48 килограммов – «Похудела!», – 85 см в холке, а в полный рост на задних лапах примерно 1.77м - 1.80, выше своих хозяев – вот такой щенок 8-месячный.
– Вообще люблю животных, а особенно больших собак, – говорит Мария, инициатор появления у них Дейзи. У Павла давно в детстве был кот и то недолго – у мамы алергия.
– Так что вся жизнь была без животных, – говорит Павел. – А Маша стала просить – куда денешься. И вот практически ей на день рождения и нашли.
Маше Шавровой 25, она родом из Витебска и собачница с детства.
– У родителей были коне-корса, лабрадор. Потом мама сказала: «Никогда больше собак не заведу!», – и у нее снова собака живет. У меня с 18 лет, как стала снимать квартиру, была своя собака, смесь акито-ину и хаски. Год на передержке была девочка стаффа. Потом на улице подобрала шпица без зубов. Как сказал ветеринар – зубы выпали не от болезни, и еще колени перебиты, и с холкой проблемы... То есть хозяева были варвары. Несколько дней шпиц бродил у витебского ДК, где я работала – увидела бедняжку, так жалко стало, и забрала.
Павел Марус бобруйчанин, ему 27. Познакомились они с Марией в 2016-м через общую знакомую, которая с ней училась в Витебске.
– То я к ней ездил, то она ко мне. Потом у нее, в прошлом августе, контракт закончился (а у меня контракт с «Белшиной»), и в последний день она уже была на полпути в Бобруйск. Приехала, и сразу: «Паша, хочу собаку!». Мечты должны исполняться, стали искать.
– Я тебя еще с апреля уговаривала! – смеется Маша. – Ну ладно, как приехала, так сразу начали искать.– Было пару вариантов, но один какой-то мутный, – рассказывают ребята, – типа, берите бесплатно, но мы будем на выходных забирать. Это вам что, игрушка?! И нашли Дэйзи, в Быховском районе. Взяли, когда ей было 3 месяца, сейчас 8.
– Со шпицем это повезло шпицу, а так я больше люблю больших собак, – объясняет Маша. – Они более спокойные, не лают постоянно, как маленькие. В первую очередь вс`ё, конечно, зависит от воспитания, но большие быстрее поддаюся тренировке. И с детства хотела именно дога, хоть их никогда близко и не было. Но Скуби-Ду из мультика – дог, в семье большую собаку называли «догом» – так и отложилось.
Живет семья в девятиэтажке на «Байконуре». И в двухкомнатной квартире, и даже в лифте Дэйзи помещается.
– Тут еще очень вовремя стена упала! – смеется Павел. – Между коридором и залом была деревянная перегородка – рухнула от старости. Теперь надо делать ремонт, но есть где развернуться с такой пёсой.
– Поначалу мы пускали ее на кровать, – рассказывает Маша, – ну маленькая, пусть. Потом стала расти – уже мы не помещаемся! Стали отваживать, отсылать к себе – каждую ночь она приходит и смотрит, спим ли. Нет – уходит. А потом просыпаемся – лежит! Причем ей надо, чтоб голова была на подушке. Друзья спрашивают: «Вы уверены, что собачья лежанка должна выглядеть так?».
– А днем без своего медведя жить не может. В другую комнату уносим – она за ним, и к нему на лапы ложится. Один матрас был, теперь другой, помещается прекрасно – всё равно на медведе спит. А матрас у нее за столовую.
Когда корреспонденты пришли к ней домой, Дэйзи как раз лежала на матрасе и грызла огромное ухо. И на незнакомцев даже ухом не повела.
– Она умная, спокойная, хорошо относится к людям, – рассказывают "родители". – Конечно, если ночью из-за угла кто-то выйдет, она может зарычать – ну так она защищает своих, правильно. А так – в гостях были дети, младшие братья подруги, так они вместе валялись на кровати, смотрели мультики. Один на нее ноги закинул, другой голову – без проблем.
