В этом году Бобруйску исполняется 632 года с момента первого упоминания в летописях. За этот период город прошел большой и сложный путь развития от древнего поселения до крупного промышленного центра с развитой градостроительной структурой.
Основные положения Генерального плана Бобруйска были утверждены Советом Министров Республики Беларусь в октябре 2018 года. Реализация первого этапа намечена на 2025 год, второго – на 2030 год.
При этом, с утверждением нового Генплана, был отменен ряд положений предшествующего градостроительного проекта. К примеру, подвергся корректировке детальный план района историко-культурной ценности «Бобруйская крепость» с проектом регенерации.
Первый генплан Бобруйска был составлен в 1800 году, последний – утвержден в 2018-м.
Мы обратились к заместителю начальника отдела архитектуры и градостроительства Бобруйского горисполкома Елене Гумен с просьбой рассказать о наиболее существенных изменениях в Генеральном плане города.
Четыре зоны Бобруйска
По словам Елены Михайловны, Генпланом в городе выделены четыре зоны градостроительной ценности:
1. Ядро городского центра – ограничено улицами Минской, Урицкого, Бахарова и Октябрьской, включая исторический район «Слуцкий форштадт».
2. Центральная зона – проходит по реке Березина, улицам Бахарова, Октябрьской, Энгельса, Р. Люксембург, Крылова, включая историко–культурную ценность «Бобруйская крепость».
3. Срединная зона – проходит по железной дороге, улицам Крылова, Пушкина, Новокрайней и реке Березина, включая зоны в пределах 100 м вдоль основных магистральных улиц.
4. Периферийная зона – в черте города, за пределами срединной зоны.
Перспективы бобруйских дорог
Основные транспортные оси города – это проспекты Георгиевский и Строителей, улицы Минская, Крылова, Кирова, Рогачевская, Бахарова, Ванцетти, Горького-Ульяновская, Гоголя, Ленина-Энергетиков, Шинная-Гагарина, К.Маркса, Октябрьская, Орджоникидзе.
Почти на 40 процентов запланировано увеличить протяженность магистральных улиц Бобруйска к 2030 году.
Магистрально–уличную сеть Бобруйска ожидают такие планы по строительству и реконструкции:
- ул. Горького соединят с ул. Ульяновской со сносом усадебной застройки до ул.Крылова и далее, по улицам Шевченко и Белинского. На новом участке дороги будет организовано одностороннее движение;
- ул. Ульяновская через лесной массив выйдет на ул. Минскую, обеспечивая качественно новый въезд в город;
- ул. К.Маркса соединят с ул. Ливенцева, тем самым будет налажена связь района «Киселевичи» с центром города;
- проспект Строителей соединится с ул. Ленина, что улучшит связь северного жилого района с центральной частью города;
- ул. Крылова, от железной дороги до ул. Бахарова, должна преобразоваться до параметров магистральной улицы с выходом, в перспективе, на ул. Ванцетти.
Будут новые микрорайоны
Новые жилые микрозоны появятся на карте города. И не только в уже имеющихся микрорайонах №№7 и 7-а (а в перспективе и 7-б),но и в районе Киселевичей, Бобруйской крепости, на Березинском форштадте, южнее железной дороги. Появится и микрорайон «Черепичный».
Детальным планом предусматривается жилая застройка в исторической зоне и на месте малоценной застройки (производственных территорий, гаражей, усадеб и др.). Однако, по словам Елены Гумен, жилые дома здесь необходимо строить только по индивидуальным проектам, с блоками обслуживания в первых этажах и желательно с устройством в домах мест для хранения автомобилей (или подземных стоянок).
Где будут строить многоквартирные жилые дома:
- в микрорайонах №7 и 7-а – завершение старого и новое строительство;
- в микрорайоне №5;
- в районе «Киселевичи» (микрорайон, кварталы);
- по ул. Интернациональной (район Привокзальной площади) – новое жилье;
- на участке пересечения проспекта Георгиевского и улицы Минской;
- в квартале улиц Социалистической, Садовой, Советской – завершение жилого комплекса «Олимпийский»;
- в квартале в пределах улиц Социалистической, Войкова и Советской;
- в кварталах Бобруйской крепости – реконструкция и новое строительство;
- на части территории недействующего предприятия ЖБИ, прилегающей к улице 50 лет ВЛКСМ.
Выборочно строительство жилья будет вестись и в центральной части города – для композиционного завершения ансамблей существующей застройки или формирования новых, в том числе на сносе усадебной застройки вдоль улицы М. Горького (ее продолжение до улицы Крылова), а также в кварталах вдоль улиц Садовой, Войкова – для формирования благоустроенной набережной вдоль реки.
Блокированную застройку* планируется размещать:
- за железной дорогой по ул. Крылова, в пределах улиц Путейная и Седова;
- в районе пос. Черепичный, севернее ул. Гагарина (ее продолжение до железной дороги) с устройством шумозащитной стенки от ПС Западная;
- по ул. Шевченко – от ул. Крылова до ул. Черняховского;
- на намывных территориях между поселками «Керамичный» и «Титовка» в восточном районе.
* т. н. «таун-хаусы» – прим. ред.
Основными районами усадебной застройки
станут «Киселевичи» и пос. Черепичный, севернее ул. Гагарина (ее продолжение до железной дороги).
Предусмотрена возможность частичного размещения новой усадебной застройки и других объектов строительства в районе водозабора №1 («Скрипочка»).
Бобруйская крепость
Развитие территории Бобруйской крепости предусматривает, конечно же, восстановление памятника архитектуры, а также насыщение исторической зоны общегородскими функциями, реконструкцию и снос малоценной усадебной застройки и замену ее на общественно-жилую и ландшафтно-рекреационную. Для чего с территории вблизи крепости будет поэтапно выносен ряд производственных объектов, баз, складов, боксовых гаражей, ограничена территория ряда предприятий, а также проведена их модернизация.
Территория в районе Затонного переулка и полуострова, существующие здесь фортификационные объекты дают возможность сформировать современный центр, который должен стать уникальным местом Бобруйска и обогатить въезд в город.
Восточнее Бобруйской крепости, на въезде в город с рогачевского направления, в излучине Березины предлагается сформировать тематический парк с центром развлечений, этакий «этнокультурный уголок» на намывном полуострове.