Мама хотела химика, дочка стала швеей
После окончания 9 класса Лена наотрез отказалась идти в 10 класс. Мама настаивала, чтобы дочь пошла в химтехникум – по окончанию на работу проще устроиться. Но документы в техникум у девушки из-за проблем со здоровьем не приняли. Тогда на семейном совете решили, что Лена пойдет в лесотехникум. Но девушка «перебросила» документы в технологический колледж, который привлек ее перспективой различных мероприятий и конкурсов, а только потом о своем решении сообщила маме.
– Первая реакция мамы была: «Лена, что ты сделала?», а потом она подумала и сказала: все что ни делается – все к лучшему.
В 1990-е, чтобы оплатить учебу старшей дочери в институте, мама Лены, по специальности инженер-технолог, шила детские шубки из меха, а пятиклассница Лена с сестрой ей помогали. Изделия продавали в России, Польше.
По словам Лены, на первом курсе она «просто растворялась в практике»: после теоретических занятий спешила хотя бы 2-3 часа попрактиковаться, сшить что-то для себя.
– Я всегда хотела красиво одеваться, чтобы креативно, интересненько, не так, как у всех, – признается Елена.
В колледже девушка училась в лицейской группе, все специальные дисциплины шли «на отлично». На втором курсе на студенческой конференции Лена вместе с одногруппницами представила коллекцию моделей из старых джинсов. Коллекция заняла первое место. Вторую учебную коллекцию – вечернюю и расшитую бисером – Лена, при спонсорской поддержке ее родителей, делала с подружкой, и она тоже была отмечена дипломом первой степени. Потом была еще одна коллекция, по мотивам сериала «Клон», которая заняла второе место.
В 2001 году героиня за пошив детского платья и участие в новогодних сказках в роли Снегурочки заработала свои первые деньги. На них Елена купила мобильный телефон. Вспоминает, что это был «самсунг с полифонией», и такого не было даже у старшей сестры.
Позже была практика на «Славянке». Именно на практике Лена поняла, что не хочет шить повседневную одежду. Она хотела творчества и красок.
От работы по найму «на износ» до своего дела
В 2005 году Лена начала работать в свадебном салоне.
– Поначалу работали в павильоне на рынке: ажиотаж был такой, что приходилось удерживать прилавок, чтобы клиенты не снесли, – вспоминает Лена.
Запомнился девушке и такой случай: невеста была в положении, очень поправилась. Рыдают и она, и мама – платье нужно менять. Мастеру удалось прямо на рынке с помощью старых перчаток и кружева ситуацию исправить. Клиенты были счастливы.
Лена говорит, что порой было трудно, спала по 2-3 часа, после работы в салоне с 9 до 16 часов тащила домой десятикилограммовые сумки с платьями, работала по ночам. А зарплата была маленькой. Девушка решила, что так работать нельзя. Она поняла, что эффективнее работать в магазине, если оборудовать там место, с этой идей обратилась к хозяйкам, и после этого на дом работу не брала. Так Лена работала до 2015 года, потом забеременела, ушла в декрет, а после него на прежнее место работы уже не вернулась.
Еще работая в салоне, Елена открыла ИП. Первое время после декретного отпуска выполняла заказы как индивидуальный предприниматель. Затем ИП закрыла и стала работать как физическое лицо.
Молоденькие невесты ценят пышность, женщины постарше – классику
– В среднем свадебное платье стоит около 500 долларов (а диапазон 200-1000 у.е.), из этой суммы примерно половина – стоимость ткани. Если шелк – цена работы возрастает. Первая примерка – для швеи. На второй вырисовывается силуэт, на третьей – детали и отделка. Обычно требуется 6-7 примерок. Чаще всего перед свадьбой невеста худеет на 3-4 килограмма, приходится платье подгонять, – рассказывает Елена.
Часто невесты приходят со своими идеями, но мастер в процессе создания платья учитывает тип ее фигуры и особенности внешности.
