Эта история о трех бобруйчанках: Елене Баскаковой – организаторе социального проекта «Креативное пространство «Тут свае», Юлии Прилищ – кураторе проекта «Новая жизнь в обмен на крышечки», Ирине Ковалеровой – председателе Бобруйского общества защиты животных «Добродетель».
Елена Баскакова, специалист отдела религиозного образования Бобруйской епархии
Около года назад Елена на базе духовно-просветельского центра при Елизаветинском храме на ул. Красноармейской, 65 открыла семейное «Креативное пространство «Тут свае». Здесь дети и родители могут интересно и с пользой провести время вместе. В креативном пространстве есть девять курсов: например, занятия по каллиграфии, подготовка к школе, театральная студия, «скорая педагогическая помощь по предметам» (педагоги помогают детям с теми предметами, по которым они отстают).
Все это бесплатно, семейное креативное пространство работает без выходных, расписание занятий нужно уточнять у Елены.
Со временем «Тут свае» планируют переехать в отдельное здание. Это позволило бы Елене реализовать множество своих планов. Например, открыть при креативном пространстве бесплатный летний лагерь для детей, комнату матери и ребенка, где женщины могли бы перепеленать ребенка или покормить его грудью.
По словам Елены, сейчас «Тут свае» занимает большую часть ее жизни – как минимум три часа после работы она посвящает креативному пространству. Даже в рабочее время в епархии она живет «на два дела» – отвечает на звонки по проекту, продумывает расписание курсов и занятий, ищет педагогов и других-волонтеров, которые захотели бы присоединиться к команде «Свае» и что-то преподавать детям.
Во многом Елене помогает то, что раньше она долго работала в школе – сохранилось множество нужных контактов и связей.
– Когда я работала в школе, я, по сути, приходила домой только переночевать – было очень много дел. Сейчас у меня примерно такой же режим, но работа в проекте доставляет мне удовольствие, – говорит она.
К созданию креативного пространства Елену подтолкнул ее личный опыт: много лет работы в школе, общение с родителями.
– Примерно три года назад я поняла, что в нашем городе абсолютно нет места, где дети и родители могли бы вместе проводить время с пользой – учиться чему-то, играть в развивающие игры. Тем более те семьи, у которых в силу небольшого дохода просто нет денег на развивающие кружки и репетиторов, – рассказала она.
Сейчас в команде Елены есть психолог, логопеды, и несколько учителей по разным предметам. Все эти люди – единомышленники, любят детей и свою профессию, готовы безвозмездно преподавать в креативном пространстве в свободное от основной работы время.
Больше 40 семей посещают занятия в креативном пространстве. Вместе занимаются обычные дети и дети с аутизмом.
Елена подумала, что бобруйским родителям хорошо будет иметь возможность где-то собираться вместе и обсуждать свои проблемы и важные для них темы. И хорошо, если у них будет возможность посоветоваться с профессионалами. Так в центре появились «Родительские посиделки». Елена проводит их обычно по четвергам. Обычно, кроме родителей сюда приходят психологи, педагоги, просто интересные люди. В прошлый раз на родительских посиделках была Людмила Фролова – руководитель фитнес-студии и мама трех детей. Все общаются за чашкой чая.
Роль Елены – быть модератором этой встречи. У «Родительских посиделок» есть своя страница ВКонтакте, там родители сами определяют темы для общения. Например, в последний раз они говорили о том, как не стать скучными родителями для своих детей.
Елена говорит – часто молодые родители воспитывают ребенка, но забывают воспитывать себя и развиваться как родители. Поэтому на «посиделки» приглашают экспертов и опытных родителей.
Елена рассказала, что этот проект дает ей силы и вдохновение. Не дает сдаться и все бросить то, как много людей уже ходит на занятия:
– Когда я вижу, как сюда стремятся дети, как тут интересно находиться родителям, понимаю – все не зря. Это мне дает силы.
