«Я у евреев много чего переняла, даже мацу научилась готовить». Бобруйск 60-х вспоминает бывший тренер, переехавшая из России

8181
Ирина РЯБОВА. Фото: Денис НОСОВ и из личного архива героини. Видео: Денис НОСОВ.
Тамара Мурашко приехала в Бобруйск в 1961-м, а родом она из Ульяновской области России. Сегодня женщине 85, и она вспоминает, каким был город в те годы, какие люди его населяли, и что не так было с районом Шаманка.

В 1950-60-е в СССР люди массово покидали родные деревни и мигрировали в города. В первую очередь, из деревень бежала молодежь в поисках работы, на учебу. Немаловажным для молодых людей был и культурный досуг. Бобруйск не был исключением. О судьбах так называемых «понаехавших» (в этом контексте – в хорошем смысле) читайте в наших материалах.

Тамара Даниловна Мурашко сегодня.
Тамара Даниловна Мурашко сегодня.

Как попала в Минск, а потом и в Бобруйск

Тамара Даниловна Мурашко (в девичестве Макеева) родилась 2 декабря 1937 года в поселке городского типа Глотовка Ульяновской области России. В семье было семеро детей, она младшая.

Тамаре 20 лет. В годы учебы в техникум физической культуры в Уфе.
Тамаре 20 лет. В годы учебы в техникум физической культуры в Уфе.

Отец ее вернулся с советско-финской войны (1939-1940) весь израненный, «живого места на нем не было». Поэтому на войну, начавшуюся в 1941-м, его не взяли, а назначили начальником топливного склада обеспечения паровозов.

После войны мать Тамары сильно заболела, и старшая дочь забрала ее к себе в город Мелекесс (сейчас Димитровград) Ульяновской области. В 7-м классе наша героиня осталась дома одна, только что с котом. Учеба в старших классах школы была платной, родные нашли деньги и сказали Тамаре учиться дальше.

– В 10-м классе к нам прибыла учительница по физкультуре, которая мне очень нравилась, и я вызвала у нее симпатию, поскольку с детства была способной к разным видам спорта, – вспоминает собеседница. – Она предложила мне поступать в Башкирский республиканский техникум физической культуры в Уфе, я к ней прислушалась. Это заведение было базовым для института физической культуры в Минске. Многие ехали туда учиться, уговорили и меня. И вот 3 августа 1958-го года я сдала последний госэкзамен в техникуме и 6 августа приехала в Минск на сдачу первого экзамена в институт. Мне тогда шел 21-й год.

Тамара (посередине) с подругами Женей Масловой и Аней Радкевич в общежитии во время учебы в институте физкультуры в Минске. 1958 год.
Тамара (посередине) с подругами Женей Масловой и Аней Радкевич в общежитии во время учебы в институте физкультуры в Минске. 1958 год.

После трех курсов Тамара встретила свою судьбу – будущего мужа Константина, на год старше ее, он учился в том же институте. Был из Витебской области, но по распределению попал в Бобруйск. И Тамара поехала за ним, они расписались.

Институт она оканчивала заочно, так как супруг сказал: «Я не для того женился, чтобы ты уехала». Так в 1961-м Тамара Даниловна оказалась в Бобруйске, где и живет по сей день.

«Площадь рядом с вокзалом такая бедненькая была»

Первые впечатления о Бобруйске у нашей героини были такими:

– Приехала я сюда к будущему супругу на автобусе. Автовокзал тогда находился на Советской, где сейчас отделение «Беларусбанка», недалеко от рынка. Вокруг – обычные хаты и грязь, ни асфальта, ничего. Впечатления были не очень хорошие, пока я не дошла до Московской.

Бобруйск, улица Интернациональная, конец 1960-х.
Бобруйск, улица Интернациональная, конец 1960-х.

Позже, когда впервые ехала на поезде в Бобруйск, почему-то ожидала увидеть шикарный вокзал, как в Ульяновске (хотя по сегодняшним временам там тоже было скромно). Но приехала и подумала: «Боже мой, как у нас в России полустанок какой-нибудь». Здание вокзала было одноэтажное, кирпичное, запомнилось мне каким-то неухоженным. Внутри были простые скамейки, площадь рядом с вокзалом такая бедненькая была, стояли дома типа бараков, где жили железнодорожники, рядом магазинчики.

С вокзала я вышла на улицу Интернациональную, шла долго, кругом – частный сектор, и у всех – сады, а в них много яблок и груш. Я подумала: «Как им тут хорошо живется!»

Когда деревья еще были маленькими... Бобруйский парк, 1960-е.
Когда деревья еще были маленькими... Бобруйский парк, 1960-е.

Позже мы с мужем пошли погулять в парк на Интернациональной. Деревья там были только посажены. А кинотеатр «Мир» уже был.

