Директор такси «Омега» Ирина Сакун: «Этот рынок просто разорвали»

6592
Андрей КАРЕЛИН. Фото: Александр ЧУГУЕВ
Руководитель первого частного такси в Бобруйске – о недобросовестной конкуренции, «сумасшедших» зарплатах водителей и подозрительных адресах.

Ирина Сакун, директор "Такси Омега"Ирина Сакун, директор "Такси Омега"

Супруги Ирина и Владимир Сакун открыли «Омегу» в 1999 году, уволившись из первого бобруйского казино. Помог случай: на столичном авторынке «Ждановичи» Владимир познакомился с предпринимателем Дмитрием Козловым, который владел одноименной службой такси в Гомеле. «Муж у меня общительный, завязался разговор, – вспоминает Ирина. – Казалось, все было в шутку, но уже скоро мы купили первые рации». А спустя несколько лет предприимчивая пара открыла в центре города еще автостоянку, мойку, кафе, сауну и даже фитнес-центр.

«Из казино хотела уволиться в первый же день»

– Ирина, вы ведь познакомились с мужем в казино?
– Да, ночью работали крупье. А днем я трудилась вышивальщицей на фабрике художественных изделий. Будущий муж же постоянно что-то перепродавал: дубленки, туфли, сигареты… Его предприимчивость меня и подкупила.
– Тот опыт пригодился?
– Конечно, стала выносливее и смогла лучше понимать людей. Это были «лихие 90-е»: буйный контингент, драки, стрельба в воздух… Хотела уволиться в первый же день, но прельщал хороший заработок. Так получилось, что в 16 лет осталась без отца, а на фабрике получала очень мало... Спроса на нашу продукцию в Беларуси не было, и перекупщики продавали ее в Польше. Впрочем, проработала в обоих местах недолго: вскоре вышла замуж, и после рождения ребенка ушла в декретный отпуск.
– А вам вообще нравится возиться с автомобилями?
– Да! В школе увлекалась творчеством, поэтому поступила в «пятнашку». Но скоро поняла, что больше люблю заниматься делами, связанными с техникой: машинами, компьютерами…

«Этот бизнес похож на кубик Рубика»

– Как начиналась бобруйская «Омега»?
– Сначала было 15 водителей со своими машинами и 4 диспетчера. Мы увидели отдачу и стали развиваться, открывая для автолюбителей разные услуги: стоянку, мойку… Это и укрепило бизнес – такого сильного кризиса, как сейчас, я еще не видела. Надеюсь, уже достигли дна.
– Но в городе около десяти служб такси – неужели убыточны?
– Рынок просто разорвали – и это притом, что с 2014 года спрос упал на 40%. У людей нет денег, и сейчас словно гонка в поиске вариантов, как сэкономить даже тысячу рублей. При этом в Бобруйск продолжают приходить службы, которые уже работают в других городах – везде клюют по чуть-чуть. Но сумасшедшие заработки в прошлом: если таксист сейчас получает в день 200 тысяч «чистыми» – это очень хорошо. Конечно, многое зависит от шустрости в поиске клиента, и в праздники точно выходит больше. Но отдельные водители по-прежнему конкурируют нечестно: ездят на машинах, не оформленных «под такси».
– Как удается сохранить бизнес?
– Стараемся улучшить обслуживание. Этот бизнес похож на кубик Рубика: в нем много звеньев – диспетчер, водитель, пассажир. И если кто-то выпадает, все сразу начинает шататься…
– Еще недавно наше такси стоило дороже, чем в Минске…
– А сейчас цены минимальны: чтобы можно было хоть как-то существовать и ухаживать за машинами. Никто ведь не хочет ехать на грязных трясущихся ломачах – а у нас только иномарки, причем застрахованные: мы несем полную ответственность за клиентов.

Сколько стоит такси?
Минимальная цена – 35 тысяч рублей, в нее входит 3 километра проезда. Каждый последующий обойдется в 5 500, час простоя – в 55 тысяч. Для сравнения: «минималка» в минской «Столице» стоит 40 тысяч, дополнительный километр – 5 900. «Минималка» в такси «Могилев» обойдется в 28 тысяч, но каждый последующий километр – в 6 тысяч.

Около 105 тысяч рублей: столько стоит самая длинная поездка по городу в такси – от 6 микрорайона до Форштадта.