Совсем маленькой Дэйзи сильно переживала расставание с родителями, не могла спокойно сидеть дома одна. Позанимались с кинологом. А базовым командам опытная Маша научила ее сама.
– Не знаю, зачем, научила команде «Поклон». Но красиво смотрится.
– Гуляет Дэйзи на поводке, но без намордника – он ее раздражает, она становится непослушной. В общественном транспорте – конечно. Ездили с ней в Витебск – в купе жутко долго и дорого, ехали с тремя пересадками эконом-классом, – без проблем. Она спокойно лежала на скамейке или рядом, нам никто слова не сказал. Так что путешествовать с большими собаками реально. «Ай, мне не на кого собаку оставить» – возьми с собой! Серьезная проблема только в том, что на наших вокзалах нет площадок для выгула, даже тупо зеленую зону тяжело найти. Вообще –миллиард законов для собачников выдумывают, налоги, штрафы – а ничего не делается. Собачих площадок крайне мало и они маленькие, наша для Дэйзи на 2 шага, и она разбитая. Гуляем в основном в крепости или на речке. Убираем, конечно, за ней – а куда выкидывать? Спецмусорок нет, значит в обычную. И то некоторым людям не нравится. Похоже, некоторые просто не знают, до чего доколупаться.
Зимой Дэйзи гуляет в куртке – шерсть короткая, можно простыть. Моется после прогулки спокойно, сама залазит в ванну.
– Но после мытья превращается в демона, – смеется Маша. – Носится по хате, балуется, всё сносит.
– А так она – большой котенок. Ласковый, спокойный и забавный. Покупаем ей новые мячики, косточки – нет, мне нужна старая вонючая игрушка.
– Но она хитрая, – улыбается Паша. – Приходит подлизываться, прося гулять или есть. Знает, что на кухне много вкусного – научилась дверь открывать за ручку! Пришлось щеколду ставить. Но когда на кухне готовим вдвоем – сидит смирно и только смотрит на одного, на другого. Попрошайничает, но не лезет.
– А еще она собака художника! – гордится Маша. – Я художник в клубной системе Бобруйского района, дома пишу картины – Дэйзи смотрит. Иногда участвует. На Новый год рисовала открытки для друзей – дала ей кисточку, она мазнула.
– Да у неё самой кисточка есть! – смеется Паша, держа чуть лохматый кончик хвоста.
– Лично я неудобств никаких не вижу с большими породами, – говорит Маша, – за исключением цен на еду. Пьет и есть она, конечно, много. Пьет из ведра. Перед вашим приходом дали ей большой хрящ – пока поговорили, его уже нету. Корм покупаем в интернете сразу мешками. Один мех на 20 кг стоит 170 рублей, на месяц ей надо два. Хотя, будем честны – в принципе дорого жить, цены кусаются и без собак.
А в остальном никакого специального ухода дог не требует. Если всё делать правильно.
Единственная большая проблема, смеются "родители" – слюни! Постоянно ходят с тряпочками.
Маша собачница с большим стажем, а каково Паше – первая собака и сразу такой "лось"?
– Очень непривычно, – признается. – Что-то огромное бегает, носом тычется. Но приспособился, конечно. Сроднился.
И на мужские руки приходится взвешивание питомицы в домашних условиях. Для такой вроде бы простой процедуры Паша сначала взвешивается сам, а потом берет Дэйзи на руки и встает на весы с грузом. Потом высчитывается разница, но это уже не так эффектно.
Собачьи мама Маша и папа Паша живут как семья с разными фамилиями, а какая фамилия у Дэйзи?
– Марус, – серьезно отвечает Маша. – Дэйзи Павловна Марус.
29 января этой малышке исполняется 9 месяцев, в переводе на человеческий примерно 14 лет. Говорят, где-то в Бобруйске есть еще один дог, девушка может познакомиться.