Все началось на набережной Ялты
Еще в 9-м классе мама Лены отдала дочь на курсы кройки и шитья. Окончив их, девочка стала шить себе платья и юбки. А позже, будучи уже сама мамой, обшивала всех членов семьи. Но, как признается Елена Николаевна, ее постоянно тянуло к творчеству. Во время поездок в Москву и Питер обязательно ходила в Третьяковку, Эрмитаж, Русский музей, любовалась шедеврами. Но сама начать что-то делать все не решалась. Пока в 2012 году с семьей дочери не поехала на отдых в Ялту.
Там, на набережной, Елена увидела пожилую женщину, которая вышивала бисером картины на религиозную тему и продавала их.
– Меня это очень вдохновило! – признается героиня.
Вернувшись домой и немного подучившись у знакомой, которая, как оказалось, тоже вышивала бисером, Елена приступила к своей первой картине, тоже на тему религии. Свои работы она потом дарила родственникам и друзьям.
Вышивала около трех лет, но потом пришлось остановится.
– Бисер – это очень захватывающе, – объясняет Елена Николаевна. – Такая вышивка прекрасно развивает моторику рук, но, к сожалению, плохо влияет на зрение.
Последней ее работой была вышитая икона Святой Елены, ее Елена Полякова оставила себе.
Ленты – это модно
Отложив в сторону бисер, женщина начала думать о новом хобби. И тут снова помог случай. Елена вспомнила, что у нее уже давно лежит дома набор для вышивания лентами, который ей привезла приятельница из Калининграда.
– Она знала, что я ищу себе новое занятие, и привезла мне такой подарок. Сказала, что это очень модно, и что, возможно, мне понравится.
В наборе для вышивания был принт «цветочная корзина», иглы и ленты.
– И я стала вышивать так, как понимаю, – смеется Елена Полякова.
На первую картину ушло около недели. И автор захотела услышать оценку своего труда от тех, кто этим занимается давно.
– Я нашла женщину в интернете, она бобруйчанка, но живет в Минске. Сфотографировала свою работу и отправила ей, – рассказывает Елена Николаевна. – Она у меня спросила: «Это ваша первая работа?» Я ответила: да. И тогда она написала, что у меня все получится.
Какая женщина не любит цветы?
Четыре года назад Елена Полякова стала работать с лентами как ремесленник, и с того времени у нее ежедневно уходит на создание картин около 5-6 часов, кроме воскресенья и дней, на которые выпадают религиозные праздники (их героиня чтит). Предпочтение в тематике она отдает цветам.
– Какая женщина не любит цветы? – улыбается героиня.
Елена Полякова предпочитает «рисовать» лентами все, кроме гвоздики и анютиных глазок.
– Гвоздику люблю только ту, которая растет на земле, а у анютиных глазок достаточно сложная раскраска. Но в будущем планирую научиться вышивать и их тоже.
На картинах мастерицы часто «расцветают» сирень, розы, ромашки, маки, одуванчики.
– Наиболее затратно по времени создавать сирень, потому что для нее требуется много заготовок. Ведь для того чтобы получить пышную гроздь, нужно каждый цветок делать отдельно, – разъясняет Елена. – Но в этом мне помогает моя 85-летняя мама. Все заготовки делает она.
Россияне рисуют, бобруйчане обрамляют
Для таких картин можно использовать готовый принт или вышивать с чистого листа, во втором случае рисунок на габардин нужно наносить самостоятельно. В этом Елене помогают российские мастера, она говорит, что у нас не нашла тех, чье качество работы ее бы устроило.
Атласные ленты или ленты из органзы она покупает в Минске, пыталась заказывать в Китае, но качество также не понравилось.
А вот рамки для картин заказывает в бобруйской багетной мастерской, где, по ее словам, как раз совпало: и качество, и цена. В среднем одна рамочка стоит от 15 до 25 рублей.
Самодеятельная художница также использует чешский бисер, стразы и стеклярус.
Одна заказала свой фотопортрет, а другая – фиолетовые розы
Работы Елены Поляковой уже побывали на выставках в Гомеле, Жлобине, Светлогорске, Солигорске, Осиповичах, Минске. Востребованы ее работы и в родном городе. В том числе и среди бывших бобруйчан (хотя бывших бобруйчан, как известно, не бывает). Так, ее картины украшают интерьеры в Санкт-Петербурге и Сургуте, Таллине, городах Израиля. Чаще всего картины с лентами заказывают женщины, но есть и исключения.
– Несколько лет назад один бобруйчанин заказал для своего мебельного салона в одном из российских городов 15 моих картин, – вспоминает мастерица.
И, по ее словам, это еще не самый большой заказ, который у нее был:
– Есть одна бобруйчанка, которая постоянно заказывает у меня картины и дарит их своим близким, друзьям на праздники. Она считает, что картина – это действительно тот подарок, который в любой ситуации может порадовать. А меня такое отношение к моему труду очень вдохновляет и радует!
Среди заказов встречаются и нестандартные:
– Одна женщина к своему дню рождения, который будет в мае, заказала свой портрет. Она мне прислала фото, по нему уже готов принт. В высоту картина будет 75 сантиметров, а в ширину – 40. Я думаю, что получится очень красиво!
– Еще одна клиентка как-то заказала фиолетовые розы. Я очень долго сопротивлялась этому решению, – улыбается самодеятельная художница, – но результат превзошел все мои ожидания. Получилось очень красиво – на пятерку по пятибалльной системе. Хотя я редко так высоко оцениваю свои работы.
Что касается дохода
По словам Елены, заработок от творчества она никогда конкретно не подсчитывает, поясняя это так: «Здесь я заработала, а тут пошла и сразу приобрела ленты и ту же рамочку». Кстати, в стоимость работы, по ее словам, она никогда не включает стоимость ленты. В итоговую цену входит стоимость принта (в зависимости от размера – от 5 до 20 руб.), рамки и собственно работа.
– Но, к сожалению, последний год сильно отразился на доходах бобруйчан: сегодня картина за 50 рублей – это дорого, – говорит Елена Николаевна.
Вышивание – хорошее слово, но мне больше нравится такое выражение: «Я рисую иголкой и рисую лентами». Я ведь всегда хотела быть художником!
Не было бы счастья да пандемия помогла
Последний год отразился и на жизни самой героини.
– Прошлой весной, с началом пандемии, было ужасное моральное состояние, – признается она. – И как-то вечером, пребывая в плохом настроении, я задалась вопросом: а что же дальше? А дальше я взяла ленты и стала вышивать. А в июне обратилась к директору художественного музея Светлане Николаевне Приваловой с просьбой помочь организовать выставку. Сегодня я уже точно могу сказать, что картины и подготовка к выставке спасли меня от упаднического состояния.
– А что дальше? А дальше еще больше работы, – улыбается мастерица. – Планирую начать вышивать птиц и животных. У меня уже есть принт воробушка и прекрасные волки. А также я в очередной раз убедилась, что, талант талантом, но больших успехов достигаешь именно за счет трудолюбия.