Иногда Елена отказывает, если невеста хочет обычное платье, которое можно найти в свадебном салоне, т.к. любит шить оригинальные и эксклюзивные наряды.
Предпочтения женщин зависят от возраста – чем моложе невеста, тем пышнее платье, рассказывает Елена, а невесты постарше предпочитают классику.
– Однажды невеста просила очень пышную юбку, такую, чтобы она не могла развернуться на девяти квадратных метрах, и шлейф, как у принцессы, – улыбается модельер.
Лена отмечает, что часто невесты приходят на примерки с мамами, женихами, отцами и свекровями, которые активно участвуют в выборе фасона. Ткани выбирают с помощью Елены. Заказывают, в основном, в российских интернет-магазинах.
Она вкладывает в бизнес, муж зарабатывает на семью
В среднем в месяц Елена шьет пять свадебных платьев. Еще она шьет вечерние платья, платья для мам невест и подружек, но предпочитает работать со свадебными нарядами. Есть и такие клиентки, которые сразу из магазина едут к мастеру перешивать приобретенный наряд. Себе Лена вещи обычно покупает, хотя иногда что-то корректирует. Редко, из-за нехватки времени, шьет и близким.
День у Лены плотно расписан: пока трехлетний сынишка Глеб в детском саду, она работает, вечер обычно посвящен семье. Но в сезон бывает так много работы, что она не успевает даже готовить, и тогда на помощь приходят бабушки, которые забирают мальчика.
Признается, что сначала такой график был тяжеловат, но потом привыкла. С мужем они планируют завести еще детей, чтобы сын не вырос эгоистом.
Обычно после «горячего» сезона (август-сентябрь и после постов) Елена около 60 процентов заработка откладывает на развитие бизнеса. Нужды семьи обеспечивает муж, который работает водителем-экспедитором. Помогают и подталкивают двигаться вперед мама и родители супруга.
Пока из оборудования у мастерицы лишь самое необходимое: профессиональная гладильная доска с парогенератором и утюгом, которую купили около пяти лет назад за 1200 долларов, и старенькая швейная машинка, которую подарил ей отец.
Находит Елена время и для учебы: посещает международные выставки в России, Польше, изучает модные тенденции в свадебной индустрии. Многому учится сама, например, технологиям обработки ткани. Часто сама вышивает и расшивает бисером элементы декора.
О сложностях в работе и собственной свадьбе
Невесты – сложные клиенты, часто не желают прислушиваться к советам. Помимо бобруйских невест есть клиентки из Санкт-Петербурга, Минска, Гродно, и это обычно, бывшие бобруйчанки. Для таких клиенток Елена выделяет выходные.
Самый загруженный обычно «бархатный» сезон: август, сентябрь, а еще – первые выходные после поста. Обычно платье заказывают за 4-5 месяцев, но бывает, что и за месяц до торжества. Например, на сегодняшний день в работе 12 заказов для свадеб вплоть до октября.
Сама Лена на своей свадьбе «хотела оторваться, потанцевать», но близкие видели ее в классическом длинном платье. Пришлось ей пойти на хитрость – коллеги сшили копию купленного платья с отстегивающейся юбкой. Во время танца супруг эффектно сдернул юбку, слегка шокировав присутствующих родственников. Но даже в мини невеста ухитрилась порвать платье каблуком – так что свадьба удалась, смеется девушка. А шить самой себе свадебное платье – плохая примета, предостерегает наша героиня.
Об успехе
На вопрос, как стать успешной, Елена советует переступать через сомнения и быть уверенной в себе. Важно также поддерживать широкий круг общения. А главный секрет, по словам Елены, – это ловить кайф от своей работы. Она признается, что даже засыпая, мысленно шьет какой-нибудь корсет или юбку.
Через 5-10 лет Елена видит себя владелицей светлого и просторного ателье или студии, планирует нанять пару швей. Она считает, что женщина наравне с мужчиной может заниматься бизнесом.