине, но в ближайшее время планирует приобрести свой пищевой принтер.
И последняя новинка – шоколадные раскраски, в которой тоже все съедобное. К шоколадной фигурке прилагается краска разных цветов тоже из шоколада (ее Ольга делает сама). Достаточно разогреть такой краситель пару минут и можно обычной кисточкой для рисования кисточкой разукрашивать шоколадную фигурку. Подсохло – готово к употреблению.
«Стала проводить мастер-классы для желающих научиться делать шоколад»
С открытием магазина Ольга стала проводить здесь мастер-классы для желающих научиться делать шоколад.
– Предлагаю мастер-классы для детей и взрослых, – рассказывает собеседница. – Обычно мы делаем фантазийную плитку. Если это дети, разливаю в пакетики готовый темперированный шоколад, они заливают его в форму и украшают ее орешками, цветочками, делают надписи. Пока шоколад стабилизируется, дети пьют сок, кушают пирожное, складывают красивые коробочки для своего изделия. Потом шоколад достали, положили его в коробочки, упаковали и забрали с собой домой. Если на мастер-класс приходят взрослые, процесс уже более сложный. Предлагаю подарочные сертификаты на мастер-классы.
Нечасто, но Ольга находит время на участие в ярмарках.
– В сентябре дважды предлагала свои изделия на сельхозярмарках у Дворца искусств, – рассказывает шоколатье. – В октябре – у «Вэстора», мероприятие было организовано торгово-промышленной палатой. Участие в них порадовало – люди активно покупали моти, дубайский шоколад. В декабре выезжала в Осиповичи, была разочарована – людей там было очень мало. Перед Новым годом была на ярмарке в Могилеве, которая проходила в торговом центре. В сравнении с прошлым годом продажи были хуже, но в целом неплохо. Проблема в том, что с моим товаром не постоишь на улице летом, когда жарко, а в холоде упаковка впитывает влагу и деформируется. То есть я могу предлагать продукцию только в помещениях.
Свой товар Ольга по-прежнему продвигает и на страничке в Инстаграм, принимает заказы онлайн-клиентов.
«Пока не удается выйти в плюс»
Пока наша героиня не может похвастать тем, что с открытием магазина ее доходы сильно выросли. Точнее оборот стал больше, но и расходы значительно выросли.
– Сейчас все заработанное еще уходит на выплату кредитов и рассрочек, на покупку материалов, – рассказывает Ольга. – Если раньше я покупала 10 килограммов шоколада в колетах и этого хватало на три месяца, то сейчас такое количество расходится за месяц. Осенью-зимой дела пошли живее, у шоколатье период активных продаж – с сентября по май, когда череда праздников – 1 сентября, День учителя, День матери, Новый год, 14 февраля, 23 февраля, затем 8 марта, Пасха, выпускные. С начала работы магазина самым успешным был период новогодних праздников. Но выходить в плюс пока не получается. По моим расчетам, нужно около двух лет, чтобы магазин стал приносить чистую прибыль.
Несмотря на то, что проблем хватает, наша героиня не отчаивается.
– Не все пока «в шоколаде», но мыслей зарыться нет, – говорит Ольга. – Все трудности я воспринимаю спокойно, так как мне это занятие в радость, я хочу двигаться вперед. Есть планы что-то менять, как-то иначе работать. Сейчас хочу больший акцент сделать на рекламе, так как многие до сих пор не знают о существовании в Бобруйске такого магазина. А в перспективе планирую поменять формат работы. Мечтаю открыть студию шоколадных подарков в центре города, где будет цех и где акцент сделаю на мастер-классах. Как таковой точки реализации там не будет, заказы буду принимать через интернет, а в студии люди смогут лишь забирать их. Кончено, какой-нибудь стенд с образцами поставлю там. Еще в мыслях – выйти со своей продукцией на кофейни. Также хочу отрыть «островки» в торговых центрах и цветочных магазинах, где большая проходимость людей. У меня в голове куча различных идей, не хватает только времени и финансов на их воплощение!
Сколько стоят изделия Ольги Барковской:
- Раскраска шоколадная – 28 руб.,
- Плитка «Дубайская» (250 грамм) – 60 руб.
- Мастер-класс для детей – 50 руб., для взрослых – 60 руб.
- Шоколадные букеты – 23 рубля (на 7 роз), 45 руб. (19 роз).
- Моти – по 6 руб. за штуку.
- Трюфеля – по 4 руб. за штуку.
- Орешки со сгущенкой «Вкус детства» – 80 коп. за 1 штуку.
- Кофе – 3, 5 руб.