«В 1950-х жизнь в районе станции Березина кипела». 90-летняя бобруйчанка вспоминает, как переехала в город в середине прошлого века

10.9k
Ирина РЯБОВА. Фото: Денис НОСОВ и Александр ЧУГУЕВ. Видео: Денис НОСОВ
В 1950-60-е в СССР люди массово покидали родные деревни и мигрировали в города. В первую очередь, из деревень бежала молодежь в поисках работы, на учебу. Немаловажным для молодых людей был и культурный досуг. Бобруйск не был исключением. О судьбах так называемых «понаехавших» (в этом контексте – в хорошем смысле) читайте в наших материалах.
2020 г. Валентина Игнатьевна Фурс живёт в бараке  у станции «Березина»
2020 г. Валентина Игнатьевна Фурс живёт в бараке у станции «Березина»

«Тягали рельсы, шпалы – мужиков после войны не было»

Валентина Шкрадюк (Фурс) (слева) с подругой. На этом фото ей 18 лет.
Валентина Шкрадюк (Фурс) (слева) с подругой. На этом фото ей 18 лет.

Валентина Игнатьевна Фурс (в девичестве Шкрадюк) родилась в 1933 году в деревне Плесы на Бобруйщине (в то время это был Ковалевский сельсовет Бобруйского округа, а ныне – Телушский сельсовет). У нее было два младших брата и сестра.

Когда началась война, Вале было восемь лет. Отца на фронт не забрали, так как он работал на железной дороге. Маму свою собеседница помнит плохо, говорит, что та «пропала» в годы войны. Женщина заболела тифом, и немецкий врач, которого к ней позвали, сказал, что она не выживет. Никто из родных так и не смог рассказать Вале, где и как умерла ее мама.

Отец потом женился. Одного брата и сестру определили в детский дом, а Валя и еще один брат остались с отцом и мачехой. Вскоре и отец умер. Понятно, что детство у нашей героини было трудным.

– Намучались мы с братом, – вспоминает Валентина Игнатьевна. – Помню, на мусорке найдем курицу дохлую, кипятком ошпарим и едим. Как-то поросенка нашли, притянули домой, осмолили и съели. В колхоз с детства ходили, а когда мне было 15, пошли работать в «путь». Ездили с братом каждый день на поезде в Бобруйск, на станцию «Березина», садились в Плесах. Помню, ходили два таких вагончика от Осиповичей до Бобруйска и дальше, люди называли их «люкс». Тогда пути строили. Мы тягали рельсы, шпалы – мужиков после войны не было. У нас сезонно работали 20 человек, из них мужиков – только два. Платили немного, но мы были рады и этой копейке.

«Тогда закрывали шлагбаум вручную – веревками тягали его»

В декабре 1950 года, в возрасте 17 лет Валентина переехала в Бобруйск навсегда. Устроилась работать на железную дорогу. Сначала ее приняли рабочей по уборке шлака в 18-ю дистанцию пути станции Березина, спустя год – путевой рабочей, затем стала дежурной по переезду, стрелочницей, старшим дежурным стрелочного поста, уборщицей производственных помещений.

Валентина Фурс (посередине) с коллегами на работе. Ей около 30 лет.
Валентина Фурс (посередине) с коллегами на работе. Ей около 30 лет.

– Как пошла на эту «железку», так до пенсии и добыла, – говорит Валентина Игнатьевна. – Конечно, сначала очень трудно было молодой девчонке на такой работе. Поезда останавливались, сбрасывали шлак, заправлялись водой, а мы должны были этот шлак вынести, чтобы шпалы не горели. Когда была дежурной по переезду, мы сидели и шлагбаум на дороге закрывали, когда поезд идет, чтоб машины не ехали. Тогда закрывали шлагбаум вручную – веревками тягали его. Переездов было много, я на разных работала. А когда они стали закрываться сами, многие ушли работать на шинный, и мне тоже предлагали. Но я отвечала: «С «пути» никуда не пойду». Я нагоревалась в молодости, а тут устроилась на работу и уже боялась куда-то уйти. В 1970-м пошла стрелочницей. Где сейчас станция – был пост, туда приходил маневровый поезд. Вагоны отцепляли, подавали на разные направления, а мы, стрелочники, переводили стрелки, куда нужно. Раньше это тоже делали вручную. Фонари стояли возле каждой стрелки, потому что работали и по ночам.

