Наша история. Вокзал станции Березина – место уникальное

3021
Для любителей путешествовать вокзал станции Березина – место уникальное. Здесь все дышит стариной. Фасад одноэтажного кирпичного здания, которому уже больше века, декорирован пилястрами. Полукруглое обрамление окон с лучковыми перемычками завершено профильными карнизами.

Мозаичная карта железных дорог Советского Союза в зале ожидания железнодорожного вокзала станции Березина. Ее автор – бобруйскийМозаичная карта железных дорог Советского Союза в зале ожидания железнодорожного вокзала станции Березина. Ее автор – бобруйский художник Семен Абрамов.

С виду словно и не вокзал вовсе – скорее старинная дворянская усадьба. Кроме того, в здании есть еще одна редкая музейная реликвия: в зале ожидания можно увидеть мозаичную карту железных дорог уже несуществующего государства – Советского Союза.

Ее автор – бобруйский художник Семен Абрамов. Выпускник Горьковского художественного училища. Человек с непростой судьбой, в биографии которого было два концлагеря, два детдома и раннее вдовство с двумя детьми. Работы Семена Тихоновича хранятся в 12 музеях России и Беларуси, а также в частных собраниях Америки, Англии, Австралии, Франции, Германии, Польши, Болгарии. Он член союза художников СССР, участник многих выставок. Работает в основном в технике живописи и акварели, но среди его творений немало и шедевров монументального искусства. Уникальная карта на вокзале станции Березина – одна из таких работ. Причем, в прошлом году она отметила юбилей – 40 лет со дня создания.

– Работа была сложной и заняла несколько месяцев. Треть этого времени ушло на эскиз, потому что его нужно было рисовать в натуральную величину. Для этого понадобилось огромное помещение – ведь карта заняла почти сто квадратных метров, – вспоминает Семен Тихонович. – Саму схему железных дорог мне представили на станции, а я проиллюстрировал ее изобразительными элементами, связанными с культурой и промышленностью отображенных городов. Материал для воплощения 19_mozaikaработы привезли с одного из российских керамических заводов – огромный грузовик! Затем в будке стрелочника, расположенной недалеко от вокзала и сохранившейся еще с дореволюционных времен (сейчас, правда, ее уже нет), мы с помощником фрагментами выкладывали это панно, а затем при помощи строительных лесов в определенном порядке клеили их на стену. Помню восхищение пассажиров, когда работа была готова.

Не менее интересно путешественникам будет узнать и тайны исторического прошлого станции Березина. Первое деревянное строение здесь появилось еще в 1873 году. А в 1904-­м здесь побывал император Николай II. Известна даже точная дата визита самодержца на станцию – 21 декабря. Об этом есть запись императора в его личном дневнике. Да и старожилы сохранили свои предания. Рассказывали, что кто-­то из сопровождения императора бросал в толпу собравшихся горожан медные монеты. Еще один интересный факт. В 1891 году, когда был произведен выкуп в казну Либаво­-Роменской железной дороги, в силу вступило «Положение о врачебной службе на эксплуатируемых и строящихся казенных дорогах». На станции Березина был открыт приемный покой. Рассчитан он был на две койки. Нынешнее здание вокзала станции Березина площадью почти 650 квадратных метров появилось в 1908 году. А восемь лет назад было реконструировано. Кстати, во время этих работ строители, вскрывая полы, обнаружили недействующий подземный тоннель, ведущий прямиком в Бобруйскую крепость! Видимо, сто лет назад станция имела стратегическое военное значение. Кроме того, до недавнего времени поезда дальнего следования останавливались только на Березине. Именно на этой станции провожали и встречали бобруйчане своих родных.

Татьяна СЕРЕГИНА, газета «Железнодорожник Белоруссии».