Этот материал о двух Юлях: Юлии Сакович, которая собирает горожан на ярмарки, чтобы они обменялись друг с другом уже не нужными им, но хорошими вещами, и Юлии Буканович, которая вместе с сестрой придумали безопасную для природы альтернативу пластиковой упаковке.
Юлия Сакович, маркетолог, управляющая фитнес-клубом
Юлии Сакович 36 лет. Последние 4 года каждый день по несколько часов она занимается благотворительностью: устраивает флешмобы, экофестивали и ярмарки, или «фримаркеты». На таких ярмарках участники бесплатно обмениваются ненужными, но еще годными к употреблению вещами.
– Смысл «фримаркетов» – это борьба с культурой бесконтрольного потребления, – говорит девушка. – Если у кого-то много вещей, которые стали не нужны, почему бы не обменять их на другие?
О таких ярмарках она узнала от минских знакомых, и решила провести что-то подобное в Бобруйске:
– Для Бобруйска новый, интересный формат. Мне хотелось показать бобруйчанам альтернативу сайтам-барахолкам.
Помогали с организацией знакомые из тайм-клуба – дали помещение, а сама Юлия продумывала концепцию, логистику проведения мероприятия и собирала людей. По ее словам, главная трудность была в работе с командой:
– И не потому, что люди меня как-то не устраивали, а потому, что было непривычно работать в команде, – рассказала она. – Я понимала, что ответственна перед этими людьми, и если что-то пойдет не так, не получится, то мне будет стыдно перед ними.
Юлия провела два фримаркета, планируется еще один – для любителей собак-кошек, в помощь организациям, которые помогают бездомным животным. В качестве лотов нужно будет принести еду, игрушки и другие вещи для домашних животных.
Юлии говорит, что такие мероприятия дают возможность людям общаться в живую и дарят им эмоции: всего этого стало очень мало в современном мире.
– Во время мероприятия было видно, что людям нравился сам процесс больше, чем вещи, которые они получили.
Юлия считает, что участие в таких ярмарках развивает и творческие навыки:
– Подготовить «товары» к фримаркету тоже нужно, поэтому баночка с вареньем обвязывается лентой, красиво украшается – и это уже совсем другое варенье.
Фримаркеты изменили взаимоотношения Юлии с деньгами:
– Я на собственном опыте поняла, что можно прожить и без них. Гораздо удобнее и легче обмениваться вещами или умениями – например, я могу составить план продвижения товара в обмен на вещь или на посещение тренажерки. Один фримаркет мы проводили, обмениваясь едой. Моя мама принесла огурцы, которые она усердно солит из года в год, дома у нас их мало едят, а на фримаркете их тут же расхватали.
Кроме «фримаркетов» Юлия проводит экологический фестиваль «Пикничок». Первый был в августе 2018 года, в этом году планируется еще один.
– Однажды утром я проснулась с мыслью, что ни разу не участвовала в перетягивании каната, а очень хочу. Но где? Ответ тут же пришел сам: надо организовать такое мероприятие, на котором можно будет потягать канат! Вокруг этого каната и появился «Пикничок», – смеется Юлия.
Так как Юлию беспокоят вопросы чистоты города и экологии, ей хотелось собрать семьи с детьми, и показать альтернативный вид отдыха, не в стиле «едим-пьем-мусорим». Поэтому формат пикника – без алкоголя, курения и пластика.
На первый фестиваль собралось около 200 человек. Здесь проводили мастер-классы по йоге, рукоделию, фитнесу, выступал клоун, дегустировали чай.
– Люди постоянно были чем-то заняты, и даже фотографий почти не осталось – некогда было, – улыбается Юлия.
Юля считает, что активистам провести такие мероприятия бывает легче, чем государственным организациям:
– Парадоксально, но это так. У них строго распланирован бюджет, и трудно выбить финансирование. Им не дадут базу бесплатно, просто для рекламы, как, например, сделали для нас в этом году хозяева нашей базы отдыха. Государственные предприятия быстрее погрязнут в бюрократии, чем активные граждане.
По словам Юлии Сакович, после фестиваля к ней часто подходили люди и крепко обнимали.
