«Вечерка» запускает новый проект: «Районы Бобруйска». Расскажем, какой район чем знаменит, откуда пошло его название, какие достопримечательности в нем расположены. А также о том, удобно ли здесь жить простым людям и что сами местные жители думают о своих местах проживания.
Начинаем с Авиагородка, который только что, в минувшую субботу, отметил свой «профессиональный» праздник – День ВВС.
История: вначале был аэродром…
Первые сведения о бобруйском аэродроме датированы 1918 годом: здесь размещалась авиация 1-го Польского корпуса. Хотя старожилы Авиагородка считают, что аэродром существовал уже в 1914-1915 годах.
В начале Великой Отечественной войны на аэродроме Бобруйска базировались самолеты управления 13-й бомбардировочной авиадивизии генерал-майора Ф.П. Полынина, 24-го Краснознаменного скоростного бомбардировочного авиационного полка подполковника П.И. Мельникова, 97-го ближнего бомбардировочного авиационного полка майора Е.Л. Иванцова.
С 1946 года здесь «прописались» полки 22-й гвардейской тяжелобомбардировочной авиационной дивизии. Например, из польского местечка Кросно перелетел 200-й гвардейский Брестский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк этой дивизии, который находился у нас вплоть до развала советского государства.
Одновременно с приходом в Бобруйск тяжелой авиации Авиагородок обнесли бетонным забором – он стал охраняемым объектом, куда попасть можно было только через КПП. Да и жили в «городке» в основном семьи летчиков и технического персонала аэродрома. А на аэродромном поле стояли ТУ-4, ТУ-16, ТУ-22 – стратегические бомбардировщики, способные нести ядерные заряды, олицетворяющие прогресс военной машины СССР.
Бетонная стена простояла до февраля 2012 года, а затем была демонтирована. Самолеты были вывезены и того раньше, в 1993-м.
Современность: все памятью живет
Сегодня Авиагородок – один из «спальных» районов города. Пройдемся по нему и посмотрим, чем он живет.
На часах полдень. Корреспонденты «ВБ» выходят из автобуса №6 на остановке «Улица Парковая». Это официальное название остановки, хотя до сих пор местные жители просят водителей маршруток остановиться на «второй проходной» – это название осталось еще с времен, когда городок был военным и попасть на его территорию можно было только по специальным пропускам. К слову, «чужим» достаточно сложно было получить такое разрешение.
О военном прошлом района напоминает все тот же бетонный забор и КПП, отделяющие жилой массив Авиагородка от аэродрома. Сегодня за ними расположен 83-й отдельный инженерно-аэродромный полк.
Памятник самолету-бомбардировщику СУ-24.
Улица Ковзана – главный «проспект» Авиагородка. Названа в честь советского летчика-истребителя Бориса Ковзана, Героя Советского Союза. Он родился в Ростовской области, но восемь классов окончил в Бобруйске. Ковзан – единственный летчик в СССР, который в боях совершил четыре воздушных тарана. Об этом рассказывает памятный знак в честь героя.
Отдельно стоит сказать про памятники. Все они на армейскую тематику: есть еще памятный знак в честь воинов-авиаторов «Они взлетали, чтобы победить», обелиск советским воинам-освободителям, памятник самолету-бомбардировщику СУ-24, который установлен в 2016 году.
Последний, к слову, активно посещается народом, о чем свидетельствуют разбросанные рядом чипсы и обертки от мороженого. А еще – надписи на монументе, в которых авторы сообщают миру, что умеют танцевать, не стесняясь, признаются в самых разных чувствах или просто свидетельствуют сам факт своего присутствия: «Тут были такие-то».
Инфраструктура
Войдя в бывшие ворота экс-военгородка, сразу попадаешь на микрорынок, где можно купить сезонные продукты. Это единственное место уличной торговли. Но закупиться можно и в «Евроопте» на ул. Ванцетти. Магазин открылся летом 2011 года.
– Продавцы как-то рассказывали, что товарооборот у них здесь очень хороший, ведь сюда за продуктами едут с Форштадта, Туголицы, Скрипочки, Вишневки и Брожи, – просвещает нас старожил района Вероника Кучукова.
Свою хлебобулочную и кондитерскую продукцию предлагает местным жителям фирменный магазин предприятия «Домочай» на ул. Ковзана.
Рядом – магазин бытовой химии «Остров чистоты». По словам местных жителей, до этого здесь еще был магазин «Хозяюшка», но «не выдержал конкуренции и закрылся».
