«Во мне боролись два человека: один говорил – «да нафиг тебе это надо», второй отправлял на тренировку»
Сама Нонна в спорт пришла «очень поздно»: в 22 года. Причем, совершенно случайно – работала по распределению в Краснокамске мастером цеха по изготовлению матрешек. Познакомилась с тренером, который как раз набирал в свою секцию желающих заниматься дзюдо. Нонна решила попробовать, чтобы похудеть. И осталась в этом спорте на всю жизнь. Тренировались после работы по вечерам, с восьми до десяти вечера каждый день.
– Во мне боролись два человека, – смеется Нонна Николаевна. – Один говорил: «Да нафиг тебе это надо, отдыхай, спи». Второй (наверное, это более сильная я) отправлял на тренировку: «Ну-ка, собрала сумку и пошла!»
Со временем Нонна втянулась. Фабрика игрушек, на которой она работала, даже отпустила ее раньше с отработки – подписали перевод, и девушка ушла в спорт.
Многие смеялись, говоря, что в ее возрасте ей уже пора заниматься чем-то другим, но Нонна продолжала тренироваться и возвращаться с соревнований с медалями.
Базовую спортивную подготовку Нонна Жуковец получила в Краснокамске, там же начала тренерскую карьеру и продолжила ее, вернувшись в Бобруйск в 1990-е.
«Никогда не говорите «никогда»
Возвращение в Бобруйск, говорит Нонна Николаевна, не планировалось, но так сложились семейные обстоятельства:
– Я приезжала к сестре в Бобруйск в гости и думала: «Никогда не буду жить в этом ужасном месте». А потом спустя годы приехала сюда и состоялась здесь как тренер, как жена, как мама. И теперь даже детям твержу: никогда не говорите «никогда».
Дочки – Кристина, Диана и Марьяна родились уже в Бобруйске.
28-летняя Кристина – мастер спорта по самбо, дзюдо и вольной (женской) борьбе. Тренер и международный судья. Чемпионка мира по самбо среди девушек.
22-летняя Диана – тренер, мастер спорта по дзюдо и самбо, чемпионка мира по самбо среди девушек.
13-летняя Марьяна – двукратный призер первенства Европы по борьбе сумо среди детей. Учится в СШ №2 и в этом году планирует поступить в Бобруйское государственное училище олимпийского резерва.
В спорте в этой семье абсолютно все. Глава семейства, Вадим Жуковец – тренер по борьбе дзюдо в Бобруйском училище олимпийского резерва.
Нонна Николаевна ни разу не была в отпуске по уходу за ребенком. Не было и отдыха перед родами (в роддом, говорит, уезжала буквально из зала) – женщины-тренеры не могут себе такого позволить.
– Я же тренирую детей, как я могу позволить себе надолго уйти? – говорит Нонна Жуковец. –Тренер – это же старший товарищ. Дети часто доверяют тренеру сокровенное, делятся тем, что им важно. Они стремятся на занятия.
По словам Нонны Николаевны, у женщины-тренера есть максимум пять дней после родов. А дальше – снова занятия.
Дочери выросли на ковре
Все три дочери Нонны буквально выросли на ковре в спортивном зале – все время были с родителями на тренировках, вместе ездили на соревнования. Мама рассказывает, что в их семье сразу было решено не перекладывать ответственность по воспитанию детей на дедушек и бабушек, а справляться самим.
Мама уверена: ни одна из дочерей о таком детстве не пожалела:
– Я видела, как они взрослели. Взрослеют спортсмены, кстати, очень быстро. Они выросли в детском коллективе, в спорте у них появились настоящие друзья. А борцовская дружба – это навсегда.
– Никогда не хотелось попросить о помощи? Найти няню, поручить детей бабушке на денек?
– Таких дочерей, как у меня, можно было и десять иметь, – улыбается мама. – Они очень ответственные.
Нонна Николаевна. по ее словам, не планировала свою жизнь поэтапно: сначала карьера, потом замуж, потом дети.
– Если так планировать, то можно чего-то не успеть, – считает она. – Ведь у человека не так уж много времени, и время это так быстро бежит! При желании все можно успеть.
Нонна Николаевна не помнит таких моментов в своей жизни, когда было бы так тяжело, что хотелось все бросить:
– Наоборот, я просто «вешаюсь», когда я сижу дома. Я бы, наверное, сошла с ума, просидев три года в декрете. Это наша семейная черта. Мы, конечно, устраиваем себе выходные и бездельничаем, но когда долго – это, наоборот, выводит из себя, не хватает вот этой активности, этой кипучей деятельности.
– А у ваших дочерей был выбор? Или «мама сказала – в спорт, значит, в спорт»?
– Нет, мы, конечно, не принуждали никого из них строить свою жизнь и карьеру именно в спорте. Девочки получили музыкальное образование, они хорошо учились и могли выбрать любой вуз, любую специальность. Но сами решили связать жизнь именно с борьбой, со спортом и наставничеством.
Сейчас мама наблюдает за дочерьми и понимает, что все было не напрасно. Особенно, рассказывает она, это видно на тех тренировках, которые сейчас уже ведут Кристина и Диана.
– Я вижу, что к ним на занятия стремятся дети. Радуюсь, когда слышу вот это восторженное: «Диана Вадимовна!», «Кристина Вадимовна!»... Радуюсь, когда вижу, как они судят соревнования и не допускают ошибок. Значит, нашли себя, – говорит Нонна Жуковец.