Юлия Прилищ, ведущий инженер по охране окружающей среды ОАО «Белшина»
Юлия – куратор проекта «Новая жизнь в обмен на крышечки» в Бобруйске.
Для проекта люди собирают крышки от бутылок и передают их кураторам проекта, а те на автомобиле отвозят в Минск на переработку. По словам Юли, такой пластик в качестве сырья использует несколько предприятий страны.
Юлия организовывает доставку крышек из Бобруйска в Минск. Обычно мешки с крышками перевозит брат Юлии – он учится в Минске.
За собранные крышки получают деньги, которые в свою очередь передают тем, кто в них нуждается. У проекта есть свои подопечные: семьи с детьми-инвалидами, которым нужны большие суммы денег на лечение, реабилитацию, покупку специального оборудования. В Бобруйске проект около года.
Проект собирают именно крышки по нескольким причинам. Крышки весят немного – их удобнее собирать, они занимают мало места, и к процессу можно подключать детей: им нравится их собирать и сортировать – маленькие яркие крышки похожи на пластмассовые игрушки.
«По образованию и профессии я эколог, и, наверное, больше других знаю о проблеме обращения с отходами в городе и стране: огромное количество пластика не перерабатывается, не сортируется, а просто гниет по 500 лет в земле», – рассказывает она. По словам Юлии, за примерами далеко ходить не нужно – достаточно просто прийти в ближайшую лесопосадку.
Еще до «крышечек» она организовывала в классе своего старшего сына экологические занятия – рассказывала, как важно собирать макулатуру, и что дает переработка.
На одном образовательном мероприятии, посвященном женственности, которое организовывал Духовно-просветительский центр, Юлия от знакомых узнала о проекте «Новая жизнь в обмен на крышечки». Эта идея ей очень понравилась, потому что речь шла и об экологической инициативе, и о помощи нуждающимся.
Она начала с малого – представила проект в классе своего сына-первоклассника, и это нашло отклик – родители согласились поучаствовать, всё прошлое лето дети собирали крышки, соревновались между собой. В начале нового учебного года выяснилось, что крышек класс собрал около 4 тысяч.
Юлия рассказала, что проект только развивается, и на него уходит все свободное время – по нескольку часов в день после работы и в выходные. При этом женщина должна как-то постоянно балансировать между семьей, работой и волонтерством. Поэтому к своей экологической инициативе Юлия привлекает всех знакомых и родственников. Так, крышки на переработку в Минск регулярно отвозит брат Юлии. В сортировке помогают дети, крышки перебирают, очищают от наклеек и вкладышей, раскладывают по видам пластика, до отправки в Минск крышки хранят в подвале в доме семьи Юлии и в их дачном домике.
Трудностей немало – нужно постоянно сортировать крышки и искать тех, кто будет готов помогать в этом, искать организации, которые согласились бы быть партнерами проекта на официальном уровне, искать людей, которые помогли бы с перевозкой – сначала по Бобруйску, потом в Минск.
«В Беларуси более 565 тысяч детей и взрослых с инвалидностью. И на свалках нашей страны скапливается более четырех тысяч тонн в год пластиковых крышек от бутылок из-под напитков, средств бытовой химии и тому подобного. Это своего рода сокровище стоимостью не менее 800000 долларов. Фактически это деньги, которые можно было бы потратить на благотворительность», – говорит Юля.
Деньгами, которые удалось выручить за сданные крышки за последний год, проект оплатил часть стоимости инвалидной коляски Грише Долгих – мальчику с ДЦП и другими заболеваниями. Сейчас Гриша с мамой находятся на реабилитации в клинике в Польше – с той самой коляской, а проекту предстоит собрать оставшуюся сумму.
По словам Юлии, она и сама меняется с участием в этом проекте. Несмотря на трудности, есть желание двигаться дальше – собирать больше крышек, соревноваться с другими кураторами в результатах.