Есть и другие небольшие магазины.
На той же улице Ковзана находим кафе с символичным названием «Авиатор». В нем есть даже музей экспонатов и фотографий, рассказывающих о богатой авиационной истории Бобруйска. Раньше, говорят местные, напротив работало еще одно кафе – «Арома», но оно закрылось.
Далее по Ковзана – автосервис, почта №17.
На улице Парковой – две аптеки и отделение «Беларусбанка».
В Авиагородке даже кафе по теме – «Авиатор»
Есть в Авиагородке два детских сада и две школы: №12 и гимназия-колледж искусств. До середины июня на ул. Сакко функционировала базовая школа №7, но она в связи с оптимизацией была закрыта.
Между девятиэтажек не так давно построена современная комплексная спортивная площадка.
Обслуживает жителей района поликлиника №5, которая находится на ул. Кирова. Однако, по словам многих «авиагородчан», они были бы рады, если бы их перевели в поликлинику №1. Говорят, если нужно обратиться к «узким» специалистам – лору, окулисту, травматологу, – то ехать все равно в «город».
Жилье
В архитектурном плане Авиагородок очень разношерстный: он вмещает в себя и трехэтажную старую застройку, и «хрущевки»-пятиэтажки, и девятиэтажные дома новой планировки. Неблагоустроенных домов нет. Достраивается трехэтажный кирпичный дом на Ковзана, 5/67. Правда, местами современные девятиэтажки соседствуют с полуразрушенными кирпичными домами, где еще остались старые обои на стенах.
Всего на территории Авиагородка 53 многоквартирных дома, рассказали в местном ЖЭУ №4.
Территорию района убирают восемь рабочих комплексной уборки.
Транспорт
До Авиагородка можно добраться пятью маршрутками: №№6, 43, 50, 51, 70, а также четырьмя автобусами: №№2, 6, 8-а, 13. А можно и прогуляться пешком: за 10-20 минут в зависимости от скорости ходьбы можно дойти сюда от центрального рынка.
Отсутствие проблем с транспортом подтверждает старожил района Вероника Кучукова. Женщина говорит, что еще три года назад она рассказала бы о недочетах транспортного сообщения, но сегодня ее «все устраивает».
– До сих пор благодарны человеку из горисполкома (забыла его фамилию), который внял просьбе жителей Авиагородка и сделал три года назад остановку на Ванцетти, – говорит Вероника Леонидовна. – И бобруйскому автобусному парку спасибо, что тринадцатый маршрут продлили до железнодорожной станции.
Люди
Белье сушится прямо над дорожками во дворах – в Авиагородке своя атмосфера.
По наблюдениям автора, люди в Авиагородке чуть более открытые и расслабленные, чем в других районах города. Видимо, сама атмосфера к этому располагает: насыщенная зелень, малоэтажные дома из красного кирпича с цветочными вазонами, в которых растут петуньи и герань, клумбы, оформленные своими руками, белье, которое сохнет на улице.
Бросается в глаза и большое количество детей: кто-то гоняет мяч, кто-то «сидит» в смартфоне, кто-то делает прически. На одной из дворовых скамеек 11-летней Саше плели цветные косы с канекалоном (искусственное волокно, похожее на натуральные волосы, бывает разных цветов). По словам девочки, красоту ей наводили перед поездкой в Москву, где хотелось быть необычной и яркой.
11-летней жительнице Авиагородка Саше «наводят марафет» перед поездкой в Москву.
Не ошибусь, если скажу, что у большинства жителей района армейское прошлое: кто сам служил, а кто был семьей военного.
76-летний Виктор Манушкин, майор в отставке, рассказывает: служил на Дальнем Востоке, затем отправили учиться на командира корабля в Зябровку Гомельской области, а после обучения в 1970 году был направлен в Бобруйск.
– В 1971 году в Бобруйск приехала комиссия из Москвы, и из двух полков, которые здесь в то время служили, 111-го Берлинского и 200-го тяжелого бомбардировочного, меня отобрали кандидатом в отряд космонавтов, – вспоминает Виктор Иванович. – Отправили в Москву, в центральный научно-исследовательский авиационный госпиталь, проходить комиссию. Положили в закрытую палату, с экипажем космического корабля «Союз-11». Находился там около двух недель. В отряд космонавтов не прошел. А по возвращении в Бобруйск узнал, что «Союз-11» разгерметизировался при посадке, и весь экипаж погиб.
