Врач-психотерапевт Любовь Шушкевич: «Мне моя работа – в кайф!»

14.5k
Александр БОГДАНОВИЧ. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Едва, во времена перестройки, психотерапия отделилась от психиатрии, как бобруйский врач-психиатр Любовь Шушкевич тут же стала врачом-психотерапевтом, а вскоре – и открыла свое «личное дело»…

- Любовь Михайловна, как вы вообще пришли в медицину и психиатрию, в частности?

- Я всю жизнь любила наблюдать за людьми. И вопросы человеческой психики меня всегда интересовали, но пришла в эту сферу не сразу… Когда я была на последнем курсе Гродненского мединститута, то встала перед выбором. В то время было возможно три направления – терапия, хирургия и гинекология. Труднее всего было попасть на гинекологию, но, написав соответствующую работу, именно туда я и попала. Проработала врачом-гинекологом три года. Но мне это было тягостно, и со временем я поняла, что это не мое дело. Даже, работая там, я больше думала не о ремесле, а о мотивах женщин, почему они поступили так, а не иначе… Поэтому переход от сферы человеческого тела к душе человека для меня был вполне естественным.

Поскольку в советские времена психотерапии, как явления, не было, я прошла специализацию по психиатрии. Но психиатрия – это весьма тяжелая профессия, к ней нужно было привыкнуть, выдержать ее… Много лет я работала психиатром в государственных медицинских учреждениях, причем, на самых разных должностях. Последовательно работала участковым психиатром, взрослым, детским, подростковым психиатром, работала консультантом в детских учреждениях, в психоневрологической ВТЭК, в военкомате... Однако затем перешла к частной психотерапевтической практике. Как только ее разрешили – в 1989 году – я в Бобруйске получила разрешение на эту деятельность, став предпринимателем.

- И что вас к этому подвигло?

- Едва произошло выделение психотерапии, я перешла туда, так как поняла – это то, что мне нужно и действительно интересно… Ни Фрейд, ни Адлер, ни другие зарубежные авторы тогда были не доступны. Однако я находила в самиздате, покупала и читала первые психотерапевтические работы, переведенные на русский язык. Поскольку я тогда находилась в декрете и, будучи человеком азартным, то читала эту литературу днями и ночами. Ездила в Москву на очень дорогие курсы (один день стоил, как моя месячная зарплата), но впоследствии это себя оправдало, так как хобби превратилось в мою работу.

- Где вы начинали прием!?

- Тогда разрешали принимать только в государственных медицинских учреждениях. Сперва я арендовала кабинет в женской консультации, затем вела государственный и частный прием в поликлинике РТИ.

- Учитывая то, что хобби превратилось в вашу работу, можно сделать вывод, что вы везучий человек, по крайней мере, а возможно – и счастливый?

- Можно! Иногда мои пациенты в конце рабочего дня спрашивают: «Доктор, вы устали, наверное?..» Обычно я отвечаю: «Нет, почему я должна уставать!?. Я, наоборот, получаю удовольствие, заряжаюсь. Мне моя работа – в кайф!»

- Насколько я понимаю, сейчас вы работаете, в основном, с зависимостями, применяя метод кодирования?

- Кодирование – это простонародное название, на самом деле – это метод Довженко, условно-рефлекторный метод. Но я применяю комбинации различных методов, которые мне вам даже не перечислить!

- А было бы интересно!

- Немножко могу… Прежде всего – это семейная терапия. Ведь, в основном, люди приходят семьями… Работаю эриксоновским гипнозом, скрытым внушением, обязательно применяю НЛП (нейро-лингвистическое программирование – А. Б.), элементы гештальт-терапии, поведенческую терапию, широко использую сказкотерапию, притчи, анекдоты… Классический гипноз никто не отменял, но мало кто его хочет, он – очень директивный, а сейчас, главным образом, идут недирективные методы воздействия… Что касается кодирования, то оно применяется мною лишь в одном проценте случаев, потому что метод Довженко работает, практически, идеально в первый раз. Однако с каждым следующим разом – все меньше и меньше. Бесконечно его мусолить нельзя, но некоторые клиенты «старой закалки» к нему привыкли и просят повторять, так как он приносит им эффект.

- Метод Довженко вами применяется, в первую очередь при лечении зависимостей (алкогольной, пищевой, к табакокурению)?

- Да, но в комбинации с другими методами. Ведь большинство моих пациентов (в том числе – и с зависимостями) находятся в длительной терапии. Это связано с тем, что пациенты, которые лечатся от алкоголизма, назначают срок, на который они завязывают с алкоголем. Затем этот срок можно продлевать… Работая с неврозами, на заре своей практики, я заметила, что, каким бы ни было успешным лечение, стоит женщине прийти домой, где муж посадил ей «фингал» и послал на три буквы, и тогда вся симптоматика возвращается. Поэтому со временем, я и перешла на лечение зависимостей.

