Путь на паркет
Ксения и Слава признаются, что они в своем роде «первопроходцы»: все родственники у них не танцующие, да и бизнесменов среди них нет. Оба тренера родились и по сей день живут в Минске. Слава начал свою карьеру танцора в 8-9 лет, Ксения пришла на паркет в 5 лет.
Ребята делятся своими воспоминаниями: Славе больше всего запомнились интенсивные тренировки и присутствие отца на соревнованиях, а Ксении – первая золотая медаль и первый и единственный партнер, Василий, с которым до сих пор поддерживают связь. На вопрос, какой танец любимый, отвечают одновременно, но по-разному: Слава любит самбу, а сердце Ксении отдано лиричной румбе. Ксения предполагает, что это связано с характером и темпераментом: она любит «про любовь», романтику, а Слава обожает движ. Задаем «контрольный вопрос» еще одному тренеру студии, Владу – его фаворит пасодобль. Так что, каждый может найти танец по себе, улыбаются танцоры.
Спортивно-бальные танцы в Бобруйске: UNISON
И Ксения, и Слава отучились по хореографической специальности, получили и высшее образование: он – тренер бального танца, она – филолог. Работали только тренерами. Сначала в коммерческой школе, потом, «оперившись» – в своей собственной. Первая школа в Минске была открыта около 11 лет назад на собственные деньги, без кредитов и помощи родителей. Набирали только взрослых. Конкуренция за клиентов уже тогда была ощутимой: порядка трех десятков только узкоспециализированных студий по городу. Но благодаря упорству и вере в победу, поддержке близких и «сарафанному радио» дело пошло.
Чего стоит школу «построить»
Сегодня «Унисон» – это три школы: в Минске, Осиповичах и Бобруйске. Именно в Бобруйске хореографы начали работать с детьми. Ксения вспоминает первое занятие и признается, что было очень волнительно работать с малышами, но, увидев 8 пар любопытных глаз и детские улыбки, «поняла, что сработаемся, и все получится».
На вопрос, почему Бобруйск и Осиповичи, где школы открылись в 2015 и 2018 году, соответственно, Ксения и Слава признаются, что хотелось доказать, что найти таланты можно не только в столице и областных центрах, и как-то все совпало и указало на эти города.
Что касается Бобруйска, чтобы открыть студию, пришлось продать машину и пересесть на поезда и маршрутки. Еще долго искали помещение, пересмотрели много вариантов, в конечном итоге, остановились на нынешнем: зал должен быть просторным и теплым. Оборудования особого нет: зеркала и большие музыкальные колонки. Пока ребята только вкладывают средства в любимое дело и не ждут дивидендов в обозримом будущем.
График у тренеров чрезвычайно насыщенный: на три школы – три человека, занятия групповые и индивидуальные. Групповые обычно два раза в неделю, перед соревнованиями бывает чаще. День получается ненормированным, так как все зависит от графика занятий, на сон иногда почти не остается времени. Ксения и Слава не делят обязанности: все делают наравне. Хотя, улыбается Слава, генератор всех идей он, а Ксюша – сердце и душа проекта.
Немало внимания хореографы уделяют самообразованию: посещают тематические лекции, семинары, сборы. Педагогические приемы и методики тоже приходится совершенствовать, для того, чтобы добиться максимального успеха, надо подстроиться под каждую группу.
Раскрывать все секреты бизнеса не стали, признались лишь, что при необходимости привлекают со стороны профессионалов: например, для продвижения и рекламы. А вообще, в унисон заявляют ребята, секрет их успеха – в сплоченности команды, они одна семья. Кстати, с третьим тренером, Владом, ребята знакомы с его 8 лет. Сейчас Влад тренирует воспитанников в Бобруйске и Осиповичах, возит участников студии на турниры. Кстати, в свое время все трое стояли в судействе на соревнованиях. На вопрос, как судьям удается одновременно следить за всеми парами, Ксения пожимает плечами, мол, у опытных судей «глаз наметан», и проблем не возникает.
О танцорах и танце
Максимальный размер группы обычно до 20 человек, детские стараются делать небольшими. Возраст участников – от 4 лет до бесконечности. На сегодня самому возрастному клиенту «ну очень за 50», и у него получается все прекрасно.
Особенных физических данных, скажем, растяжки не требуется. Спорт этот не травматичный, если соблюдать технику безопасности: сложные поддержки выполняют лишь взрослые, и даже есть особые правила безопасного маневрирования на паркете для пар. Насчет состояния здоровья все решается индивидуально, пожалуй, противопоказанием могут стать только серьезные проблемы с сердцем и опорно-двигательной системой.
Среди многочисленных воспитанников есть люди с проблемами со здоровьем, что не мешает им быть успешными танцорами. Есть зрелые мужчины, есть иностранцы. Вообще, по мнению Ксении и Славы, самое главное – мотивация самого человека, а в случае с детьми – еще поддержка и внимание со стороны родителей. Немаловажное значение имеет дисциплина в группе.