«У таксистов есть секретные сигналы, но для безопасности этого недостаточно»

– А кто сейчас чаще ездит на такси?
– И хотя я не считаю это роскошью, люди стали вызывать нас в крайнем случае: когда опаздывают, выпивают или, например, нужно в поликлинику: многим пожилым тяжело идти пешком, а дети, наверное, заняты…
– Пьяных не боитесь возить?
– Стараемся оценить состояние человека еще по телефону и в половине случаев все же забираем. Но если начинают хамить или угрожать, вежливо отказываем. Есть и адреса, которые у нас сразу вызывают подозрение.
– 5 лет назад в Бобруйске убили 30-летнего водителя вашего такси: его пассажир отказался заплатить 10 тысяч рублей. А год назад ваш таксист чудом выжил после удара ножом в горло. Вы заботитесь о безопасности сотрудников?
– К сожалению, нас не слышат, и на законодательном уровне ничего не меняется: таксистам нельзя возить, например, электрошокер. Да и если применить физическую силу, можно остаться виновным...
– Но, насколько знаю, есть специальные секретные сигналы, которые водители могут незаметно подать по рации в случае опасности?
– Да, но этого недостаточно. Например, однажды водитель пожаловался диспетчеру на буйного пассажира, а тот позвонил по номеру, который для таких случаев нам дала милиция. И там посоветовали… приехать вместе с пассажиром к ним.

К делу прилагается
Предпринимательство – это…
– Не в нашей стране. К сожалению, у нас не поддерживают малый бизнес – или крупный, или ничего.
– Первую прибыль потратила на…
– Машину.
– Хотелось все бросить, когда…
– Не дождетесь. (Смеется.)

«Водителей ищем постоянно, но многие сильно выпивают»

– Как водителям выгоднее сотрудничать с вами: в статусе предпринимателя со своей машиной или работать по найму на вашей?
– Оформить машину «под такси» стоит больше тысячи долларов. При этом расходы на обслуживание – налоги, страховка, техосмотр, таксометр, терминал – около 150 тысяч в день. Плюс ремонт. Поэтому многие водители-предприниматели уходят в дальнобойщики, уезжают на заработки в Россию (правда, там снова много обмана). И хотя нам легче работать именно с предпринимателями со своими машинами, в прошлом году пришлось пополнить свой парк на 6 единиц. Конечно, это очень дорого, и мы привлекли партнеров – но нужно удерживать позиции.

«Неудобное» собеседование
– Такси заказываете?
– Очень редко: сама за рулем. А если отдыхаю – сижу дома. (Смеется.)
– Кому хотели бы передать личное дело?
– Пока не думала об этом, надеюсь, будет что передать. (Смеется.) Дочь? Ей 21 год, танцует в Академическом ансамбле песни и танца Вооруженных Сил Республики Беларусь и заочно учится в Белорусском государственном университете культуры и искусств.

– Вакансии водителей есть?
– Мы в постоянном поиске, но очень разборчивы: среди желающих многие сильно выпивают. Наш кандидат должен быть опрятным и ухаживать за машиной, хорошо знать город и аккуратно ездить. Лихачей видно сразу – Бобруйск маленький, да и клиенты иногда жалуются.
– А женщин, в отличие от других такси, по-прежнему не принимаете?
– Да. На мой взгляд, это сугубо мужская профессия: по разным причинам.

Визитка
Такси «Омега»
Тел. 152, 158 (с любого городского и мобильного телефона).
Заказать в интернете: tax152.by
E-mail для отзывов и предложений: info@omegaprestige.by
Адрес автостоянки, мойки, фитнес-центра и кафе: ул. Р. Люксембург, 75
Адрес сауны: ул. Р. Люксембург, 90
УНП 790455631

«В сауну и на фитнес олигархи не приходят»

– Легко ли было в центре города найти землю для аренды под большую автостоянку?
– Мы, конечно, не хотели это место: частный сектор, было много мусора... Но площадку напротив роддома, которую просили, нам не дали.
– Насколько популярны другие ваши услуги: фитнес, сауна, кафе?
– Особо не похвастаешься, но на хлеб зарабатываем – спасибо и на этом. Многие клиенты занимаются у нас фитнесом уже лет 10. Заказов сауны – примерно 3-4 в неделю. Портрет посетителя? Олигархи не приходят. (Смеется.) А вот в кафе клиентов практически нет – не заходят даже водители, которые ждут рядом на улице, пока моют их машину. Хотя мы приглашаем просто посидеть… В общем, трудностей много, но будем бороться до последнего. Чего желаю и всем бобруйчанам! (Улыбается.)

Советы от профи

1. Пользуйтесь услугами легальных такси: они страхуют пассажиров. Такие машины оснащены желтыми плафоном с «шашечками» на крыше и госномером. Кроме того, машина обклеена желтыми полосами с черными «шашечками», размещены реквизиты перевозчика. В салоне на видном месте есть таксометр, расценки и бейджик водителя.
2. Обратите внимание на то, включил ли водитель таксометр при посадке пассажира: по нему видно, как набегает итоговая сумма.
3. После поездки проследите, чтобы водитель выдал чек: он подтвердит оплату.
4. Если чем-то остались недовольны, сообщите об этом диспетчеру: мы рассматриваем обращения очень оперативно. Или пишите на e-mail: info@omegaprestige.by.