Татьяна Стригун, владелица бренда «Пан директор»: «Сначала была торговля одеждой с капота «Жигулей»

6114
Ириан РЯБОВА, Фото Александра ЧУГУЕВА.
«Пан директор» – сегодня это бренд 6-ти магазинов мужской одежды делового стиля в Бобруйске.

А начинался бизнес Татьяны и Александра Стригун в далеком и суровом 1991-м. О том, как все это было и какие трудности пережил будущий «Пан директор» – «Вечерка» расспросила директора одноименного ЧУП Татьяну Стригун.

– Татьяна Анатольевна, как все начиналось?

– После школы я поступала в пединститут, но не прошла по конкурсу, в то время профессия учителя была очень престижной. Пришлось где-то «перекантоваться» годик, ноги меня привели в торговое училище. Так как аттестат мой был хорошим, меня с радостью туда приняли, окончила я училище с отличием. Уже позже, имея детей, получила вторую специальность «Бухучет, организация производства». Оба этих образования потом пришлись «ко двору». А до того, как заняться бизнесом, работала оператором в «столе заказов» такси. А супруг был художником-оформителем на «ФанДОКе».

– Татьяна, видно, что вы человек очень энергичный. Где черпаете силы, чтобы быть в тонусе? 
– Получаю удовольствие от домашних дел: сама шью, создаю уют. Дают силы и моя обожаемая 4-летняя внучка, путешествия с любимым мужем – побывали в Египте, Испании, Вьетнаме и других странах, а еще мой 10-летний пес-далматинец, с которым ежедневно нагуливаем километров по 10! Для поддержки здоровья занимаюсь йогой, пилатесом и аэробикой в клубе «Ева».

– И как, в итоге, пришли в бизнес?

– Здесь все решил жилищный вопрос. Зарплаты у нас были неплохие, но мы понимали, что на покупку квартиры этого не хватит, вот и решились. Мы тогда с двумя маленькими детьми жили у мамы. Тогда, в 1990-е, не было никаких льготных программ, кредитования для молодых семей, и единственным вариантом обзавестись собственным жильем был – накопить денег и купить. 

– С чего начали?

– Открыли ИП. Сначала была торговля одеждой с капота «Жигулей». Самый первый товар – спортивные костюмы «Адидас». Мать подруги предложила поехать на обменные пункты в Благовещенск – граница Китая и СССР. На том берегу реки Амур стоит китайский город Хай Хэ. Китайцы могли безвизово посещать Благовещенск, где были организованы обменные пункты китайским и советским товаром. Наши возили туда шерстяные вещи – шинели, пальто, алюминиевые сковородки. Мать подруги предложила: «Купите пальто и поедем в Благовещенск». Мы с мужем тогда пытались строить дом, лишней копейки не было, пришлось продать холодильник, который стоял в упаковке, и купить пальто. Дорога поездом: 7 дней туда, 7 – обратно и 7 дней там. Мы уезжали туда с двумя сумками пальто, возвращались со спортивными костюмами. За одно шерстяное пальто давали 10 костюмов… Потом были Вильнюс, Польша. Постепенно начали появляться наши торговые палатки – в Бобруйске, Жлобине, Светлогорске... Очень тяжело тогда зарабатывались деньги: вставали в 4 утра, чтоб занять место, постоянно дальние поездки – много лет мы не знали ни праздников, ни выходных. Пробовали себя в разном ассортименте, но быстро пришли к мужской классической одежде. Потихонечку расширялись, деньги не складывали – каждая копейка шла на развитие бизнеса. В феврале 2008-го года из-за изменений в законодательстве ИП я преобразовала в ЧУП, а муж остался предпринимателем.

– Ваша мечта осуществилась – обзавелись собственным жильем?

– В 1998-м году мы смогли купить маме квартиру, а сами остались в ее. Сейчас уже дети там живут, а мы себе в 2010-м построили новое жилье. Но путь к этому был долгим и тернистым.

– Вы по-прежнему занимаетесь бизнесом с мужем, а дети не пошли по вашим стопам?

– Экономические вопросы больше на мне, а муж отвечает за технические: оборудование магазинов, доставка товара. Но он у меня – личность творческая, любит что-то мастерить своими руками, весь ремонт дома сделал сам! Дети, в какой-то степени, идут по нашим стопам. Сыну – 29 лет, он у нас тоже «рукастый», как папа, пробует себя в мебельном производстве. Дочери – 24, у нее свой бизнес, направление: ультрамодная мужская одежда, две «точки» в Минске и одна в Бобруйске.

Зато с самых истоков работают с нами наши продавцы – Лилия Костенич, Ирина Рябенко, Лариса Костко, Светлана Астафьева, Светлана Лагойко, Светлану Макс, и я им очень благодарна за помощь!

Визитка
«Пан директор» – 6 магазинов мужской одежды делового стиля в Бобруйске: 
*на ул. Социалистической – в ТЦ «Бродвей» (павильон №5), в ТЦ «Купец» и «Силуэт» (павильоны №14),
*ул. Минская – в ТЦ «1000 мелочей» (павильон №6),
*ул. Ульяновская – в ТД «Айсберг» (место И-2),
*ул. М. Горького – в «Вэсторе-2» (павильон №14).
Тел. для справок: +375-29-648-51-05.
ЧУП «Пан директор» и ИП Стригун. УНП 790455524

– Кстати, кто придумал такое оригинальное название предприятию – «Пан директор»?

– Когда в 2008-м году мы переходили в ЧУП, для регистрации предприятия нужно было отправить в Могилев несколько вариантов названий. Одно из них было такое шутливое – «Пан директор», и Могилев утвердил именно его! А почему мы так пошутили? Когда сын был маленький, он был не по годам важным и рассудительным, потому родственники постоянно его поддразнивали: «Пан директор!», вот нам и пришло на ум.

– С белорусскими производителями сотрудничаете?

– Около половины нашего товара – белорусского производителя, могилевского, минского. Остальное: Россия, Китай и Турция. Раньше я лично летала в эти страны за товаром. Сейчас, в связи с кризисом, делать это сложнее: одна поездка в Турцию на три дня обходится около 500 у.е., в Китай – больше 1 000 у.е., к тому же дорога туда-обратно занимает неделю! Поэтому используем давние наработанные связи и работаем дистанционно.

– Кризис заставляет некоторых сворачивать свой бизнес, а вы как себя чувствуете?

– Могу сказать точно, что тяжелее нынешнего кризиса за все времена нашей работы еще не было. Сейчас очень низкая покупательская способность, нулевая, можно сказать. Начали остро это ощущать уже года полтора назад.

Какой выход? Постоянно проводим различные акции, к 23 февраля, например, делали скидки до 20%. Пришлось переориентироваться больше на Россию, потому что, как ни крути, а мы очень сильно зависим от курсов валют, а российский рубль более-менее устойчив по отношению к белорусскому. Хоть импортный товар нам гораздо выгоднее экономически, стараемся поддерживать отечественного производителя.

– Руки не опускаются?

– Будем бороться до последнего. То, что мы сейчас не имеем прибыли, это однозначно. Потому что все, что зарабатываем, уходит на аренду, налоги, зарплату продавцам, и кое-какие кредиты есть. У нас осталось много товара, это наша «подушка безопасности», но она уже заканчивается.  А тем, кто сегодня начинает с нуля, очень-очень трудно. Им придется пройти такой же долгий и сложный путь, какой прошли мы.