Улица Интернациональная тоже при мне развивалась. В 1969 году на ней начал застраиваться микрорайон №1. Сначала появились эти две пятиэтажки возле нынешнего магазина «Перекресток», а потом пошло все строиться!.. Стадион «Спартак» уже был, когда мы приехали, но состояние его было «аховое».

«Здесь я впервые столкнулась с еврейским населением»

Первые шесть лет семья Мурашко снимала небольшую комнатку в частном доме №80 на улице Московской. В 60-х здесь был сплошной частный сектор с огородами.

– Здесь я впервые столкнулась с еврейским населением, его в этом районе было большинство, – вспоминает Тамара Даниловна. – Мы снимали комнатку в половине дома, где жили тетя Поля и дядя Исаак, очень хорошие люди. Дети их уже выросли и жили отдельно. Рассказывали, что это были дети Поли, а Исааку они приходились племянниками родными. Брат его погиб на войне, а у них закон такой был: если есть другой брат, неженатый, он должен забрать эту семью себе.

Тамара Даниловна Мурашко у себя на даче. Бобруйск, январь 2023 год.
Тамара Даниловна Мурашко у себя на даче. Бобруйск, январь 2023 год.

Еврейские семьи жили между собой очень дружно: у кого-то яйца лишние – он несет тете Поле, у нее что-то есть – она идет к тете Фене и делится. Они постоянно ходили друг к другу в гости, а вечерами играли в карты на копейки. Начинают считать, сколько кто выиграл-проиграл, и хохочут!.. Тетя Поля и дядя Исаак часто ходили к друзьям Петровским, которые жили на Чонгарской.

Помню, я как-то отличилась. В субботу, пока они отсутствовали, я решила в доме порядки навести. Думаю, придет тетя Поля, будет довольна, что я так убралась. Ей, конечно, понравилось, но она сказала: «Тамара, больше никогда так не делай в субботу». Ведь у них в субботу работать нельзя.

... Я у евреев много чего переняла, даже научилась мацу готовить. Мы хорошо ладили, но, когда в 1962-м родился наш первенец Андрей, они культурно намекнули: «Ребенок растет, вы подыщите квартиру попросторнее». Хотя дядя Исаак очень любил детей, он мне постоянно говорил: «Если куда надо, иди, я ребенка покачаю».

«Рядом с детской больницей находился пустырь, который называли сенобазой»

В институте Тамара и Константин Мурашко получили специальности тренера-преподавателя по легкой атлетике. В Бобруйске Константин Яковлевич пошел работать в детскую спортивную школу №1, находилась она тогда на ул. Дзержинского, недалеко от базара.

Школа-интернат в Бобруйске (сейчас УОР).  1960 годы.
Школа-интернат в Бобруйске (сейчас УОР). 1960 годы.

– Школа располагалась в длинном доме типа барака, – вспоминает Тамара Даниловна. – В ней были отделения легкой атлетики, гребли, лыжное. Меня тоже взяли тренером по легкой атлетике, моя специализация была – барьерный бег. Работала я там практически до рождения Андрея, только в день родов не вышла на работу. А после находилась в декретном отпуске только 52 дня, такие были законы.

В конце 1960-х семье выделили квартиру от работы в доме №34-а по улице 50 лет Октября, рядом с детской больницей. В 1970-м у них родился второй сын, Дмитрий. Воспоминания о районе, который называли Шаманка, у нашей героини не самые радужные:

– Вокруг маленькие домишки. Детская больница частично уже была, я детей на осмотры туда водила. Рядом с ней находился пустырь, который называли сенобазой, там росла трава и стояли копны сена. Когда к нам приезжала свекровь из деревни, она не могла долго сидеть на втором этаже и шла на эту сенобазу загорать, пока мы на работе.

Бобруйск, 1974 год. Занятия воспитанников школы-интерната спортивного профиля на стадионе «Спартак».
Бобруйск, 1974 год. Занятия воспитанников школы-интерната спортивного профиля на стадионе «Спартак».

Поговаривали, что Шаманка – хулиганский район, что там бандитов много. Я слышала, что в местных озерах даже людей топили. Но мы с мужем настолько отдавались своей работе и своим детям, что сильно не вникали в разные слухи.

Дети наши ходили в 19-ю школу. Старший сразу в спортивную секцию пошел, а младший машинки и конструкторы из рук не выпускал, так с раннего детства они определились с будущими профессиями. Позже нам от работы выделили более просторную квартиру по Интернациональной.

«Ездили по деревням, искали спортивных ребят»

В 1971 году на базе бобруйской школы-интерната был создан филиал республиканской школы-интерната спортивного профиля (ныне это училище олимпийского резерва). А в 1972-м Тамара Даниловна и Константин Яковлевич перешли работать туда. Этому предшествовала интересная история.