К ним на занятия приходят разными путями: родители приводят малышей, кто-то приводит одноклассника в качестве партнера на пробу, приходят сами в погоне за мечтой (и взрослые, и 12-летние мальчишки), и даже, провожая маму на тренировку, приходят и остаются.
Многие показывают результат и отправляются на соревнования почти сразу: одна «звездочка», хвастаются ребята, заблистала уже после четвертого занятия: отправилась на соревнования и взяла первое место – и таких примеров немало. В этом году было четыре успешных дебюта. За год, например, был набран первый спортивный класс малышей, более 10 человек, что, в принципе – редкость.
Конечно, мальчиков меньше. Вячеслав отмечает, что в Минске отцы в этом плане толерантнее и гибче, бобруйские папы все-таки предпочитают отдавать сыновей на бокс и карате. Хотя лично он с этой позицией не согласен, и приводит в пример успешные медиаперсоны, начинавшие именно со спортивно-бальных танцев: Дмитрий Хрусталев, Иван Дорн и половина КВНа. Ксения тоже считает, что их направление дает отличную подготовку как в физическом плане, так и в смысле психологической устойчивости. Уходят из спортивно-бальных танцев редко, и, частенько, попробовав что-то другое, возвращаются.
Воспитанники школы активно участвуют в соревнованиях на территории республики, постоянно привозят награды. Осенью в копилке школы было уже около 600 медалей. Участие в турнирах платное – в среднем около 20 рублей. Следующая ступень, к которой готовится школа – международные соревнования.
К слову, мастерство танцоров обозначается уровнями, всего их восемь. Есть и перечень требований для участия в соревнованиях, а также перечень критериев оценки на турнирах, но из основного – это музыкальность, линии ног и рук, и определенные технические аспекты для каждого возраста и уровня пары.
Выступают обычно парой, но бывают ситуации, когда и мальчики и девочки выступают соло. Найти пару иногда сложно, но возможно, все зависит от желания и мотивации ребенка и родителей.
Стоимость костюма зависит от уровня, обычно это монохромные закрытые платья и специальные туфли для девочек и строгий костюм для мальчиков. Стоимость нового комплекта для девочки – около 140 рублей, но есть масса вариантов сэкономить, например, купить гораздо дешевле у старших товарищей, так как дети быстро растут. У взрослых танцоров на соревнованиях частенько платья усыпаны камнями, например, кристаллами Сваровски, стоимость наряда порой достигает 200-300 евро, но оцениваются всегда исключительно исполнительские качества танцора. У мальчика в начинающих группах костюм – это белая рубашка, галстук, брюки и танцевальные туфли. Цена комплекта от 85 до 185 рублей. Мужские костюмы в последнее время часто шьют сами родители.
Настоящее и будущее
Ребят неоднократно приглашали уехать за границу, в том числе в США. Но оставить свое детище на полпути Вячеслав и Ксения не готовы.
– Для нас пример – мы сами. Мы твердо знаем, к чему стремимся и кем хотим быть. Это отличный мотиватор.
По словам Кленицких, они ни разу не пожалели ни о чем за эти годы, и энтузиазм не угасает.
– Самое приятное в работе – это ребенок, который бежит к тебе с медалью в руке и кричит, что он сегодня – первый. Очень приятно слышать «Бобруйск», когда объявляют результаты, – откровенничает Ксения.
А Вячеслав добавляет, что, когда впервые выступали его воспитанники, сердце колотилось, и вся спина была мокрая от волнения.
Расстраивают, разве что, недомогания воспитанников, потому что пропуски тренировок тормозят процесс. Иногда, крайне редко, случаются недопонимания с родителями ребят, но в целом атмосфера в студии творческая и демократичная.
Набор в школе идет круглый год, хотя обычно приходят в сентябре или марте. Занятия сегодня стоят 50 рублей в месяц. В школе предусмотрены скидки для членов одной семьи, например, если занимаются мама и ребенок или двое ребят.
В успешном будущем своих юных воспитанников, которые решат связать свою жизнь с танцем, здесь тоже уверены. По словам тренеров, опытному танцору можно выступать, а можно преподавать самому. Если поставить перед собой цель, то перед танцором открывается немало путей и вариантов развития.
Через 10 лет Ксения видит свою школу в Бобруйске «мощной, сильной, качественной, с многочисленными победами международного уровня». Как наяву, представляет просторные залы, сияющий паркет, окна «в пол» и непременно – с красными шторами. Кубки, медали, дипломы. И, самое главное – дети с сияющими от счастья глазами. Тренер поясняет, что это не пустые амбиции - «задел» отличный: в Бобруйске есть пары всех возрастов, и все они чемпионы, так что все реально.
– Растут дети, растет школа. Все это изо дня в день живет, развивается, «дышит». Мы стараемся становиться лучше и лучше, планируем расширение, – говорит Вячеслав.
А Ксения добавляет: «Будущее у нас – только ярче, лучше и громче, чем сейчас!»
ИП Кленицкая К.О.
УНП 192596425