Ранее мы писали, что в России московским поисковым отрядом «Дон» были найдены останки бобруйчанина Василия Евстратовича Шлыка, погибшего в 1941 году на территории Можайского района Московской области. И что поисковики ищут его родных в Бобруйске.
В редакцию пришло три письма от родственников красноармейца. Мы передали их координаты командиру поискового отряда «Дон» Ивану Гуляеву, а сами поговорили с ними.
«Хотелось бы поехать на могилу дяди, когда пандемия закончится»
Николай Зозуля – один из пяти родных племянников Василия Шлыка, проживающих в Бобруйске. Его мать – сестра Василия Евстратовича.
Николай Григорьевич рассказал, что у его бабушки и дедушки – родителей Василия Шлыка – было семеро детей: четыре сына и три дочери. В 1930-е семья уехала в Омск. А после войны вернулись в Бобруйск. Но несколько детей остались жить в Омске. Там же Василий женился, в 1940 году у него родился сын Владимир. А в 1941-м Василия призвали на фронт.
– Мои бабушка с дедушкой перед войной жили в Бобруйске на улице Береговой, 2-б, – рассказывает Николай Григорьевич. – В начале войны дом этот сгорел. И в период оккупации города они жили в чужом доме недалеко от роддома. Когда после освобождения вернулись его хозяева, бабушка с дедушкой поселились на Береговой, 32. Сначала это был просто немецкий дот, из которого они построили что-то наподобие землянки, а потом дом. Они так ничего и не узнали о судьбе своего сына Василия. В начале войны пропал без вести не только он, но и два его брата – Николай и Федор. Позже Николай нашелся в Волгограде, в 1966 году он приезжал в Бобруйск, а затем и с ним связь потерялась.
Моя бабушка, Шлык Анна Филипповна, отказывалась даже пенсию получать на погибших сыновей – считала, что они живы...
С сыном Василия, Владимиром, моим двоюродным братом, мы поддерживали отношения. Он окончил Суворовское училище, был офицером, на пенсию вышел в звании подполковника. У него две дочери, к сожалению, с ними связи не поддерживаем. Со второй женой Владимир жил в Черняховске. В 1996-м году я был у него в гостях, а в 1999-м он умер.
Николай Зозуля говорит, что новость о том, что были найдены останки его дяди, сильно его впечатлила.
– В 24 года погибнуть, жизнь только начиналась…, – с дрожью в голосе говорит Николай Григорьевич. – Останки дяди Василия покоятся в братской могиле в деревне Павлищево Можайского района. Хотелось бы туда поехать, когда эта пандемия закончится. Хочу взять там немного земли и привезти ее на кладбище в Бобруйск, где похоронены его родители. И какой-то памятничек рядом с ними поставить.
Немного предыстории
Останки красноармейца Василия Шлыка были найдены во время поисковой экспедиции у бывшего села Павлищево еще в 1993 году, он был похоронен там же в братской могиле. Сначала считали, что Василий родом из Омска.
Как сообщил «ВБ» командир поискового отряда «Дон» Иван Гуляев, при погибшем, кроме амуниции, был обнаружен бакелитовый медальон с бланком образца 1925 года.
– Информации о нем было крайне мало. Он указал адрес: г. Омск, военный городок, п/я №152, – говорит командир отряда. – Там мы и искали его родных в 1993 году, но не нашли. Как сейчас сообщили его родственники из Бобруйска, жена Василия Шлыка, Прасковья Ивановна Кульисенкова, уехала с его сыном в Калининград после войны. И только в этом году на портале «Память народа» появилась дополнительная информация о том, что он уроженец БССР, Бобруйска. Мы обратились в бобруйскую милицию, потом в архив Бобруйска, благодаря их помощи были сделаны обращения в прессу, после чего были найдены родственники.
Родным Василия Евстратовича поисковики отдадут на хранение его воинский медальон. А сами они спустя 79 лет смогут, наконец, приехать к нему на могилу в село Павлищево Можайского района Московской области.
История красноармейца Василия Шлыка
Василий Шлык родился в 1917 году в Бобруйске. Проходил службу в 113-м стрелковом полку 32-й Краснознаменной дальневосточной стрелковой дивизии, которая входила в Пятую армию Западного фронта. В октябре 1941 года дивизия была переброшена для защиты Можайского укрепрайона и Москвы на минском шоссе. Шесть дней дивизия вела бои на Бородинском поле с 40-м армейским корпусом вермахта, превосходящим ее по численному составу и технике. 18 октября немцы заняли Можайск и дорогу Можайск-Клементьево. Командующий армией отдал приказ отступить. Но приказ пришел с опозданием на сутки, из-за чего части дивизии попали в окружение. Командование дивизии приняло решение прорываться в районе села Павлищево и деревни Гавшино. Прорыв произошел 22 октября. Именно в этот день и погиб Василий Шлык. Для него, как и для многих его сослуживцев, это был первый и последний бой.