«Чем больше я провожу мероприятий, тем больше я учусь. А проведенный «Пикничок» – это сотня новых знакомств и тысяча новых навыков и умений».
Юлия Буканович, экономист и специалист по профилактике заболеваний
Юлии Буканович 38 лет, занимается ремесленничеством. Вместе с сестрой Еленой изготавливает многоразовую экологичную тару из синтетических и натуральных тканей – замену пластиковым упаковкам и пакетам.
Юлия с мужем около шести лет жили в Германии. Там она и начала мыслить экологически. В 2016 году переехали в Беларусь, и вскоре Юлия поняла, что белорусы не задумываются об экологии. И очень удивилась этому: «Речь идет о нашем общем доме: разве у нас не одна планета, не одна вода, не один воздух? Разве не для всех важно, как будут жить их дети и внуки?»
Она рассказала, что в магазинах продавцы часто не могли понять, почему она не берет пакеты. Юля предполагает, что горожане плохо информированы о вредном воздействии пластика на природу, поэтому активно используют его в своей жизни: «Когда я рассказывала, что к чему, тем же продавцам и знакомым – люди включались, говорили, что это правильно. Но не знали, где взять эту самую альтернативу пластиковым пакетам. Вот мы и решили попробовать шить сначала многоразовую замену фасовочному пакету».
В марте 2018 года Юля придумала проект «Экопривычка». С его помощью Юля и Лена стараются донести до горожан мысль – сократить отходы под силу каждому. Сестры ведут блоги, в которых популяризируют экологическое мышление, помогают всем желающим поменять свои привычки.
– Не ждать, когда кто-то что-то придумает и правительство это внедрит, не ждать, когда производитель поймет свою ответственность и придумает что-то экологичное, не ждать, когда придет супербактерия и, съев весь пластик, очистит наши океаны и землю. Мы, как конечные потребители, во многом «заказываем музыку», и если будет спрос на экологичную упаковку, на многоразовые товары, то предложение будет под эти требования подстраиваться, – уверена героиня.
– Я давно вынашивала эту идею, но одна даже не пыталась начать, понимала, что просто не потяну, – вспоминает Юлия. – А моя сестра Елена в какой-то момент прониклась этой темой, и я предложила попробовать что-то сделать вместе. Мы слабо представляли тогда, что это будет, потому что подсмотреть особо было не у кого. Мы решили, что начнем шить “фруктовки” (мешочки, многоразовая замена фасовочному пакету) – сами мы ими уже пользовались и многие нас спрашивали, где их можно взять. Со временем начали разрабатывать и другие экоальтернативы пластику.
Юлия убеждена, что люди поменяют свои привычки, если осознают масштабы экологической катастрофы и поймут, что даже на бытовом уровне можно попытаться что-то изменить.
Сестер поддерживают все родные, многие друзья, даже те, кто поначалу скептически относился к проекту «Экопривычки».
– Мне одной это не нужно, одна я ничего не смогу, – убеждена Юлия. – Это нужно всем – вместе мы сила, которая может повлиять на ситуацию.
Благодаря проекту сестры узнали, что многие горожане все-таки задумываются об экологии, но часто не знают, как начать что-то менять. Сестры ежедневно получают благодарности – и за свои изделия и за информацию, которой они делятся со всеми желающими.
– Это на самом деле очень вдохновляет – мы понимаем, что с каждым днем экологической осознанности у людей становится больше.
Сестрам часто приходилось слышать мнение, что у в Бобруйске очень плохая эко-инфраструктура:
– Мы слышали, что раздельные баки, к примеру, на праздниках – это бутафория, и что на самом деле у нас не налажен толком раздельный сбор, а про переработку вообще лучше не спрашивать, – перечисляет Юлия. – Сами столкнулись с тем, что очень долго искали, куда сдавать оконное стекло – обзвонили всех – никто не берет, вышли на ЖЭУ и там нам сказали, что они сами не знают, куда это девать, что никто не принимает. И таких примеров очень много.
Сейчас у проекта «Экопривычки» ВКонтакте примерно 2,5 тысячи подписчиков.
– Пусть их количество быстрее растет – возможно, тогда у нас есть шанс что-то изменить в лучшую сторону! – говорит Юлия.