«Здравствуйте. Меня зовут Николай, мне 42 года. Три месяца назад я развелся с женой. Развод был непростым. В любом случае, жене я оставил квартиру. От этого брака есть 5-летняя дочь, которую я очень люблю. Но так как развод проходил морально тяжело, жена мне запрещает видеться с дочерью, настраивает ее против меня. Так как изредка, когда я всё-таки вижу дочь, она начинает говорить фразами, которые могла слышать только от бывшей жены. Пробовал ей сказать, что если она не даст мне видеться с дочерью, я перестану платить алименты, на что она сказала, что меня в любом случае заставят платить. Я не пью, других вредных привычек нет, у меня есть свое жилье, стабильная работа. Я хочу растить дочь, общаться с ней, гулять, хочу, чтобы она иногда оставалась ночевать у меня. Как донести это до бывшей жены? Как нормализовать с ней отношения, чтобы всё это перестало отражаться на ребенке?»
– Добрый день, Николай! К сожалению, тема разводов всегда нелегка. Развод входит в тройку самых тяжёлых стрессовых жизненных ситуаций, тем более, если речь идет о семьях с детьми. Я не знаю, на какой почве Вы приняли решение развестись с супругой, да это и не столь важно. В таких случаях всегда виноваты оба, как говорится, пятьдесят на пятьдесят. Вы с бывшей женой оба пострадавшие, оба в стрессе, но Вы люди взрослые и виновные в сложившейся ситуации. Совсем другое дело – ни в чем не повинная пятилетняя малышка, которая в данных обстоятельствах пострадала больше всех.
Дело в том, что самая главная базовая потребность ребенка в родительской семье – это чувство безопасности. Папа любит маму, заботится и защищает, мама спокойна и счастлива, радостно и легко общается с малышом, любит его безусловно, вне зависимости от поведения – вот основа для чувства безопасности ребенка. Если в этой картине что-то начинает распадаться, мир ребенка резко меняется. Он настораживается, сжимается изнутри. Не понимая, что происходит, часто по-детски пытается «исправить» ситуацию: или изо всех сил старается быть хорошим, или наоборот, начинает вести себя так, чтобы любыми способами отвлечь на себя внимание, или, в тяжелых случаях, начинает болеть. Все три варианта ненормальны, так как ведут к тяжелым последствиям психологического неблагополучия в будущем.
Когда дело движется к разводу, первое, что должно быть обеспечено – это чувство нерушимой безопасности для ребенка. Ему необходимо четко объяснить, что это папа и мама решили не жить вместе, но такая ситуация не имеет к нему никакого отношения. Для него ничего не поменяется. У него по-прежнему есть папа и мама, которые его очень любят и всегда будут рядом. Это хоть как-то может нивелировать внутренний ужас ребёнка, переживающего крах своего мира. Заметьте, Николай, это обсуждается до, а не после развода. Кроме того, есть еще масса важных элементов, которые влияют на будущее ребёнка и формируются исключительно в семье до определённого возраста. Если речь идёт о девочке, то отношения с отцом лягут в основу построения ею взаимоотношений с противоположным полом, когда она станет девушкой. А еще очень сильно повлияют на ее женскую самооценку, уверенность в себе, на умение доверять миру в целом.
Если папа относится к своей дочери, как к маленькой принцессе, обожает ее, заботится о ней, дарит ей подарки, а также свое время и внимание, говорит о том, какая она любимая, как он восхищается ей и как благодарен за то, что у него есть такая замечательная дочь, то по жизни эта девочка-девушка-женщина пойдет с такой базовой силой, что никогда никто не посмеет относиться к ней недостойно. Такие дочери защищены папиной любовью, как броней.
Если же после развода мама внушает девочке негативные характеристики отца, то это может привести к тому, что у девочки сформируется бессознательное недоверие к мужчинам и невозможность построить близкие отношения с кем бы то ни было. Ни в коем случае нельзя использовать своих детей для решения своих психологических проблем, втягивать их в свои манипуляции, делать орудием шантажа и мести. В данном случае на карту ставится уже не победа в войне родителей, а дальнейшее счастье и психологическое здоровье детей. К сожалению, под действием сильных эмоций многие взрослые не в состоянии думать о последствиях. Они действуют импульсивно, неосознанно, безответственно. Очень небольшое количество разводов проходят цивилизованно, когда партнеры стараются минимально ранить чувства друг друга.
И всё же. Есть определенные этапы выхода из отношений и переживания стресса. Основной принцип в данном процессе – постепенность. Три месяца – очень незначительный срок для затягивания такой раны. Исходя из действий Вашей жены, Николай, она чувствует сильный гнев и обиду на Вас. Ей больно. В ответ она старается сделать больно Вам. Дайте ей время. Женщине нужно спокойно выйти из этих отношений, не подбрасывайте дрова в этот эмоциональный костер. Постарайтесь поговорить с бывшей женой (а лучше напишите ей письмо) не о дочери, а о том, как Вам жаль, что всё так закончилось. Попросите у нее по-мужски прощение за то, что не смогли сделать ее счастливой. Сейчас любые выяснения и предъявление прав и претензий ни к чему не приведут, кроме ухудшения ситуации и нагнетания негатива. Прекратите борьбу. Объявите перемирие. Чем меньше Вы будете общаться на этом этапе с бывшей женой, тем быстрее дадите ей возможность успокоиться и разобраться в себе. В идеале лучше вообще прекратить какое-либо общение: не звонить, не писать, не видеться. Со временем, когда эмоции улягутся, Вы сможете спокойно решать любые вопросы, как взрослые ответственные родители общего ребёнка. Вы оба уже и так сильно навредили своей девочке, не стоит усугублять обстоятельства никому не нужной войной. Дайте своей бывшей супруге хотя бы ещё три-четыре месяца покоя и жизни без Вашего присутствия. Только потом можно будет приступать к обсуждению сложных вопросов.
Надеюсь, мужской рационализм возьмет верх над эмоциями, и Ваша ситуация разрешится миром с максимальной пользой для дочери.