Ежегодно, в третье воскресенье августа, в Республике Беларусь отмечается День Военно-воздушных сил. Сегодня, 17 августа, на аэродроме в бобруйском Авиагородке намечается большой праздник (подробнее его афишу смотрите здесь).
А накануне мы побывали в инженерно-аэродромном полку и побеседовали с его командиром Александром Талерчиком.
Командир с гордостью говорит об исключительности своей части. Особенность инженерно-аэродромного полка в том, что он осуществляет строительство, реконструкцию и поддержание в эксплуатационной готовности аэродромной сети Республики Беларусь, аэродромных участков дороги, вертолетных площадок и навесов для техники.
Полк работает на территории всей Республики Беларусь, например, в мае-июне текущего года в рамках подготовки к воздушному параду ко Дню Независимости служащие инженерно-аэродромного полка заменили порядка 600 плит на аэродроме в Мачулищах.
В следующем, 2020 году, 83-й инженерно-аэродромный полк празднует свое 80-летие. Как отмечает командир, пока еще рано об этом говорить, но планов к юбилейной дате множество. Например, демонстрационные полеты с элементами высшего пилотажа, а в апреле будущего года возможно открытие музея авиационной техники на территории дислокации полка.
Работы по созданию такого музея здесь, кстати, уже идут полным ходом: свои места заняли два первых экспоната – СУ-25 и МИГ-29, помимо них планируется дополнить экспозицию четырьмя единицами аэродромной техники и парой боевых машин на гусеничном ходу. Территорию будущего музея в настоящий момент обносят забором, вход для горожан туда будет свободный. Идея музея родилась пару лет назад и, наконец, претворяется в жизнь благодаря помощи со стороны администрации города во главе с мэром Александром Студневым, подчеркивают в полку. Первые самолеты, вызвавшие немалый интерес у местных жителей по пути к месту экспозиции, прибыли с Лидского и Барановичского аэродромов. Это реальные боевые машины, которые миновала участь быть утилизированными. Силами служащих инженерно-аэродромного полка они будут приведены в порядок и еще долгие годы будут нести свою службу на земле.
На наш вопрос, может ли в будущем в Бобруйске появиться гражданский аэродром, Александр Талерчик отвечает по-военному четко: передача подобных объектов в подчинение иных ведомств осуществляется лишь по распоряжению Президента Республики Беларусь. А в настоящий момент полк выполняет те задачи, которые на него возложены, в полном объеме.
Фотоэкскурсия по музею боевой славы инженерно-аэродромного полка:
К слову, значительное количество экспонатов из истории полка уже сегодня можно увидеть в местной комнате боевой славы.
Заместитель командира по идеологической работе, подполковник Денис Маркачев любезно согласился провести для нас импровизированную экскурсию по музею полка.
Небольшой музей содержит фотографии, фотокопии документов, сведения о военнослужащих, удостоенных государственных наград, переписку с различными ведомствами, в том числе архивные материалы о первом командире Василии Мочалине, знамя полка.
Центром экспозиции является красочный макет, иллюстрирующий этапы создания взлетно-посадочной полосы, аэродром времен Великой Отечественной войны и посадку самолетов на АУД.
Денис Александрович пояснил назначение одного из загадочных для непосвященных объектов макета, двухмерной белой буквы «Т». Оказывается, на начальном этапе войны радиосвязь отсутствовала, и в этом качестве использовалось специальное Т-образное полотнище, видное с воздуха: если «Т» было разорвано – посадка запрещена, если «смотрит влево» – нарушена левая стойка шасси и др.
Экспозиция музея постоянно пополняется, и останавливаться на достигнутом здесь не намерены.