«Это был период непланируемого хаоса»
– 2020-й был для нас крайне тяжелым и неоднозначным, – говорит Андрей Иванович. – Если начало года было весьма оптимистичным, то три месяца – апрель, май, июнь просто «выпали» из работы. Поскольку экспорт у нас составляет 90 процентов, и основным рынком сбыта являются страны Евросоюза, мы не могли реализовать свою продукцию: границы то открывались, то закрывались, это был период непланируемого хаоса. В это время мы смогли лишь нарастить объемы продукции на складах. Пришлось даже приостановить лесозаготовку и уменьшить объемы производства, чтобы оставить какие-то финансовые средства в обороте. В моей практике предприятие впервые столкнулось с таким. Было разное – и падение цены, и падение рынка, и «схлопывание», но вот так чтобы резко все остановилось – такого еще не было. Эта остановка, конечно, существенно повлияла на финансовый результат, но уже с июня наметился какой-то рост. Результат деятельности предприятия на ноябрь – 97 процентов к уровню прошлого года, с учетом декабря выйдем на 98,6 процентов.
– И как обстоят дела на предприятии сейчас?
– Те склады, которые мы нарастили за эти три месяца, позволили нам избежать катастрофы. Во-первых, это помогло сохранить работников. Уже с июля-августа мы начали успешно продавать свою продукцию, и сейчас предприятие работает довольно стабильно. Деньги частично возвращаются. К сожалению, три «выпавших» месяца, в первую очередь, сильно ударили по инвест-мероприятиям, запланированным на этот год, которые могли бы существенно оптимизировать структуру производства и так далее. Но, начав активную работу с июля, эти мероприятия мы уже частично выполнили. В частности, закупили сушильные камеры на 600 кубометров, планируем запустить их в работу с середины января.
«Ситуация с коронавирусом пошла даже на пользу»
– Какая ваша продукция сейчас самая востребованная?
– Мебель и фанера. Если раньше в структуре производства было 70 процентов фанеры, то сейчас – 60. Меня это радует, потому что уменьшается он за счет роста по другим производствам. Все больше прибыли нам начинает приносить мебель. Здесь, наоборот, ситуация с коронавирусом пошла даже на пользу: европейцы, не поехав в отпуска, начали более активно покупать мебель. Практически весь год мы работали с полной загрузкой. С учетом появления дополнительного сушильного оборудования будем наращивать производство мебели и в 2021-м. Соответственно, появятся новые рабочие места, возможно, это будет дополнительная смена.
– Осваиваете новые виды продукции?
– В этом году начали выпуск дров, продаем их в Германию и Австрию. Также начали выпускать топливные брикеты из образующейся после шлифования пыли, их поставляем в Германию. Что важно, эта продукция выпускается из отходов, которые раньше просто лежали и гнили. У нас не было возможности их перерабатывать, а сейчас мы купили оборудование и потихоньку наращиваем объемы. Это не только решило проблему с отходами, а еще и приносит валюту.
– С какими странами вы сейчас работаете наиболее активно? Что в них поставляете?
– На сегодняшний день отправляем продукцию в 37 стран. Буквально на прошлой неделе в этом списке появилась новая страна – Индонезия. Активно работаем с США, в декабре туда ушло порядка 17 контейнеров фанеры. Неплохо работаем по этому виду продукции и с Египтом. 100% мебели уезжает в Германию. Немцы любят мебель из массива, особым спросом пользуются наши детские и подростковые кровати, поставляем их туда порядка 10-15 видов.
Что в планах на 2021-й
– Какие у «ФанДОКа» планы на 2021 год?
– В планах – сделать энергоаудит на предприятии, попытаться «выжать» из работы наших энергетических узлов максимально все, в частности, задействовать дополнительную котельную на заводе ДСП. И, естественно, планируем ввести в эксплуатацию сам завод ДСП, который в том году простоял. Планируем его перепрофилирование в пеллетное производство. Уже сделали проект, провели тендер и выбрали поставщика оборудования. Ищем источник финансирования этого дела. Это тоже позволит решать проблему с отходами и уйти от реализации щепы. Мы сможем, наконец, получать какую-то прибыль от этого производства.
– А каково будущее фестиваля резчиков, который ежегодно проводился на базе «Вербки»?
– К сожалению, из-за пандемии в 2020 году фестиваль не состоялся. Хотя желающих принять в нем участие было много, даже из таких стран, как Чили, Латвия, Польша, Украина. Зато будет больше времени подготовиться к следующему! Наша база отдыха «Вербки» функционирует, там тоже сделали кое-какой ремонт: заменили домик, благоустроили гостиницу. Зимой на базе востребованы услуги бани, люди приезжают отдохнуть на лоне природы, нередко останавливаются рыбаки и охотники. Планируем в 2021 году вложить туда больше финансов для улучшения бытовых условий.
И во всех цехах на предприятии мы сделали ремонты. В бытовых помещениях цехов столярных и мебельных плит организована столовая. Закончен большой ремонт в «бытовках» фанерного завода, сейчас там устанавливается мебель. Серьезный объем работ проводится и в бытовых помещениях ремонтно-механического участка.
«В этом году порядка 70 человек наберем»
– В этот сложный период удалось сохранить работников?
– Эти три месяца люди трудились вполсилы. Мы постарались максимально перенести отпуска на этот период. Мебельная фабрика и фанерный завод работали стабильно, соответственно, и люди в них тоже. Только продукция временно шла на склад. В целом за год мы уменьшили численность работников на 80 человек. Это плановые показатели, то есть, они были заложены в бизнес-план еще в 2018 году. Это напрямую связано с остановкой завода ДСП и оптимизацией численности, в первую очередь, уменьшился управленческий состав. Сейчас на предприятии работают 1 200 человек. В этом году будем прирастать, думаю, порядка 70 человек наберем. Это операторы автоматических линий на мебельную фабрику и в цех мебельного щита, столяры-станочники высокого класса.
– Какая у вас сейчас заработная плата?
– В самый сложный период зарплата оставалась на уровне прошлого года. Но в целом в этом году мы «прирастали», за декабрь среднюю зарплату в 900 рублей обеспечим. По сравнению с другими предприятиями деревообработки мы находимся где-то в серединке, есть еще куда расти.
«На больничном около 10 процентов работников»
– Как влияет на работу коронавирус, много ли ваших работников болеет?
– В декабре на больничном было около 10 процентов работников, и это еще одна проблема. Где-то мы могли б нарастить производство, но уже имеем дефицит людей. Хотя сейчас уже нет такого роста заболеваемости, как было полтора-два месяца назад. Надеемся, что все это скоро пойдет на спад.
– Вы также переболели «ковидом»… Как предприятие обходилось без директора?
– Я был на больничном полтора месяца. Как ни странно, в мое отсутствие они сработали лучше, чем со мной (смеется)! Конечно, я был постоянно на связи, глобальные вопросы решали вместе. Но, надо отдать должное, администрация и в мое отсутствие работала хорошо.
– У вас на предприятии всегда доброй традицией были корпоративы. Как в этом году отметили Новый год?
– Из-за эпидситуации на этот раз решили не собираться вместе. Просто всем работникам дали к празднику по четыре базовых (108 руб. на тот момент – прим. ред.). Хочу поздравить с Новым 2021 годом весь наш коллектив! Всем здоровья, процветания, успехов и семейного благополучия.