«Это ведь так просто, а своими простыми действиями мы можем кому-то спасти или облегчить жизнь», – говорит Юля.
Ирина Ковалерова, работает в службе безопасности ОАО «Белшина»
Два года назад 4 марта Ирина возглавила Бобруйское общество защиты животных «Добродетель», которое по сути является единственным в городе приютом для бездомных котов и собак. Для Ирины все началось с того, что она увидела в интернете объявление о том, что необходима автопомощь. Потом она стала волонтером общества, и, как она выражается сама, незаметно для себя стала председателем. Предыдущий руководитель общества жила в Минске, и поэтому не могла полноценно работать.
На такой шаг женщина решилась по многими причинам – в первую очередь, хотела сохранить приют, и помочь живым существам, которые, по сути, никому не нужны. Ирина поясняет – волонтеры проделали огромный объем работы, и ей просто не хотелось верить в то, что все может рухнуть в один момент.
– Изначально здесь же была кучи мусора, трава стояла высотой до пояса, – рассказывает Ирина. –Мы все расчистили, привели в порядок, поставили первые будки. Нельзя было бросать начатое,
Кроме того, с детства она любила и жалела животных, а особенно собак. Из-за того, что ее семья жила в совсем небольшой квартире, маленькой Ире не разрешали их заводить. Сейчас у Ирины – 12 собак, 8 и которых – из приюта, и три кота.
Каждый день после работы Ирина приезжает в приют, чтобы проверить как идут дела, помочь волонтерам, решить текущие вопросы: приготовить еду животным, принести воду, сменить одноразовые пеленки щенкам, которые находятся в отдельном вольере, и многое другое. Ирина работает наравне с волонтерами и решает организационные вопросы работы приюта – отчеты о поступивших средствах, аренда земли и др.
Сами волонтеры говорят про ее график – на «Белшине» первая смена, а здесь – вторая.
Ирина признается – после появления в ее жизни приюта, личной жизни у нее практически не осталось: раньше женщина часто виделась с друзьями, любила спорт и активный отдых – сейчас на это просто нет времени. По словам Ирины, связь с друзьями и родственниками потеряна, потому что общаться с ними просто некогда. Раньше она часто посвящала выходные встречам с друзьями и сестрой, сейчас время остается только на телефонные звонки.
– Я всегда «на телефоне». Звонят круглосуточно, бывает – и среди ночи. Обращаются по разным причинам – нашли щенка в лесу, обнаружили сбитую собаку в городе, сосед мучает котов. Я и «ветеринар» (спрашивают, что делать если у собаки клещ), и волонтер, и зоо-такси.
Через ее руки прошла уже не одна тысяча животных, только сейчас в приюте порядка 300 собак.
Выходных у Ирины последние годы не было. Признается, что сама не может позволить себе даже отключить телефон – не потому, что ждет звонков, а потому что несет ответственность за приют.
Приют строится и живет на добровольные пожертвования, однако и свои деньги Ирина вкладывает регулярно:
– Если честно, я уже просто перестала считать. Раньше уходило около 250 рублей в месяц. Сейчас, благодаря пожертвованиям, получается меньше.
Кроме волонтеров, женщине помогает ее самые близкие люди, чаще всего – муж и невестка.
– Сначала муж отстранялся от этой работы, а потом однажды сказал: «Ну, а кто тебе еще поможет». И стал помогать. Может и животных покормить, и клетки починить, словом, выполнить любую текущую работу.
Мысли вроде: «Зачем мне это нужно?», «Кто меня в это втянул?» приходили к Ирине Ковалеровой много раз.
– Конечно, минуты усталости, отчаяния бывают. А потом смотришь на эти мордашки и думаешь: «А что бы с ними было»? В такие моменты я вспоминаю множество наших историй спасения, когда совершенно невзрачные, непривлекательные собачки находили дом. И понимаю, что всё не зря.