В конце 2023 года и в нашем лифте – в 10-этажном доме товарищества собственников по адресу: Могилев, проспект Шмидта, 60, появились два стенда для рекламных проспектов.
Причем, когда жильцы несколько раз от одного из них избавлялись – попросту срывали незамысловатую конструкцию, кто-то регулярно возвращал ее на прежнее место.
Захотелось узнать: кто этот «кто-то»?
Я позвонила диспетчеру «Коммунальника» – организации, которая занимается техническим обслуживанием дома. Там уверили, что к появлению рекламных стендов в нашем лифте не имеют никакого отношения. И посоветовали обратиться в ЖЭУ №17, которое назначено уполномоченным лицом по нашему дому, так как с прошлого года в нашем товариществе собственников нет председателя.
Мастер ЖЭУ №17, в свою очередь, ответила, что о рекламных стендах в лифте слышит впервые. По ее словам, разрешение на размещение рекламы в лифте может дать либо организация, которая занимается техническим обслуживанием лифта, либо председатель правления ТС с согласия членов организации.
Обслуживанием лифтов в нашем доме занимается ОАО «Могилевлифт». Начальник участка №2 этого предприятия подробно рассказал про порядок размещения рекламной продукции внутри домов, в подъездах и в лифтах. По его словам, такое разрешение дают только жильцы на собрании собственников. «Если коллективного согласия не было, значит, предприятие, занимающееся распространением рекламы, разместило стенды в лифтах без разрешения – самовольно», – подытожил сотрудник «Могилевлифта».
Оказывается, подобное случается, и довольно регулярно, не только в Могилеве, а и в других городах страны. Когда волна возмущения жильцов поднимается, стенды исчезают, но... по прошествии времени появляются вновь.
Скорее всего, с расчетом на такую реакцию, кто-то и разместил рекламные стенды в нашем лифте? Но опять вопрос: кто? На самих стендах никакой информации о распространителе рекламы нет. При этом рекламные проспекты на стене периодически меняются, то есть, кто-то регулярно заходит в подъезд, зная код. Не дежурить же возле лифта, чтобы застать распространителя на «месте преступления»...
Позвонила в Минск – в Белорусское общество защиты прав потребителей. Там отметили, что обратилась не по адресу, потому что реклама – это прерогатива торговли. И дополнили: скорее всего, разрешение на ее размещение в вашем лифте рекламное агентство получило в управлении торговли Могилевского горисполкома.
Звоню в управление. Там поясняют: их ведомство действительно занимается рекламой, но наружной. А то, что размещено внутри дома, а тем более, в кабине лифта – территория ЖКХ, ЖСК или ТС.
Круг замкнулся. На поиск истины ушло больше трех недель, а воз и ныне там.
С последней надеждой, как представитель товарищества собственников, позвонила на «прямую линию», которую проводил 15 января Могилевский горисполком. Заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства с моим возмущением согласился и посоветовал обратиться в юридический отдел ЖРЭУ Октябрьского района Могилева, который выполняет функции уполномоченного лица по дому №60 на проспекте Шмидта.
Когда реклама в лифте законна?
– На сегодня (разговор шел 26 января – прим. авт.) никаких договоров о размещении рекламы в лифтах 60-го дома по проспекту Шмидта мы ни с кем не заключали, – проинформировал начальник юридического отдела ЖРЭУ Октябрьского района Александр Мазуров. – Функции уполномоченного лица по управлению общим имуществом совместного домовладения мы выполняем с лета 2023 года. Не исключено, что была какая-то договоренность до этой даты с председателем товарищества собственников, но без решения общего собрания (решение фиксируется в протоколе) эта договоренность не имеет юридической силы. Отсюда вывод: реклама в лифтах без проведения общего собрания размещена нелегально.
Александр Мазуров также обратил внимание: разрешение на размещение рекламной продукции внутри домов, в подъездах, в лифтах не дают ни в районных администрациях, ни тем более в ЖРЭУ, ЖКХ или ЖЭУ, хотя именно в эти ведомства рекламные агентства часто обращаются с предложением заключить договор.
По закону рекламодатели должны решать этот вопрос на общих собраниях товариществ собственников либо ЖСК. И только при согласии 50 процентов жильцов плюс 1 голос, то есть, большинства, заключается соответствующий договор с подписями сторон. Причем, все время его действия он хранится у председателя товарищества или уполномоченного лица. То есть, в нашем случае – в юридическом отделе ЖРЭУ Октябрьского района. Начальник отдела заверил, что такого документа у него нет.
Что еще следует знать жильцам
Тот, кто размещает рекламу в лифте (или где бы то ни было), зарабатывает на этом. Я, конечно, не знаю расценок на размещение рекламы в нашем лифте, но недавно нашла в Интернете статью про схожий инцидент, случившийся в Минске. Там автор отмечает, что за год реклама в лифте приносит более 180 долларов оборота. В одном лифте. В доме №60 по проспекту Шмидта их четыре. И я точно знаю, что подобная реклама в лифтах появилась и в других домах Могилева.
Согласно Жилищному кодексу Республики Беларусь лестничная площадка и лифт – это общее имущество собственников квартир. На последних лежит, в том числе, обязанность оплачивать их содержание, эксплуатацию... и ремонт в случае порчи. То есть, если стены лифта придут в негодность и неопрятный вид из-за приклеенных на них рекламных листовок, то оплачивать косметический ремонт будете вы, жильцы, из своего кармана.
– Если допустить факт обращения рекламного агентства к жильцам дома с предложением размещать в лифтах их подъездов рекламу (вынужден отметить, что пока в моей практике такого не было), то на общем собрании жильцов в обязательном порядке обсуждается и вопрос распределения дохода от оказания такой услуги, – разъясняет Александр Мазуров. – Стороны могут договориться размещать рекламу на безвозмездной основе, такое допустимо, но вряд ли в этом будут заинтересованы жильцы дома. Скорее всего, речь будет идти о конкретной сумме, которая должна будет перечисляться на счет товарищества. Собственники этих доходов не получат (не имеют права, поскольку ТС или ЖСК – не коммерческие организации), но использовать вырученные деньги они могут на коллективные нужды проживающих в доме, например, на тот же текущий ремонт подъезда, освещение, обустройство территории у дома и даже парковки.
Александр Мазуров как представитель уполномоченного лица по дому №60 взял на себя обязательство составить заявление в милицию по факту порчи общего имущества совместного домовладения. И пообещал держать в курсе, как будет проходить расследование. Поэтому к этой теме мы еще вернемся, и я обязательно расскажу, чем закончилось история с рекламой в лифтах дома №60 по проспекту Шмидта в Могилеве.