Валентина Игнатьевна вспоминает, что в начале 1950-х начальником станции Березина был Незнаев, затем – Молибошко, в 1960-х – Хоухлянцев, в конце 1960-начале 1970-х – Краминкин.

Валентина Игнатьевна Фурс (вторая слева) на работе с коллегами.
Валентина Игнатьевна Фурс (вторая слева) на работе с коллегами.

Как только Валентина устроилась на работу, ей выделили место в квартирке на улице Циолковского, 2-б. Это деревянный барак недалеко от станции Березина, в него наша героиня вернется в 1989-м и будет жить там по сей день.

А тогда, в начале 50-х, в этой квартирке жили три девушки, все работали на станции. Фамилию одной из них собеседница помнит – Стельмак, а второй – уже позабыла.

«И ресторан, и магазины, и ларьки разные»

Валентина Игнатьевна рассказывает, что жизнь в этом районе в ее молодости кипела:

– Станция «Березина» была в то время главной, здесь останавливались не только товарные, но и все пассажирские поезда. А станция «Бобруйск» была только товарной. Потому на Березине жило очень много народа, и в районе было все, что нужно для жизни. И ресторан (в здании вокзала), и магазины, и ларьки разные, и парикмахерская, и даже тир. А какая пристань была богатая!.. Клуб деревянный был рядом, в переулке Привокзальном. Там танцы проходили, концерты разные, кино показывали. Молодежь со всего города к нам приезжала. На танцах играл гармонист, и проигрыватель был. Позже клуб развалили, на его месте построили садик, а сейчас это здание пустует. Был неподалеку еще один садик, сейчас там жилые квартиры. До 90-х в районе была и своя общественная баня.

Март 2023, Бобруйск, район станции «Березина». На этом пустыре в 50-е был клуб, в доме слева – детский сад, рассказывает героиня материала.
Март 2023, Бобруйск, район станции «Березина». На этом пустыре в 50-е был клуб, в доме слева – детский сад, рассказывает героиня материала.

Где сейчас центральный рынок – люди тоже торговали, прямо на улице, не было никаких навесов.

В «город» ходил автобус-«двойка», но мы на нем редко ездили: 15 минут ходьбы – и вот он, базар. Да и редко мы выходили в «город». К тому же мы, деревенские, были «дикими» и боялись куда-то выходить, – смеется собеседница.

Валентина Игнатьевна Фурс (второй ряд, первая слева) с коллегами на экскурсии в Минске, 1980-е годы.
Валентина Игнатьевна Фурс (второй ряд, первая слева) с коллегами на экскурсии в Минске, 1980-е годы.

«С будущим супругом познакомились на танцах»

С будущим супругом Иваном Валентина познакомилась в том самом клубе на танцах. Ей тогда было 24 года, ему – 22. В этом районе было несколько воинских частей, солдаты часто приходили в клуб.

– Иван служил здесь, а потом их часть перевели в Рязань. Мы переписывались, я думала: подружили, уехал, и на этом все. Но оказалось иначе. Наш барак ремонтировали, и я жила на квартире в переулке Обводном. И вот как-то легли мы с хозяйкой спать, и она говорит: «Валя, за окном солдат какой-то». Я сразу догадалась, что это он. Иван даже домой не поехал (а родом он был из Гомельской области), сразу ко мне. Скоро мы поженились.

Валентина Фурс в молодости.
Валентина Фурс в молодости.

После замужества Валентина с мужем недолгое время жили в поселке Новый Свет (сейчас это улица Ермака), потом ей выделили квартиру у меховой фабрики на Бахарова. Там у них родилось трое детей.

Супруг работал в воинской части, ему предлагали жилье в Ленгородке, но Валентина отказалась, говорит, что сильно хотела на станцию – привыкла здесь жить, и станция ей даже снилась. Женщина добилась, чтобы им выделили жилье в доме №28 по переулку Переездному, это рядом со станцией Березина. Был там у супругов огород, хозяйство, но потом «начальник станции запретил свиней держать». Позже наша героиня написала заявление «на расширение» и в 1989 году переехала в этот барак, где живет и сейчас. В 1990-м ее супруга не стало.