Визитка     
Лицензия №02040/7088 Минздрава РБ от 28.12.2011 до 28.12.2021.
Телефон диспетчера: +375-(29)-360-01-00
УНП 70024488667

- К привычным зависимостям в последние годы добавился еще ряд – игровая, пищевая, компьютерная, интернет-зависимость, которые также доставляют неудобства, как самим страдающим, так и их окружению?

- Да, я работаю со всеми, кроме наркотической… Что касается пищевой зависимости, то там, помимо метода Довженко, я применяю трансовые методики, лекции о правильном образе жизни, подключение к клубу здорового питания, пропагандирую физкультуру. Сама я регулярно хожу в сауну, периодически – в бассейн, в фитнес-клуб и т. д.

- Как вам удается работать сразу на два города?

- Это для меня совсем не трудно! Вообще, я – космополит, где моя шляпа, там – мой дом.

- Индивидуальное предпринимательство подразумевает бухгалтерию, вы ее ведете сами?

- Да, конечно… Обязательно сама. Пока справляюсь.

- Из семьи вам никто не помогает?

- У меня – трое самостоятельных, определившихся в жизни детей (двое сыновей и дочь)... К сожалению, они не пошли по моим стопам. Наверное, с этим надо родиться или, по крайней мере, иметь склонность к этому… Как я ни приручала их, они выбрали свою стезю… Особенно, мне хотелось заинтересовать этой профессией дочь. Она даже сидела у меня за занавесочкой во время приема. Я думала, что она будет в восторге, а она вышла и сказала: «Мама, чтобы я слушала всю жизнь это занудство?!. Никогда!»  

- В областных центрах наверняка немало своих психотерапевтов… Похоже, конкуренцию вы вполне выдерживаете?

- «Кто может сравниться с Матильдой моей?!.» (смеется) Считаю, что чем больше разных врачей, тем лучше! Как ассортимента колбасы в магазине: чем больше, тем лучше. Выбирай любую!.. И ни одного плохого слова о конкурентах! Они учились, они получили лицензию, ради бога! Все равно, каждый работает по-своему.

- Экономический кризис в стране повлиял на количество клиентов?

- Да, их количество существенно уменьшилось. Или просто нет денег, или в случае с алкогольной зависимостью нет денег, чтобы веселиться. В последнем случае, если так повлиял кризис, то я согласна, чтобы он углубился, лишь бы люди меньше пили!

- Тем не менее, Беларусь продолжает оставаться в мировых лидерах по количеству потребляемого алкоголя на душу населения…

- Я бы не сказала, что это бросается в глаза. В других странах ситуация примерно такая же. Однако у нас применяются серьезные меры по борьбе с пьянством: и на рабочих местах, и в отношении родителей, работают вытрезвители… И абсолютно правильно – это беда всего общества!

- Прежде обращение к психологу, психотерапевту или, упаси боже, к психиатру для большинства людей было чем-то очень страшным, компрометирующим. Изменилось ли в последние годы отношение людей к этим профессиям или «старое пугало» все еще в силе?

- Что касается меня, то я работаю не с алкоголиками, а с людьми, попавшими в беду – чьими-то отцами, мужьями, сыновьями. Люди это чувствуют и поэтому обращаются легко. Хотя предрассудки существуют, и они до сих пор остаются!

- Как вы отдыхаете?

- Полностью отдохнуть невозможно, так как продолжаешь видеть людей с их проблемами, с их диагнозами!

- Вы хотите сказать, что можете диагностировать человека и в быту, не вступая с ним в прямой контакт?

- Конечно, едва человек открывает дверь, уже виден он сам и его диагноз.

- Ваши рекомендации нашим читателям для поддержания психического здоровья…

- Нас с детства учат, что надо умываться и чистить зубы, тепло одеваться или закаляться, вовремя есть, заниматься спортом, то есть уделять внимание своему физическому здоровью, а вот позаботиться о своей психике, почему-то – нет. Но существует целый ряд психосоматических заболеваний, при которых непорядок в психике порождает нарушения в различных органах и системах. Поэтому, во-первых, надо самим определять свое окружение, во-вторых, снизить порог чувствительности (если вы проснулись рано утром и вас не бомбят, слава богу!; если есть чистая вода и хлеб, то отлично!..) и, чтобы противостоять неминуемым стрессам, надо знать свои психологические ресурсы и пользоваться ими.