Тамара Даниловна (в верхнем ряду вторая) со своими учениками на стадионе, конец 1970-х.
Тамара Даниловна (в верхнем ряду вторая) со своими учениками на стадионе, конец 1970-х.

– Сначала в школе-интернате спортивного профиля не было отделения легкой атлетики, – рассказывает собеседница. – Перед самым Новым годом республиканское руководство наведалось в Бобруйск проверить работу спортивных баз, о их приезде не знал никто. И вот приезжают они на «Спартак», где у нас проходит тренировка. На часах 6 или 7 вечера, народ уже салаты строгает к празднику, а мы о гулянке даже не думаем, у нас море людей занимается… И после этого выносят они решение: закрыть некоторые виды спорта в школе-интернате, а легкую атлетику туда перевести. Так мы с мужем и перешли работать туда. Помню, директором этого учреждения тогда был Одинец, в 1972-м стал Марат Гисов, потом Морозов Борис Георгиевич, потом Русак Геннадий Евгеньевич. Мой муж в 1972 году был назначен завучем по спорту, а в 1983-м тоже стал директором. В этой должности он отработал более 15 лет, а в 2000-м после инсульта его не стало…

Константин Яковлевич Мурашко (слева) получает Почетную грамоту от Министерства спорта.
Константин Яковлевич Мурашко (слева) получает Почетную грамоту от Министерства спорта.

Тамара Даниловна вспоминает, как трудно шло становление будущего УОР. Ведь еще долго люди, по старой памяти, воспринимали это учреждение как школу-интернат для детей без родителей.

– Воспитанников школы-интерната тогда расселили по соответствующим домам, а в спортивное учреждение начали набирать детей из нормальных семей, способных к спорту. Но «слава» о былом заведении еще долго жила. Мы ездили по деревням, искали спортивных ребят, девочек, уговаривали родителей отдать ребенка на обучение. Первое время родители, едва услышав, откуда мы, говорили: «Нет, там дети такие…». А потом все пошло. Дети стали сами приводить знакомых, советовали, давали нам адреса перспективных мальчиков и девочек.

Школа-интернат спортивного профиля на первомайской демонстрации, начало 1970-х.
Школа-интернат спортивного профиля на первомайской демонстрации, начало 1970-х.

В 1989 году филиал республиканской школы-интерната спортивного профиля преобразовали в училище олимпийского резерва (УОР).

Тамара Даниловна вспоминает своих коллег: тренера по велоспорту немца Шальца, который потом уехал в Германию, Игоря Карпенко (Заслуженный тренер БССР, мастер спорта СССР по велоспорту, который основал в Бобруйском УОР отделение велоспорта), тренеров по метанию Кима Абрамовича Дреера и Тамару Антоновну Шункевич, тренеров по легкой атлетике Григория Крискевича и Леонида Хаткевича, Светлану Шатохину, которая была ее ученицей, а затем и сама стала тренером.

Бобруйск, площадь Победы, 1987 год. Тамара Даниловна и тренер Светлана Шатохина с командой юношей-победителей традиционной городской эстафеты к 9 мая. Второй справа в
Бобруйск, площадь Победы, 1987 год. Тамара Даниловна и тренер Светлана Шатохина с командой юношей-победителей традиционной городской эстафеты к 9 мая. Второй справа в нижнем ряду – Сергей Оленюк, будущий мастер спорта, победитель многих всесоюзных и международных соревнований.

За время работы Тамара Мурашко подготовила немало участников и призеров всесоюзных, международных и республиканских соревнований, мастеров спорта БССР и РБ, кандидатов в мастера спорта. Так, она была первым тренером Андрея Михневича – Заслуженного мастера спорта Республики Беларусь в 2006 году, чемпион мира 2003 года. Среди ее воспитанников – Игорь Маринин, Олег Виткаускас, Игорь Матвеенко, Юрий Касьянов, Игорь Прокопов, Сергей Иванов, Олег Пашкевич, Раиса Гацко.

Бобруйск, выпускной в УОР, 1982 год. Слева стоит: директор Русак Геннадий Евгеньевич. Внизу слева сидят: завуч Мурашко Константин Яковлевич, военрук Бычков В М.,
Бобруйск, выпускной в УОР, 1982 год. Слева стоит: директор Русак Геннадий Евгеньевич. Внизу слева сидят: завуч Мурашко Константин Яковлевич, военрук Бычков В М., тренер-преподаватель легкой атлетики Дреер Ким Абрамович (17.09.37-6.06.2022).

Тренером-преподавателем в УОР Тамара Мурашко работала до 2013 года, то есть, до 76 лет! Параллельно вела курсы «Методика спортивной тренировки».

Тамара Даниловна Мурашко со своим орехом. Бобруйск, январь 2023 года.
Тамара Даниловна Мурашко со своим орехом. Бобруйск, январь 2023 года.