2020 г. Валентина Игнатьевна Фурс живёт в бараке  у станции «Березина»
2020 г. Валентина Игнатьевна Фурс живёт в бараке у станции «Березина»

Трудилась до 74 лет

К сожалению, один из сыновей Валентины Игнатьевны погиб. Второй сын имеет инвалидность, живет в том же бараке. Дочь Наталья долгое время жила в России, вернулась в Бобруйск в 2002-м, работала также на станции приемосдатчиком груза и багажа.

Валентина Игнатьевна Фурс в кафе «Авиатор» во время празднования своего 90-летия.
Валентина Игнатьевна Фурс в кафе «Авиатор» во время празднования своего 90-летия.

На пенсию Валентина Фурс ушла в 1988 году, но еще 19 лет после этого работала – грузчиком в магазине №6 на станции Березина, банщиком в местной бане, станционной рабочей, истопником амбулатории станции Березина и на других местах. Трудилась до 74 лет, из них в штате станции – «38 лет и 18 дней».

Ее старый неблагоустроенный барак, рассказывает Валентина Игнатьевна, обещали снести еще в 90-х годах, а взамен дать нормальное жилье, но пока все без изменений. Женщина носит воду из колонки, покупает дрова, топит печь. Мыться ездит в баню или к дочери. Пока, говорит, справляется.

Дочь Наталья живет в квартире, зовет маму к себе, но та не хочет. Район станции Березина – почти вся ее жизнь, и она отсюда – никуда.

Недавно Валентина Игнатьевна праздновала 90-летие. Дочь устроила ей праздник в кафе.

«Какой бы тяжелой ни была жизнь в детстве, а это родное»

Родительский дом брат Валентины Игнатьевны перевез в деревню Крупичи. Сегодня брата нет, а домик уже совсем ветхий. В родную деревню женщина ездит иногда, проведать могилки родных. Живых там никого уже не осталось.

– Бобруйск мне тоже давно стал родным, но как поеду в свою деревню, так туда тянет... – объясняет женщина. – Какой бы тяжелой ни была жизнь в детстве, а это родное. Знаете, раньше и веселее как-то жили. Голодали, работали много, но все равно. И деревня наша когда-то была большая. Кажется, было б где жить, жила бы там и сейчас...

Март 2023. Валентина Игнатьевна Фурс (Шкрадюк) проработала на станции «Березина» с 1951 по 1988 г.
Март 2023. Валентина Игнатьевна Фурс (Шкрадюк) проработала на станции «Березина» с 1951 по 1988 г.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

16 (28) сентября 1873 года было открыто движение поездов от Минска до Бобруйска. Нынешнее здание вокзала станции Березина появилось в 1908 году.

Об этом здании читайте подробнее в публикации:

С 1921 года станция Березина входила в службу эксплуатации Минского отделения Западной железной дороги, с 1922 года – в Жлобинское отделение. В 1955 году Жлобинское отделение дороги было ликвидировано, участки Жлобин-Осиповичи и Бобруйск-Рабкор перешли в ведение Могилевского отделения.

В 1992 году создается объединенная станция «Бобруйск», в штат которой с апреля 1992 года вошли станции Березина, Савичи, Телуша, Красный Брод, Брожа, Ратмировичи, Бумажково, Рабкор и Мирадино. В том же году на базе станции Березина была организована городская товарная станция, подчиненная объединению «Дортрансконтейнер», но просуществовала только год. А в 1994 году после реорганизации в едином подчинении остаются только станции Бобруйск, Березина и Красный Брод.

Март 2023. Валентина Игнатьевна Фурс (Шкрадюк) проработала на станции «Березина» с 1951 по 1988 г.
Март 2023. Валентина Игнатьевна Фурс (Шкрадюк) проработала на станции «Березина» с 1951 по 1988 г.

С распадом Советского Союза и падением экономики резко упали и объемы перевозок грузов, стала замирать работа на станциях. Уменьшилось до 2-х количество маневровых тепловозов, снизилась классность станций. Станция Бобруйск была отнесена ко 2-му классу, Березина – к 3-му. 2000 год был самым критичным.

Сейчас станция Березина является грузовой, а объединенная станция «Бобруйск» относится уже к 1-му классу.