Майор ВВС в отставке 76-летний Виктор Манушкин – житель Авиагородка.
После Виктор Иванович служил в Караганде, Чехословакии, а в 1987 году снова вернулся в Бобруйск. Через год уволился и остался жить в Авиагородке. Здесь у него уже была квартира, с супругой воспитывали двух сыновей.
Не представляет свою жизнь вне городка и Вероника Кучукова. Женщина живет в «летном» доме на Ковзана, 55 уже около 30 лет, до этого жила на улице Минской.
– Раньше домов здесь, в городке, было мало, и проживали в основном пенсионеры, а летчики на съемных квартирах жили по городу, – рассказывает она. – Приехал главнокомандующий округа, и летчики ему пожаловались: по тревоге надо быстро явиться, а как, если живут в городе? Главнокомандующий сказал: отдать весь 55-й дом молодому летному составу. Так мы с мужем и переехали.
А в 1990-х, вспоминает Вероника Леонидовна, всех летчиков вывезли в Энгельс, а здесь остались семьи, и они быстро сдавали, продавали или даже бросали квартиры.
– 15 лет назад «двушку» можно было купить за пять тысяч долларов, но жить здесь никто не хотел.
Кстати, и сейчас квартиру в Авиагородке можно купить на 2-5 тысяч долларов дешевле, чем в целом по городу.
Мнения
По словам Вероники Кучуковой, раньше нежелание жить в Авиагородке имело объективные причины, но теперь все изменилось.
Вероника Кучукова, жительница Авиагородка.
– После распада Союза, с 1991 года, начались проблемы с топливом для местной котельной. Горячую воду давали с 6 до 8 вечера, все сидели в холодных квартирах. Люди начали возмущаться, собирали подписи. После этого приехали люди в черных костюмах и привезли газовое оборудование. Теперь к нам и теплотрассу ведут через железную дорогу.
Местная жительница рада, что убрали забор возле Авиагородка:
– Раньше в заборе была дырка, через которую все ходили, но вот с коляской нельзя было пройти...
С другой стороны, говорит Вероника Леонидовна, «когда был забор, было очень удобно воспитывать детей»:
– Уже с полутора лет они гуляли одни во дворе, а мы только на них в окно поглядывали.
Виктор Манушкин, майор в отставке, своим районом доволен:
– Сначала Авиагородок был закрыт, но со временем стало лучше: свободный доступ, больше магазинов, молодежи, – рассказывает Виктор Иванович. – На вопрос «Вы где живете?» отвечаю «Авиагородок» – и больше никаких вопросов. Единственный минус для меня сегодня, что закрыли Дом офицеров.
Алина Римашевская с мужем и двумя детьми переехала в Авиагородок с ул. Рокоссовского.
Алина Римашевская с мужем и двумя маленькими детьми переехала в Авиагородок недавно. Раньше молодая семья жила на Рокоссовского.
– Есть детские площадки, транспорт ходит хорошо, – Алина перечисляет плюсы жизни в Авиагородке, – а если есть автомобиль, то проблем совсем нет. Здесь даже воздух другой, более свежий.
О том, что волнует жителей, рассказал и местный депутат Паркового избирательного округа №16 Владимир Свиридов, директор кафе «Авиатор»:
– Самая большая проблема, с которой обращаются ко мне, как к депутату – это, как и везде, ЖКХ: свет, вода, тарифы, спил деревьев, асфальтирование и т. д.
Но плюсов, говорит Владимир Вячеславович, значительно больше: «Это и чистый воздух, тишина, природа, все друг друга знают».
– У нас много молодежи. Посмотрите только, сколько уже домов построено! Сегодня ждем трубу (систему отопления) с Октябрьской. Мощностей наших котельных уже не хватает. Как только проложат теплосеть, строить новые дома начнут активнее.
Авиагородок в объективе нашего фотокора
Жители Авиагородка любят закупаться в Евроопте.
В Авиагородке много монументов военной тематики.
Авиагородок. Разрушенный дом прямо под окнами девятиэтажки.
Жителей Авиагородка зачем-то призывают беречь воду.
Комплексная спортивная площадка между домами появилась в Авиагородке летом 2015 года.
Старая застройка Авиагородка имеет свое очарование.
Много зелени, малоэтажные дома, петуньи и герань, белье, сохнущее прямо на улице – это Авиагородок.
Во дворах Авиагородка гуляет много детей.