И сейчас, в свои 85, Тамара Даниловна хорошо выглядит, она энергичная и позитивная. Имея квартиру на Интернациональной, большую часть времени проводит в старом домике бывшей свекрови возле медколледжа, который использует как дачу. Говорит, что в квартире скучно, а здесь всегда работа найдется: каждый день нужно дрова принести, печи протопить, снег почистить во дворе. А летом так и вовсе не соскучишься: банька, огород. Тамара Даниловна сама сажает грядки, полет, собирает урожай, даже картошку сама копает. Собеседница показывает ведро с бульбой, выращенной собственноручно: крупная, здоровая, удобренная одной золой из печи.

Также гордость нашей героини – дерево грецкого ореха, саженец которого она привезла когда-то из Одессы, где была на соревнованиях. Дерево плодоносит, и орехов хватает не только ей, но и всем близким, и гости без угощения не уходят.

Сыновья Тамары Даниловны живут и работают в Бобруйске. Старший Андрей продолжил спортивную династию, сейчас он – тренер-преподаватель по легкой атлетике в УОР. Младший Дмитрий не зря машинки из рук не выпускал – занимается автомобилями.

Тамара Даниловна Мурашко возле своего дачного домика. Бобруйск, январь 2023 год.
Тамара Даниловна Мурашко возле своего дачного домика. Бобруйск, январь 2023 год.

Не жалеет ли Тамара Даниловна, что судьба когда-то привела ее в Бобруйск и что здесь она прожила большую часть своей жизни?

– Тоска по родным местам никогда не проходит и не пройдет, – с легкой грустью отвечает собеседница. – Недаром есть такая поговорка: «Где родился, там и пригодился». Когда приезжает внук из Минска, он показывает мне в интернете мою родную улицу сегодня… и в душе у меня тоска неописуемая. Но, думаю, если у человека сложилась семья, и он любит свою работу, то в любом месте ему будет комфортно. У меня хорошие друзья, я по сей день дружу не только с учениками, но и с их родителями. Со многими мы как родные. После смерти мужа меня звали домой. Но как я поеду: здесь квартира, дети, а кто будет к мужу на могилку ходить... Да и привыкла я за столько лет к Бобруйску. Пожалуй, уже считаю себя белоруской.

Тамара Даниловна Мурашко сегодня.
Тамара Даниловна Мурашко сегодня.

Напоследок мы еще раз листаем вместе с героиней ее семейный альбом, вспоминая, каким был Бобруйск много лет назад и как молоды мы сами были когда-то!..

Тамара Даниловна Мурашко со своей ученицей.
Тамара Даниловна Мурашко со своей ученицей.
Выпускной  в актовом зале школы-интерната спортивного профиля, 1970-е. Мурашко Константин Яковлевич и Горелик Марат Мойсеевич,
Выпускной в актовом зале школы-интерната спортивного профиля, 1970-е. Мурашко Константин Яковлевич и Горелик Марат Мойсеевич,
Тамара Даниловна Мурашко (вторая справа) с коллегами и выпускниками, 1976 год.
Тамара Даниловна Мурашко (вторая справа) с коллегами и выпускниками, 1976 год.
Конец 70-х. Работники школы-интерната спортивного профиля во время матчевой встречи с гостями из Чернигова, тогда это было большое событие. Слева направо: в верхнем ряду
Конец 70-х. Работники школы-интерната спортивного профиля во время матчевой встречи с гостями из Чернигова, тогда это было большое событие. Слева направо: в верхнем ряду – тренеры Дренор Ким Абрамович и Вашкевич Евгений Михайлович; в среднем – Бородай (гость из Чернигова), Константин Мурашко, тренеры Шатохин Ю.Н., Хаткевич Л.И., Донской В.М.; в нижнем – гость из Чернигова (имя не помнит), Тамара Мурашко, тренер Усанов В.И., завуч ДЮСШ Меркулов.
Коллектив школы-интерната спортивного профиля, 1970-е. Справа – Шустерман Г.С. (тренер по вольной борьбе, будущий Заслуженный тренер БССР,  сейчас живет в Израиле). В
Коллектив школы-интерната спортивного профиля, 1970-е. Справа – Шустерман Г.С. (тренер по вольной борьбе, будущий Заслуженный тренер БССР, сейчас живет в Израиле). В берете – Гисов Марат Денисович, директор.
Награждение победителей Первенства по кроссу в парке. Справа – Тамара Мурашко, рядом с ней ст. тренер Крискевич Г.Г., завуч Завгородний А.И. На заднем плане – Савотина
Награждение победителей Первенства по кроссу в парке. Справа – Тамара Мурашко, рядом с ней ст. тренер Крискевич Г.Г., завуч Завгородний А.И. На заднем плане – Савотина Людмила Николаевна, учитель математики, будущая заведующая гороно.

Еще по теме: